Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Внеклассное мероприятие: экологическая познавательная игровая программа Путешествие по заповеднику Хакасский - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Внеклассное мероприятие: экологическая познавательная игровая программа Путешествие по заповеднику Хакасский


Автор(ы): Борисова Наталия Владимировна, учитель начальных классов; Бородина Лариса Геннадьевна, учитель географии; Лосоногова Юлия Владимировна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проводится для учащихся 2-го класса.
Цели:
1) развитие познавательного интереса к природе, выработка умения видеть необычное в привычном, воспитание чувства удивления и восхищения;
2) воспитание любви к окружающему миру и потребности в сохранении экологического равновесия в природе.
Оборудование: мультимедиа, иллюстрации, открытки, аудиозапись, эмблема, плакат с девизом праздника, карта Хакасии, декорация с изображением поезда.
Предварительная работа:
учитель приглашает на роль лесовиков двух старшеклассников. Ученики, играющие роль лесовиков, должны подготовить сказочные костюмы и хорошо ознакомиться со сценарием. Старшеклассникам раздаются стихотворения для монтажа. Заранее раздаются роли учащимся для участия в сказке, разучивание гимна Природе. Роль рыбки – подготовленный ребёнок в костюме.

Ход внеклассного мероприятия.

На сцене ведущие: один – в русском костюме, другойв хакасском. Приветствие: одно – на русском, другое – на хакасском.
Вед.1: Изеннер, алгыс аалчылар!
Вед.2: Здравствуйте, дорогие гости!
Вед.1: От самого края Земли родимой до самого края Небес великих простираются наши мольбы ради бессмертия.
Вед.2: Есть у каждого на родине что-нибудь такое, о чём хочется сказать вслух на весь мир!
(На фоне музыки из программы “В мире животных” (Приложение 1) звучат слова, в это время идет показ слайдов об удивительной природе Хакасии). (Приложение 2)
Учитель:
Республика Хакасия – уникальное место на нашей планете. Этот удивительный островок среди безбрежного разнообразия моря природы России представляет собой своеобразную контактную и переходную зону, где западные элементы флоры и фауны встречаются с восточными. Нам – жителям республики Хакасия – посчастливилось жить в этом необыкновенном месте, где красавица Степь синеокоозерная нарядилась в цветной сарафан, распустив по плечам шелковистые волосы из огромного разнообразия трав. Енисей – голубая ленточка украшает прическу Степи. А Саяны – могучие братья охраняют покой сестры. Как не любить тебя, родная Хакасия?! Как не беречь просторы твои?! Как не заботиться о твоем процветании?! Эти вопросы сегодня затронем мы.
Ребята, давайте совершим путешествие по заповеднику “Хакасский”, который был образован 4 сентября 1999г.
Ребята, а как вы думаете, что такое заповедник? (ответы детей)
А для чего создаются заповедники? (ответы детей)
Действительно, заповедник “Хакасский” был создан в целях сохранения уникальных степных растительных сообществ, водно-болотных угодий с их обитателями. Для того, чтобы сохранить места произрастания редких, ценных в научном и практическом отношении видов растений, чтобы сохранить важные озерные акватории в период миграций птиц, чтобы сохранить неповторимый растительный и животный мир, необычайно красивую природу Хакасии.
Для получения знаний мы отправимся в путь на поезде, следующим по маршруту д.Калы – заповедник “Хакасский”. Наш путь лежит через станции: “Степная”, “Таежная”, “Озерная”, “Горная”. Путешествовать нам помогут два лесовичка. К концу путешествия вы должны собрать 4 части от карты республики Хакасия, на которой отмечены заповедные зоны. Девизом нашего путешествия пусть будут слова Джеральда Даррелла (показ слайда со словами). А в пути с нами всегда рядом будет эмблема нашего праздника. (Рисунок 1)
Появляются два лесовика.
1-й лесовик:
Вас, прекрасные друзья,
Приглашаю в гости я,
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды!
2-й лесовик:
Только в мире этом надо
Отгадать чуть-чуть загадок,
На вопросы отвечать,
В игры весело играть.
1-й лесовик:
Лесовик я не простой,
С умной шибко головой.
Расскажу вам о природе,
О зверях и о погоде.
2-й лесовик:
Все готовы с нами в путь?
Только знанья не забудь.
Будь внимателен и смел,
Чтоб везде со мной поспел.
Учитель:Ну что, ребята, в путь? А чтобы было веселей в дороге, споём гимн природе (выход детей с транспарантами о защите природы на мотив песни “Пусть всегда будет солнце!”)
Гимн Природе.
Защитим эту Землю
От руки браконьеров!
Не позволим глумиться
Над природой родной!
Пусть всегда будут реки,
Пусть всегда будет рыба,
Пусть всегда будет море,
А в пустыне – верблюд.
Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома – цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
(В сопровождении лесовичков, изображая движение поезда, ученики прибывают на первую станцию)

Станция “Степная”

(Звучит стихотворение в исполнении старшеклассника о степи на фоне слайдов “Степьтипичный пейзаж Хакасии”)
Мне степь мила.
Слова И. Котюшева.
Шуршат травинки, что-то лепеча,
И вся цветами степь моя одета.
Как будто драгоценная парча,
Она красива на исходе лета.
А чуть подальше колосится рожь,
Под ветром тёплым стелется пшеница.
К улусу тропкой узенькой идёшь
В дали вечерней крыша серебрится.
(Игра “Засели степь”, на ватмане нарисована голая степь (трава))
Учитель: На нашем плакате, ребята, степь выглядит безжизненной, безрадостной. Как вы думаете, почему? (рассуждения детей о вредном воздействии человека на природу)
А давайте сделаем так, чтобы наша степь ожила! (Учитель загадывает загадки детям об обитателях степи, дети отгадывают и наклеивают картинки на плакат),
отгаданные животные и растения показываются на мультимедиа, и учитель даёт небольшой рассказ.
Она как змейка в траве мелькает,
Хвостом виляет,
Хвост оборвёт, другой наживёт.
(Дети отгадывают загадку, наклеивают изображение ящерицы на плакат).
Учитель: Думаю каждый из вас знаком с этим животным. Что вы знаете о ящерице?
(Высказывания детей, дополнения учителя).
То ли тело, толи хвост,
Вверх пойдёт – немалый рост,
По земле протянется –
Так с землёй сливается,
Плоская головка
Всё глотает ловко.
(Lети отгадывают загадку, наклеивают изображение ужа на плакат).
Учитель: Длина ужа может быть от 10см до 3,5м, насчитывается их около 1700 видов. Бывают ядовитые и неядовитые. Укус ужа для человека не опасен. Некоторые виды внесены в “Красную книгу”. Охотятся в утренние и вечерние часы. За одну охоту крупный уж может проглотить до 8 лягушат, питается он и насекомыми, и мелкими птенцами. Ужи могут 300 дней обходиться без пищи. Днём любят греться на солнышке, свернувшись клубочком.
Маленькая, серая,
С длинным хвостом.
За сыром бежит,
Громко пищит.
(Дети отгадывают загадку, наклеивают изображение мышки).
Учитель: Длина мышки от 5 до 50 см, хвост 45 см. Они имеют собственные “дорожки”знаки, помечая необходимые им места и дорогу домой. Мыши наносят большой вред сельскому хозяйству.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетитплохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…
(Дети отгадывают загадку о птице и наклеивают изображение чёрного грифа).
Учитель: Размах крыльев этой птицы 3м, вес 12кг, на голове и на шее редкое оперенье, питается падалью, принося огромную пользу. Чёрный гриф занесён в “Красную книгу”.
Обитает в степи и степная пустельга.
(Дети наклеивают изображение птицы).
Учитель: Это очень полезная птица, весит она всего 240г, длина 38см. Питается она грызунами, мелкими птицами, насекомыми, ящерицами.
Стоит Василий,
Молодой да сильный,
В зелёном армяке,
В ярко-синем парике,
Все на него смотрят
Да любуются.
(Наклеиваем изображение василька)
В зелёной пелерине –
Красотка-балерина,
На одной ножке скачет,
В жёлтом топе
Да белой пачке.
(Наклеиваем изображение ромашки)
Учитель: Ромашка используется в народной медицине.
Сидит на склоне
Синий царь в короне,
Синяя корона –
Царь благородный.
Солнечно на склоне
Царя в сон клонит.
Учитель: Сон-траваядовитое растение.
Цветущая степь переливается разными цветами. Давайте и в нашу степь внесём разнообразие красок. В степи растёт: купальница её ещё называют жарками, огоньками. Этот цветок очень любим народом. Поэты посвящают ему стихи. Послушайте стихотворение хакасского поэта Н. Тиникова. (читает подготовленный ученик)
Жарки
Весна одела в дорогой наряд,
Горы высокой склоны.
Как будто пламенем горят
Везде цветов бутоны.
Не зря в народе нарекли
Цветы жарки красой Земли.
Учитель: Этот цветок украшает герб города Абакана.
(Изображения цветов наклеиваем на плакат).
Учитель: Украшают степь своим цветением и шалфей луговой, таволга шестилепестная, румянка, козелец пурпуровый, эспарцет песчаный.
Учитель: Вспомните, какая степь была сначала?
А какая она теперь?
Одна из задач заповедника “Хакасский” сохранить уникальный степной растительный мир.
Учитель: Молодцы, ребята, вы проехали эту станцию. Я вам вручаю первую часть от карты.

Станция “Таёжная”.

Звучит стихотворение о тайге на фоне слайдов.
Шумит зелёная тайга,
Ты мне, как песня, дорога.
Звенишь серебряной струной
Ты мне вечернею порой.
Ты, тайга родная,
Сторона лесная,
О тебе повсюду
Думаю всегда.
Вершины белоснежных скал,
По всей земле я вас искал.
Искал Хакасию мою,
О ней тебе, тайга, пою.
Учитель: А вы знаете, какое животное тайги изображено на гербе Хакасии?
Что он символизирует?
Сейчас ребята вам покажут свою версию того, как барс появился на гербе Хакасии.
Инсценировка сказки (участвуют подготовленные дети).

Сказка о том, как барс появился на гербе Хакасии.

Когда-то, совсем уже в седые времена, прибежала рыжая лиса с зелёных холмов в чёрный лес. Она в лесу себе норы ещё не вырыла, а новости лесные ей уже известны: пришёл указ государствам лесным свою символику выбрать да какого зверя поместить на герб государства лесного.
Где ручьи в реку соединились, у подножия гор Саян, над быстрым ключом мохнатый кедр стоит. Под этим кедром собрались звери из чёрного леса по паре. Только барс, один-одинёшенек, лежал, свернувшись в клубочек, и наблюдал за дебатами звериными. А звери друг другу шубы свои кажут, умом, силой, красотой похваляются. Только бы они украшали герб.
Старик-медведь, хозяин леса, тоже сюда пришёл:
Что шумите? О чём спорите?
Притихли звери, а лиса острую мордочку подняла, заверещала:
Ах, почтенный Медведь! Мы тут споримспорим, а дела решить без вас не можем: кто достойнее, кто красивее всех?
Всяк по-своему хорош,проворчал медведь.
Ах, мудрейший, всё же мы хотим ваше слово услышать. На кого укажете, тому звери хвалу споют, на почётное место посадят.
А сама свой рыжий хвост распустила, золотую шерсть языком охорашивает, белую грудку приглаживает.
И тут звери увидели грустного молчавшего барса и только сейчас заметили, что один он был.
А ты, почему грустишь?
Так ведь вы все пришли со своими братьями да сёстрами, а я остался на земле Хакасской один и не знаю я, где мои собратья. От этого мне грустно.
Медленно встал старый медведь, чихнул, лапу к барсу протянул:
Вот кто всех краше. Вот кто будет украшать наш герб. А вам, жители лесные, приказываю: беречь и охранять сей ценный вид. А тебе, барс, повелеваю, парить гордо и величаво над просторами нашей Хакасии.
С тех пор украшает барс герб нашей республики.
Учитель: Молодцы, ребята! Вы были благодарными зрителями и слушателями и, поэтому, достойны получить вторую часть карты.

Станция “Озерная”.

(На фоне слайдов звучат слова учителя).
Учитель: Любимые места нарушителей природоохранной зоны – это самое чистое степное озеро Иткуль, самый большой минеральный водоем Восточной Сибири – озеро Белё и озеро Шира, рядом с которым находится курорт федерального значения – “Озеро Шира”. Эти озера являются важной акваторией в период миграций птиц. Например, в окрестностях озера Белё гнездятся птицы, занесенные в Красную книгу. Это беркут, степной орёл, степная пустельга, балобан, филин, степной лунь, формируются массовые скопления журавля – красавки. Всего 136 видов птиц! Но эти заповедные уголки уникальной природы страдают из-за “дикого” туризма. После отдыха туристов остаются горы мусора на берегах водоемов, который попадает затем в воду. Сломанные деревья, выжженный дёрн в местах кострищ, битые бутылки. Это пример того, как нельзя поступать. Иначе, что мы оставим своим потомкам?! Грязные водоёмы?! Безжизненные степи?! Вырубленные леса?! И названия организмов лишь на страницах Красных книг?!
Учитель: Ребята, к нам в гости приплыла рыбка, которая поведала нам о своем горе.
Жалоба рыбки (подготовленный ученик в костюме рыбки): Ох, и любят меня люди. Пользуются тем, что сказать в свою защиту ничего не могу. Языка у меня нет, а сердце-то болит от того, что вылавливают нас сетями, разрывается, когда губят наших деток, да и дышать нам нечем, что только человек не бросает в моё жилище: банки, склянки, разный мусор. Я знаю, как питательно и полезно моё мясо. Я не прочь приносить человеку пользу, но ведь всему должна быть...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3089

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340