Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Вид занятия: Построение живописного произведения. Тема урока: И синий звук. И желтый отзвук...
Автор(ы): Чибисова Светлана Владимировна, учитель изобразительного искусства
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вид занятия: Построение живописного произведения. Эпиграф к уроку: «Один тон сам по себе есть всего лишь цвет, два тона – это уже соотношение, это жизнь. Цвет значим только в соотношении с соседним… Запомните свое первое впечатление… Это чувство – самое главное». Анри Матисс Цель урока: Формирование у учащихся понимания значения цвета как средства создания художественного образа. Задачи: - Познакомить с такими направлениями в искусстве, как импрессионизм, фовизм, художественным объединением «Бубновый валет».
- Научить передавать с помощью цветового контраста настроение в картине.
- Развить навыки пейзажной живописи.
- Воспитать любовь к окружающей природе.
Материалы и оборудование: - Для учителя: мультимедийный проектор, презентация слайдов по теме урока, таблицы по цветоведению.
- Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой.
План урока: - Приветствие. Проверка готовности к уроку.
- Введение в тему занятия.
- Восприятие произведений искусства по соответствующей теме и обращение к соответствующим реалиям окружающей природы.
- Сообщение учебного материала.
- Творческая практическая деятельность учащихся.
- Организация выставки для обобщения и обсуждения итогов урока.
- Уборка рабочего места и художественных материалов.
Ход урока На данном уроке мы построим живописное произведение по законам контраста. В живописи контраст является одним из важных художественных выразительных средств. По закону контраста возможно повысить цветность любого пятна, проложив вплотную рядом с ним контрастный цвет. Этим приемом пользовались в своем творчестве Э.Делакруа, Рембрандт, В.Д.Поленов, К.А.Коровин, И.И.Левитан, И.Е.Репин, Анри Матисс, В.Ван Гог, О.Ренуар, И.Машков, П.Кончаловский, Поль Сезанн, М.Ларионов, Аристарх Лентулов и многие художники. (Начинается показ презентации). В XIXвеке во Франции возникло художественное направление – импрессионизм(от фр.impression «впечатление»). Первая выставка в 1874 г., седьмая выставка, состоявшаяся в 1882г. была последней. История движения импрессионизма закончилась в 1886г. Импрессионисты пришли к совершенно новому методу живописи. Они отказались от смешанных цветов, начали писать чистыми, яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Происходило оптическое смешение красок во время созерцания картины. В 1905 г. во Франции зародилось новое художественное течение, фовизм (от фр.les fauves-дикие). Фовизм утверждал преобладание цвета над формой. Во главе группы стоял Анри Матисс. Матисс писал: «Фовизм был кратковременным течением. Мы придумали его для того, чтобы показать значение каждого цвета, не отдавая предпочтения ни одному из них». И еще: «Мы напоминали детей, стоящих лицом к лицу с природой, и дали полную волю нашему темпераменту. Я из принципа отбросил все, что было раньше, и работал только с цветом, повинуясь движениям чувств». В 1910 г. на Воздвиженке в Москве открылась выставка молодых живописцев «Бубновый валет». Она объединила несколько художников, протестовавших против закостеневшего классицизма. Они захотели соединить достижения французского авангарда с исконно русскими традициями народного творчества – и это им удалось в полной мере. Группа просуществовала почти до 1917г. В эту группу вошли: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, Александр Куприн. «В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе, как для выражения настроения, нельзя использовать», - писал Винсент Ван Гог. Необходимо выстроить ритм в картине, проследить развитие основной мелодии – цветовой темы картины. Контрастное сочетание теплых и холодных цветовых тонов в композиции создает сильный эмоциональный эффект. На данном уроке мы берем контраст теплого и холодного, т.е. контрастная цветовая пара образует ритм, который в свою очередь усиливает, подчеркивает настроение картины. Живописную работу надо стараться писать парно. А это значит – к основному цвету главного в композиции стремиться подбирать более контрастный цветовой тон окружения. Рядом расположенные теплые и холодные цвета - оранжевый – синий,
- желтый – фиолетовый,
- красный – зеленый,
- красный – синий
помогают друг другу звучать ярче, громче, контраст между ними придает композиции скрытую динамику. Однако надо помнить, что в практической работе краски дополнительных (контрастных) цветов при смешивании обычно гасят друг друга, давая грязь. В изобразительном искусстве контрастом (от итал.contraste – «резкое различие, противоположность») называется сопоставление противоположных друг другу качеств, различных характеристик, способствующее их усилению. Основные контрасты: (показ слайдов) - теплые пятна – холодные пятна
- яркие пятна – приглушенные пятна
- крупные по площади цветовые пятна – мелкие цветовые пятна
- темное - светлое
- четкий контур – размытый контур
- первый план – дальний план
В гармонических парах варьируются оттенки этих базовых контрастов за счет трех характеристик цвета (тоновой, цветовой, яркостной), в результате мы имеем необозримое количество гармонических пар. Подобные цветовые сочетания повышают цветность друг друга. (Показывается таблица гармонических пар). бледно-фиолетовый
| зеленый
| голубой
| ярк...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.05 | Просмотров: 1333
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|