Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Вид занятия: Построение живописного произведения. Тема урока: И синий звук. И желтый отзвук... - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Вид занятия: Построение живописного произведения. Тема урока: И синий звук. И желтый отзвук...


Автор(ы): Чибисова Светлана Владимировна, учитель изобразительного искусства


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вид занятия: Построение живописного произведения.
Эпиграф к уроку:
«Один тон сам по себе есть всего лишь цвет,
два тона – это уже соотношение, это жизнь.
Цвет значим только в соотношении с соседним…
Запомните свое первое впечатление…
Это чувство – самое главное».
Анри Матисс
Цель урока: Формирование у учащихся понимания значения цвета как средства создания художественного образа.
Задачи:
  • Познакомить с такими направлениями в искусстве, как импрессионизм, фовизм, художественным объединением «Бубновый валет».
  • Научить передавать с помощью цветового контраста настроение в картине.
  • Развить навыки пейзажной живописи.
  • Воспитать любовь к окружающей природе.
Материалы и оборудование:
  • Для учителя: мультимедийный проектор, презентация слайдов по теме урока, таблицы по цветоведению.
  • Для учащихся: бумага, гуашь, кисти, тряпочка, баночка с водой.
План урока:
  1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Введение в тему занятия.
  3. Восприятие произведений искусства по соответствующей теме и обращение к соответствующим реалиям окружающей природы.
  4. Сообщение учебного материала.
  5. Творческая практическая деятельность учащихся.
  6. Организация выставки для обобщения и обсуждения итогов урока.
  7. Уборка рабочего места и художественных материалов.
Ход урока
На данном уроке мы построим живописное произведение по законам контраста.
В живописи контраст является одним из важных художественных выразительных средств.
По закону контраста возможно повысить цветность любого пятна, проложив вплотную рядом с ним контрастный цвет. Этим приемом пользовались в своем творчестве Э.Делакруа, Рембрандт, В.Д.Поленов, К.А.Коровин, И.И.Левитан, И.Е.Репин, Анри Матисс, В.Ван Гог, О.Ренуар, И.Машков, П.Кончаловский, Поль Сезанн, М.Ларионов, Аристарх Лентулов и многие художники.
(Начинается показ презентации).
В XIXвеке во Франции возникло художественное направление – импрессионизм(от фр.impression «впечатление»). Первая выставка в 1874 г., седьмая выставка, состоявшаяся в 1882г. была последней. История движения импрессионизма закончилась в 1886г. Импрессионисты пришли к совершенно новому методу живописи. Они отказались от смешанных цветов, начали писать чистыми, яркими красками, густо нанося их отдельными мазками. Происходило оптическое смешение красок во время созерцания картины.
В 1905 г. во Франции зародилось новое художественное течение, фовизм (от фр.les fauves-дикие). Фовизм утверждал преобладание цвета над формой. Во главе группы стоял Анри Матисс. Матисс писал: «Фовизм был кратковременным течением. Мы придумали его для того, чтобы показать значение каждого цвета, не отдавая предпочтения ни одному из них». И еще: «Мы напоминали детей, стоящих лицом к лицу с природой, и дали полную волю нашему темпераменту. Я из принципа отбросил все, что было раньше, и работал только с цветом, повинуясь движениям чувств».
В 1910 г. на Воздвиженке в Москве открылась выставка молодых живописцев «Бубновый валет». Она объединила несколько художников, протестовавших против закостеневшего классицизма. Они захотели соединить достижения французского авангарда с исконно русскими традициями народного творчества – и это им удалось в полной мере. Группа просуществовала почти до 1917г. В эту группу вошли: Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Илья Машков, Аристарх Лентулов, Роберт Фальк, Александр Куприн.
«В красках заложены скрытые созвучия и контрасты, которые взаимодействуют сами по себе и которые иначе, как для выражения настроения, нельзя использовать», - писал Винсент Ван Гог.
Необходимо выстроить ритм в картине, проследить развитие основной мелодии – цветовой темы картины.
Контрастное сочетание теплых и холодных цветовых тонов в композиции создает сильный эмоциональный эффект. На данном уроке мы берем контраст теплого и холодного, т.е. контрастная цветовая пара образует ритм, который в свою очередь усиливает, подчеркивает настроение картины. Живописную работу надо стараться писать парно. А это значит – к основному цвету главного в композиции стремиться подбирать более контрастный цветовой тон окружения. Рядом расположенные теплые и холодные цвета
  • оранжевый – синий,
  • желтый – фиолетовый,
  • красный – зеленый,
  • красный – синий
помогают друг другу звучать ярче, громче, контраст между ними придает композиции скрытую динамику. Однако надо помнить, что в практической работе краски дополнительных (контрастных) цветов при смешивании обычно гасят друг друга, давая грязь.
В изобразительном искусстве контрастом (от итал.contraste – «резкое различие, противоположность») называется сопоставление противоположных друг другу качеств, различных характеристик, способствующее их усилению.
Основные контрасты: (показ слайдов)
  • теплые пятна – холодные пятна
  • яркие пятна – приглушенные пятна
  • крупные по площади цветовые пятна – мелкие цветовые пятна
  • темное - светлое
  • четкий контур – размытый контур
  • первый план – дальний план
В гармонических парах варьируются оттенки этих базовых контрастов за счет трех характеристик цвета (тоновой, цветовой, яркостной), в результате мы имеем необозримое количество гармонических пар.
Подобные цветовые сочетания повышают цветность друг друга.
(Показывается таблица гармонических пар).
бледно-фиолетовый
зеленый
голубой
ярк...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.05 | Просмотров: 1333

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340