Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Героическое, трагическое и психологическое звучание новеллы Б.С. Житкова Механик Салерно
Автор(ы): Чичерова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: познавательные - чтение и филологическое комментирование художественного произведения с использованием элементов биографического, историко-литературного, текстологического, лингвистического комментариев худ. текста (новеллы);
- приобретение навыков лингвистического анализа худ. произведения;
- формирование представления об особенностях индивидуального стиля автора;
- подготовка к ЕГЭ;
развивающие - развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;
- формирование эстетического вкуса и приобретение учащихся к творчеству Б.С. Житкова
воспитывающие - воспитания внимания к худ. слову;
- развитие любви к русской литературе.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг и выставка рисунков, стихотворение Н.С. Гумилева, литературная газета «Б.С. Житков. Жизнь и судьба». Уголок внеклассного чтения «Произведения для самостоятельного чтения 6 класс» Словарная работа на компьютере: специальные слова. Ход урока Вступительная часть. Разговор пойдет о героическом, трагическом и психологическом звучании произведения (показать на доску). Учитель: Вспомним. Итальянский пароход идет в Америку. В трюме бочки с бертолетовой солью, которая при нагревании может взорваться. Возник пожар. О случившимся знает только команда. Она готовит плоты для спасения людей. Открываем книги – глава 14. 1. Почему механик Салерно плачет? (Потому что виновен, согласился за 300 лир переправить бочки....) 2. Меняется ли его (Салерно) поведение с тем, что он ощущает свою вину? Искать глаголы. Работа над лексикой (Меняется, нервничает. Он не зашел, а влетел. Не дотронулся до капитана, а схватил. Он - влетел. Он - схватил, стал трясти. Тряс и все глядел. Сел. Он - задыхался, схватил графин, пил из горлышка. Обливался.) а) Определите роль глаголов. Какую роль играют употребленные глаголы? (Важную роль, передают состояние души героя. Душа – страдает, человек – нервничает). б) Что происходит с лицом? (Лицо кривилось, сморщилось, похудело, он – осунулся) Почему? (Лицо страдало, муки души. Муки отразились на лице ) Вывод учителя: Б.С. Житков умело передаёт чувства главного героя, через поступки и через портрет (элементы портрета). Учитель: мастерски писатель изображает картины природы. 3. Прочти созданный автором пейзаж (гл. 15). Нарисуй в нескольких словах, что ты видишь? («Красные пенистые волны», «черный дым из труб», «пароход летит вперёд») – Природа спокойна или тревожна? (Тревожна) – Каким образом Житков добивается создания столь напряжённого пейзажа? (При помощи цветописи, изобразительных средств языка, работа со словарем символов. С помощью тропов. Использует цветовые эпитеты «черный дым», «красные буруны», «горели красным отсветом». Метафора «горели» уточняет, что волны были ярко красные. Это цвет горя, зловещий цвет.) «Черный» [дым] символизирует смерть. Метафора «змеёй валил» позволяет представить, что дым напоминал змею. А змея в данном случае ассоциируется с бедой, ядом. Необычный огонь горел в тюрьме, а смертельный»!) – Куда, же «летит» пароход? (Навстречу смерти) Вывод учителя: Значит, природа слитна с миром людей. Это тревожный мир. Но тревоги могло и не быть, если бы механик Салерно не допустил ошибки или неправильного шага. А за свои поступки надо уметь отвечать. – Как пытается искупить свою вину старый механик (гл.15.)? (Работал до самозабвения, работал «без памяти». Хотел спасти людей), – Отличается от плачущего? (Да. «Взял себя в руки», целеустремленный, собранный). 4. А передавалась ли работоспособность Салерно окружающим? (гл. 17). (Люди работали дружно, в «лад». Умело руководил). 5. Для того, чтобы показать, как боролись люди за жизнь, писатель обязательно продумывает композицию произведения. Какой из эпизодов, по-вашему, является кульминационным? (Спасение пассажиров, экипажа). – Как ведут себя люди в экстремальной ситуации? (По-разному. Покидают пароход. «Даму с девочкой подталкивал вперед Гропани. Вдруг испанец оттолкнул свою даму. Он растолкал народ, вскочил на борт. Хлопнул выстрел. Испанец рухнул за борт. Капитан оставил револьвер в руке. Салерно размещал пассажиров по плотам и шлюпкам. – Все? – спросил капитан. – Да. Двести три человека! – крикнул снизу Салерно. Команда молча, по-одному, сходила вниз.) – Какова авторская позиция? (Автор любуется своими героями Гропани, капитаном Салерно. Автор симпатизирует героям. Чувства писателя) – Кто ведет себя достойно, героически? (Гропани, капитан, механик – они рисковали своей жизнью.) – Какое чувство они у тебя вызывают? (Симпатии, восхищения. Рискуют жизнью. Они думают прежде всего о пассажирах. Несут ответственность за жизнь, чувства долга. Они любили людей. Антипатии – низко, отвратительно ведет себя ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.07 | Просмотров: 1252
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|