Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Героическое, трагическое и психологическое звучание новеллы Б.С. Житкова Механик Салерно - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Урок внеклассного чтения в 6-м классе. Героическое, трагическое и психологическое звучание новеллы Б.С. Житкова Механик Салерно


Автор(ы): Чичерова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
познавательные
  • чтение и филологическое комментирование художественного произведения с использованием элементов биографического, историко-литературного, текстологического, лингвистического комментариев худ. текста (новеллы);
  • приобретение навыков лингвистического анализа худ. произведения;
  • формирование представления об особенностях индивидуального стиля автора;
  • подготовка к ЕГЭ;
развивающие
  • развитие образного, ассоциативного мышления и языкового чутья;
  • формирование эстетического вкуса и приобретение учащихся к творчеству Б.С. Житкова
воспитывающие
  • воспитания внимания к худ. слову;
  • развитие любви к русской литературе.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг и выставка рисунков, стихотворение Н.С. Гумилева, литературная газета «Б.С. Житков. Жизнь и судьба». Уголок внеклассного чтения «Произведения для самостоятельного чтения 6 класс»
Словарная работа на компьютере: специальные слова.

Ход урока

Вступительная часть.

Разговор пойдет о героическом, трагическом и психологическом звучании произведения (показать на доску).
Учитель: Вспомним. Итальянский пароход идет в Америку. В трюме бочки с бертолетовой солью, которая при нагревании может взорваться. Возник пожар. О случившимся знает только команда. Она готовит плоты для спасения людей. Открываем книги – глава 14.
1. Почему механик Салерно плачет?
(Потому что виновен, согласился за 300 лир переправить бочки....)
2. Меняется ли его (Салерно) поведение с тем, что он ощущает свою вину?
Искать глаголы. Работа над лексикой
(Меняется, нервничает. Он не зашел, а влетел. Не дотронулся до капитана, а схватил. Он - влетел. Он - схватил, стал трясти. Тряс и все глядел. Сел. Он - задыхался, схватил графин, пил из горлышка. Обливался.)
а) Определите роль глаголов. Какую роль играют употребленные глаголы?
(Важную роль, передают состояние души героя. Душа – страдает, человек – нервничает).
б) Что происходит с лицом?
(Лицо кривилось, сморщилось, похудело, он – осунулся)
Почему?
(Лицо страдало, муки души. Муки отразились на лице )
Вывод учителя: Б.С. Житков умело передаёт чувства главного героя, через поступки и через портрет (элементы портрета).
Учитель: мастерски писатель изображает картины природы.
3. Прочти созданный автором пейзаж (гл. 15). Нарисуй в нескольких словах, что ты видишь?
(«Красные пенистые волны», «черный дым из труб», «пароход летит вперёд»)
Природа спокойна или тревожна?
(Тревожна)
Каким образом Житков добивается создания столь напряжённого пейзажа?
(При помощи цветописи, изобразительных средств языка, работа со словарем символов. С помощью тропов. Использует цветовые эпитеты «черный дым», «красные буруны», «горели красным отсветом». Метафора «горели» уточняет, что волны были ярко красные. Это цвет горя, зловещий цвет.)
«Черный» [дым] символизирует смерть.
Метафора «змеёй валил» позволяет представить, что дым напоминал змею. А змея в данном случае ассоциируется с бедой, ядом. Необычный огонь горел в тюрьме, а смертельный»!)
– Куда, же «летит» пароход?
(Навстречу смерти)
Вывод учителя: Значит, природа слитна с миром людей. Это тревожный мир. Но тревоги могло и не быть, если бы механик Салерно не допустил ошибки или неправильного шага. А за свои поступки надо уметь отвечать.
Как пытается искупить свою вину старый механик (гл.15.)?
(Работал до самозабвения, работал «без памяти». Хотел спасти людей),
Отличается от плачущего?
(Да. «Взял себя в руки», целеустремленный, собранный).
4. А передавалась ли работоспособность Салерно окружающим? (гл. 17).
(Люди работали дружно, в «лад». Умело руководил).
5. Для того, чтобы показать, как боролись люди за жизнь, писатель обязательно продумывает композицию произведения. Какой из эпизодов, по-вашему, является кульминационным?
(Спасение пассажиров, экипажа).
Как ведут себя люди в экстремальной ситуации?
(По-разному. Покидают пароход. «Даму с девочкой подталкивал вперед Гропани. Вдруг испанец оттолкнул свою даму. Он растолкал народ, вскочил на борт. Хлопнул выстрел. Испанец рухнул за борт. Капитан оставил револьвер в руке. Салерно размещал пассажиров по плотам и шлюпкам.
– Все? – спросил капитан.
– Да. Двести три человека! – крикнул снизу Салерно. Команда молча, по-одному, сходила вниз.)
Какова авторская позиция?
(Автор любуется своими героями Гропани, капитаном Салерно. Автор симпатизирует героям. Чувства писателя)
Кто ведет себя достойно, героически?
(Гропани, капитан, механик – они рисковали своей жизнью.)
Какое чувство они у тебя вызывают?
(Симпатии, восхищения. Рискуют жизнью. Они думают прежде всего о пассажирах. Несут ответственность за жизнь, чувства долга. Они любили людей. Антипатии – низко, отвратительно ведет себя ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.07 | Просмотров: 1252

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340