Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Анализ методической работы средней школы № 164 Санкт-Петербурга в 2007/2008 учебном году - Администрирование школы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Анализ методической работы средней школы № 164 Санкт-Петербурга в 2007/2008 учебном году


Автор(ы): Шарова Ольга Яковлевна, учитель биологии, заместитель директора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Целью методической работы стало создание условий для успешной реализации намеченных направлений деятельности школы по теме Формирование образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования и содействующей здоровью.
Методическая деятельность была направлена для решения следующих задач:
  • Повышение педагогической компетентности учителей по проблеме
  • Педагогические технологии, соответствующие инновационному обучению
  • Создание системы работы с одаренными детьми
  • Совершенствование системы организации методической работы в школе
  • Повышение качества преподавания учебных дисциплин
  • Совершенствование работы педагогического коллектива по здоровьесбережению
  • Все направления методической работы были скорректированы с учетом поставленных задач.
  • Для решения поставленных задач были проведены следующие мероприятия.
Задача№1 Повышение педагогической компетентности учителей по проблеме Педагогические технологии, соответствующие инновационному обучению
Качественные образовательные результаты можно получить, если реализуется личностно-ориентированный образовательный прогресс. Условием его является развитие и формирование универсальных умений учащихся.
Развитие этих компетенций у школьников требует в современных общественных условиях от учителя широкой эрудиции, глубоких знаний не только своего предмета, но и возрастных особенностей ученика, общей и педагогической психологии, умений работать в команде и др. То есть от учителя требуется высокая профессиональная компетентность.
Весь прошлый учебный год был посвящен повышению компетентности учителя по проблеме современного урока. Анализ результатов вывел педагогический коллектив на следующую проблему, а именно проблему совершенствования знаний в области педагогических технологий.
Любая педагогическая работа - это практическая деятельность. Часто бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями педагогов продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Преодолеть этот разрыв можно средствами повышения квалификации учителя, которую принято называть методической культурой.
Повышение квалификации учителей проводилось в разных формах: традиционной на курсах повышения квалификации, внутри коллектива на методических объединениях, семинарах различного уровня, консультационной работе с отдельными педагогами или группой учителей. Последнее два года мы применяем корпоративное обучение. Эта форма эффективна тем, что она адресна, связана с широким спектром проблем, которые возникают внутри педагогического коллектива, позволяет обучить весь педагогический коллектив. Преподаватели ИРО Смена провели в январе для учителей школы обучающий семинар по теме Реализация здоровьесберегающих технологий в школе как основа сохранности здоровья педагога. На семинаре рассматривались проблемы общения с детьми, отличающимися повышенной нервозностью, гиперактивностью, агрессией. Учителя были обучены приемам погашения подобных состояний у детей. Такие знания очень полезны, они способствуют сохранению здоровья всех участников образовательного процесса, а также способствуют повышению качества образования. В феврале на базе нашей школы было организовано корпоративное обучение по теме Технология критического мышления.
Обучение проводилось преподавателями АППО. Данная образовательная технология нацелена на взаимодействие учителя и ученика на уроке, активизирует урок, обучает учителя приемам диалога с учащимися, приемам рефлексии процесса обучения. Этот семинар получил высокую оценку всеми учителями. Технология стала широко использоваться в обучении, ее применение повысило интерес учащихся к обучению, позволила совершенствовать технологичность урока.
В условиях модернизации образования распространение инновационного педагогического опыта приобрело новое качество и рассматривается как одна из возможных форм обучения педагогов.
Проблеме распространения педагогического опыта была посвящена школьная учительская конференция Современный урок в инновационном обучении, прошедшая в марте. Свой опыт работы по применению современных образовательных технологий представили учителя разных методических объединений.
  • Аврашова А.Е., учитель английского языка Инновационные методы в преподавании английского языка
  • Лысенко А.А.., учитель географии Интегративный урок
  • Кривашкина И.А., учитель начальных классов Мотивация к обучению детей дошкольного возраста
  • Завгородняя Л.С., учитель русского языка и литературы Развитие творческих способностей через диалог в контексте современных образовательных стандартов
  • Шарова О.Я., учитель биологии Интерактивные методы обучения на уроках биологии
  • Тверских О.И., учитель химии Интерактивные методы обучения на уроках химии
  • Иванчикова И.В., учитель биологии Развитие коммуникативных навыков на уроках биологии
  • Полыгалова И.Н., учитель физической культуры Здоровьесберегающие технологии в школе
Большая роль в обучении педагогов по-прежнему принадлежит методическому объединению учителей. Деятельность МО направлена на непрерывное повышение компетентности педагогов в области науки, учебного предмета, методики его преподавания и расширения кругозора учащихся по предмету.
На МО в этом учебном году обучение велось по таким направлениям как
  • Совершенствование планирования учебного материала, учебного процесса, деятельности методических объединений
  • Учет психолого-педагогических особенностей школьников в образовательном процессе
  • Проблемы современного урока
  • Универсальные умения как основа интеграции обучения
  • Проблемы оценки знаний и умений учащихся
  • Диалоговая технология обучения
  • Проектно-исследовательская деятельность учителя и ученика
  • Единый государственный экзамен
Учителя нашей школы ежегодно публикуют свой педагогический опыт.
  • Шарова О.Я.,учитель биологии, Павлова О.Н учитель истории в этом учебном году опубликовали свой опыт в сборнике, на сайте и компакт-диске Всероссийского Фестиваля Открытый урок
  • Аврашова А.Е., учитель английского языка опубликовала опыт в сборнике научно-методического центра ИНФО
  • Шарова О.Я. составила карту инновационного опыта по теме Эффективный урок на основе диалогового обучения
Самобразование остается одной из действенных форм обучения педагога. В этом учебном году был организован смотр Портфолио профессиональной деятельности педагогов школы, который показал, что учителя приобретают опыт обобщения и систематизации своей педагогической деятельности. Портфолио многих учителей школы получили высокую оценку администрации.
Выводы.
Постепенно создаются условия для изменения статуса учителя, перевода его с позиции урокодателя на позиции педагога-менеджера, педагога-методиста, педагога-исследователя и экспериментатора,
  • есть результаты в развитии инновационного поведения педагогов и их нового педагогического мышления;
  • деятельность педагогов основывается на данных психолого-педагогической диагностики, происходит выработка своевременных коррекционных мер
  • учителя учатся переводить предметные умения в универсальные, за счет чего углубили содержание целей и результатов обучения;
  • учителя стали грамотно обосновывать свои педагогические действия на уроке, выявили многие проблемы своей проверочно-оценочной деятельности.
Заметки по улучшению данного направления
Создать гибкие механизмы управления результатами деятельности педагогов
Шире использовать межпредметные, временные творческие и проблемные группы учителей. Мотивировать активную деятельность педагогов.
Задача№2 Создание системы работы с одаренными детьми
К группе одаренных мы относим детей, которые имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению, творческие возможности и их проявления, имеют доминирующую образовательную потребность. В условиях развития новых технологий резко возрос спрос на людей, обладающих нестандартным мышлением, умеющих ставить и решать новые задачи.
Проблеме организации работы с одаренными детьми были посвящены заседания предметных методических объединений, координация системы деятельности осуществлялась через методический совет.
Определены основные направления деятельности в работе с одаренными детьми:
  • Выявление и составление банка данных таких детей, диагностика с помощью психолога (предпочтительные виды деятельности, творческое мышление, уровень самооценки, толерантность)
  • Вовлечение этих детей в исследовательскую деятельность, в работу над учебными проектами
  • Вовлечение этих детей в конкурсы, олимпиады
  • Вовлечение этих детей к участию в предметных неделях
  • Вовлечение к выступлению в лекторских группах
Организация контроля за развитием познавательной деятельности одаренных детей в условиях класса со смешанными способностями по следующим направлениям (сотрудничество учителя и ученика, возможность выбора учеником сложности контрольного задания, создание ситуации успеха и уверенности, тематический учет знаний, гарантирование ученику права на повышение оценки, поощрение ученика и др.)
В этом году мы стремились расширить благоприятные условия для реализации творческого потенциала детей путем вовлечения их проектную и исследовательскую деятельности и при помощи использования в обучении технологий и методов стимулирующих диалогичность обучения.
В марте 2008 года была проведена школьная конференция учебных проектов и исследовательских работ учащихся Есть идея!. Учащиеся представили свои учебные проекты:
  • Использование этанола, полученного из отходов, в качестве добавки к автомобильному топливу
  • Виноходова Александра, Романова Вероника 11б класс, учитель химии Тверских О.И.
  • Исследование качества кисломолочных продуктов микробиологическим методом Касьяненко Марина, Нефедова Дарья, Мурсалиева Эльвира 10 класс, учитель биологии Иванчикова И.В.
  • Волнистые попугайчики.Наблюдения Ильченко Александр, 8в, учитель биологии, Иванчикова И.В.
  • Интернет музей Н.Гоголю Иванец Наталья, Липенчук Михаил 8в, учитель русского языка и литературы Завгородняя Л.С.
  • Наблюдения за сухопутной черепахой в условиях городской квартиры Соболева Евгения 7б, учитель биологии Шарова О.Я.
  • Судьба реформ и реформаторов в России. АлександрII, Кузнецова Алиса 9а, учитель истории Ломакина И.Г.
  • Последний российский император. Николай II Тавлуй Владислава 9а, учитель истории Ломакина И.Г.
  • Энергосбережение в школе и дома Махмудов Наид, Кочергина Александра 9в, учитель физики Балунова А.Г., учитель информатики Гусева И.Ю.
  • Решение уравнений по математике и информатике Демкова Любовь 9а, учитель информатики Зайцева Н.А., учитель математики Ладыгина Е.А.
  • Традиционной в школе стала еще одна школьная конференция Я учусь в профильной школе
На конференции учащиеся 9-х классов представляют свои творческие работы, выполненные на элективных курсах. В этом учебном году выступили со своими творческими работами учащиеся, посещавшие элективные курсы по русскому языку Тавлуй Влада, Кузнецова Алиса 9а (учитель Брюсова Н.А.), истории Тавлуй Влада, Кузнецова Алиса 9а ( учитель Ломакина И.Г.), физике Хорев Дмитрий, Рычкова Светлана, Махмудов Наид 9в (учитель Балунова А.Г.), по информатике Тимофеева Тая, Виноградова Лиза 9а (учитель Зайцева Н.А.), английскому языку Махмудов Наид, Лебедева Екатерина 9в (учитель Гловацкая Е.В.), психологии Аринина Анна, Рычкова Светлана 9в (учитель Иванчикова И.В.)
Участие МО в олимпиадах и конкурсах в 2008 году
МО русского языка и литературы

Русский медвежонок-130
  • 5 класс-28
  • 6 класс-17
  • 7 класс-17
  • 8 класс-14
  • 9 класс-11
  • 10 класс-14
  • 11 класс-29
Конкурс IV городской конкурс сочинений о русском языке, его роли в современном мире, в жизни и судьбе человека в номинации Диалог культур - 1 Мурсалиева Эльвира 10 класс (грамота) учитель Завгородняя Л.С.
МО истории
  • Школьный тур
  • История-18 ИСПб- 75
  • Районный тур
  • ИСПб-18
  • Золотое руно-24
  • Городской тур-2
  • Конкурс по толерантности .Программа воспитания толерантности Дворец Жданова-70
  • Конкурс ИРО Смена Человек на земле Номинация О дорогах и путешествиях 15, Ломакина И.Г.
МО предметов естественного цикла
  • Школьный тур
Биология
  • Иванчикова И.В.-12
  • Район-4
  • Шарова О.Я.-2
  • Иванчикова И.В.-2
  • Город
  • Шарова О.Я.-3 Ганькова А7кл., Набатов В.7кл., Калинин М. медицинская олимпиада 11 кл. (Ганькова А. грамота за успехи)
  • Иванчикова И.В-2 Велиев Эльшад 8кл (грамота), Махмудов Наид 9кл.
Химия
  • школьный- 48
  • район-3 Хлопотова Света 10кл., Виноходова Александра 11 кл., Романова Вероника 11 кл.
  • Конкурс всероссийский научно-инновационных проектов Энергосберегающие технологии для повышения качества жизни людей -2 Виноходова Александра 11 кл., Романова Вероника 11 кл.
(4 место)
География
  • Конкурс ИРО Смена Человек на земле Номинация О дорогах и путешествиях -21 учитель, Лысенко А.А.
  • Район-7, Кулаков Филипп 2 место (грамота)
МО английского языка
  • Район-10
  • 1 тур город-7
МО математики
  • Математика-45
  • Кенгуру-100
  • MATRMAN-9
  • Конкурс районный Математический аттракцион 15
  • Компьютерная графика-2 Войт Вячеслав 11, Ганькова Анастасия 7кл., учитель Зайцева Н.А.
  • Районная олимпиада 3 (Виноходова Александра, Шепелюк Андрей, Корпусенко Игорь)
МО учителей начальной школы
  • Школа-50 победителей-5
  • Русский медвежонок - 123
  • 2 классы-54
  • 3 классы-48
  • 4 классы-21
  • Район
  • Математический аттракцион -5
  • Олимпийский марафон 5
  • Кенгуру-75
  • Конкурс ИРО Смена Человек на земле Номинация Я вижу мир 25
МО учителей физической культуры:
  • Школьный-600
  • Район-304
  • Город-30
  • Международный-6
Выводы.
Анализ участия в олимпиадах учащихся нашей школы показывает, что мы недостаточно полно используем эту форму организации познавательной деятельности учащихся. Не проведен школьный этап олимпиад по русскому языку, географии, информатике, обществознанию, слабый охват учащихся в школьном этапе олимпиад по химии, биологии, истории. Небольшое количество учащихся участвует в районных предметных олимпиадах.
В этом году у нас всего четверо учащихся успешно выступили на олимпиадах вне школы.
Это
  • Кулаков Филипп 10 класс 2 место в районной олимпиаде по географии,
  • Велиев Эльшад 8в класс грамота за успехи на районной олимпиаде по биологии,
  • Ганькова Анастасия 7а класс грамота за успехи на городской олимпиаде по биологии,
  • Мурсалиева Эльвира 10 класс 1 место грамота в IV городском конкурсе сочинений о русском языке, его роли в современном мире, в жизни и судьбе человека в номинации Диалог культур.
Первые два этапа Всероссийской олимпиады (школьный и районный) всегда являлись самыми массовыми, нельзя умалять их значения как способа становления у подростков интереса к науке, способа самореализации, утверждения, получения общественной оценки. Эти этапы в наибольшей степени стимулируют включение учащихся в олимпиадное движение.
Хорошим знаком в этом учебном году стало увеличение количества участников конкурсов городского уровня по географии, истории, математике, участников конкурсов для учащихся начальной школы.
Заметки по улучшению данного направления
Стимулировать работу учителя, работающего по проблеме Одаренные дети
С целью развития системы работы с одаренными детьми начать подготовку организации в школе научного общества учащихся (НОУ), формами деятельности которого бы стали проектная, исследовательская деятельность, диспуты, интеллектуальные игры
Организовать массовое участие детей в школьных предметных олимпиадах.
Задача№3 Совершенствование системы организации методической работы в школе
Для решения этой задачи требовалась оптимизация системы управления методической работой. Руководство методическими объединениями возглавили не просто наиболее опытные, высококвалифицированные учителя, но учителя, желающие заниматься этим видом деятельности. На методическом совете было решено определить единые темы в работе методических объединений, согласовать индивидуальные методические темы, общую тему методического объединения с методической темой школы. С целью совершенствования анализа и планирования работы на методическом совете были разработаны структура анализа и алгоритм планирования деятельности методических объединений. Анализ деятельности было решено проводить по поставленным перед МО задачам и планировать работу методического объединения на основании анализа работы истекшего года. Одним из направлений работы МО стало распространение инновационного опыта педагогов. С этой целью была активизирована работа по методическим темам учителей. Учителя обобщили свой опыт работы на учительской конференции Современный урок в инновационном обучении, проведенной в марте, представили свои Портфолио профессиональной деятельности. В этом году была продолжена работа по развитию творческой активности учителей. В марте был проведен школьный этап конкурса профессионального мастерства Учитель года 2008. В конкурсе приняли участие три учителя Смирнова Любовь Николаевна, учитель физической культуры, Ломаки...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.05 | Просмотров: 1943

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340