Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Художественно-речевая деятельность через театрализованные игры - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Художественно-речевая деятельность через театрализованные игры


Автор(ы): Ярмалавичене Альфинур Шайхулловна, воспитатель I категории, Почетный работник общего образования


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
I. Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Как же разбудить их души? В этом, я думаю, должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. Размышляя над этим, я пришла к выводу, что помочь могут театрализованные игры. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. И это как никогда сейчас актуально. Я решила поработать над темой “художественно-речевая деятельность через театрализованные игры”. Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованные игры. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй. Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи. Театрализованная деятельность также формирует нравственные качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованные игры так же помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, стеснительность. То есть игры развивают ребенка всесторонне.
II. Начала я работу с подготовительной группы. Проанализировав игры, диагностику по формированию художественно-речевой деятельности детей в этой группе, начала работу с составления плана работы. Для себя наметила два направления для деятельности: эстетическое развитие детей через театрализованные игры и художественно-речевая деятельность через театрализованные игры. Поставила перед собой такие задачи:
  • Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желания выступать вместе с коллективом сверстников.
  • Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств.
  • Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
  • Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).
  • Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки.
  • Воспитывать гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехом товарищей и огорчаться их неудачам.
  • Вызывать желание участвовать в праздниках и развлечениях. Чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.
III. Я изучила много литературы, использовала разнообразные приемы, применила много интересных форм проведения театрализованных игр (Приложение 1) и определила для себя систему дальнейшей работы над темой “Художественно-речевая деятельность через театрализованные игры” в соответствии с поставленными задачами:
1) Согласно возрастным особенностям детей ежегодное перспективное планирование, которое включало в себя разучивание стихов, работу над этюдами, игры-драматизации, инсценировки, изготовление кукол-самоделок вместе с родителями, ознакомление с различными видами кукольного театра, основанные на импровизации. (Приложение 2)
2) Создание систематически-меняющейся предметно-развивающей среды в театрализованном уголке.
3) Систематическое включение театрализованных игр во все виды деятельности педагогического процесса. (Приложение 3)
4) Привлечение родителей к участию в наших праздниках, досугах. (Приложение 4)
5) Совместное изготовление родителями и детьми атрибутов, различных видов театров.
6) Проведение выставок и конкурсов среди родителей поделок из нетрадиционных материалов: коробок, веревок, ниток, пробок, пластиковых бутылок, рукавичек, носков.
7) Использование музыки, танцев, песен в театрализованных играх
8) Ежегодное обследование знаний, умений, навыков театрально-игровой деятельности.
9) В начале и конце года проведение педагогической оценки по всем видам деятельности, которое отражалось в таблице показателей уровня и качества знаний по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, познавательному развитию.
IV. Мне необходимо было создать между взрослыми и детьми отношения доброты, сердечности и любви. На родительском собрании я рассказала родителям о нашей театрализованной деятельности, дети показали инсценировку сказки “Рукавичка”. Объяснила, для чего это нужно, просили родителей помочь. И они включились в работу, помогли в изготовлении реквизита, атрибутов и костюмов. Родители тоже стали поддерживать интерес детей к театрализованной деятельности. На каждом празднике родители принимали активное участие в роли артистов. Сказку “Рукавичка” мы показали всем детям нашего детского сада. Начало было положено. Затем я с детьми стала проводит различные упражнения на внимание, на развитие воображения: представь себя холодильником, чайником и так далее. Интерес у детей появился. Заметила, что они стали активнее в общении, разговорчивее. Для большего интереса стала использовать персонажи кукольного театра, беседы по произведениям, упражнения по формированию выразительности исполнения – мимики, жестам, позе, интонации, настольный театр, театр игрушек. Использовала некоторые приемы театрализации на занятиях, неизменно вызывающий интерес. (Приложение 5) К сожалению, эта группа ушла в школу, а ко мне пришла I младшая группа – дети 2–3 лет. У этих детей необходимо было формировать простейшие образно – выразительные умения – умение имитировать характерные движения сказочных животных. Дети этого возраста охотно и эмоционально реагировали на потешки, приговорки, песенки, попевки. Вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, ребенок играет в ладушки, притопывает, прихлопывает, двигается в такт. Это забавляет, радует, организует его поведения. Приходилось много петь колыбельных песен – это успокаивало их; веселых песен – это радовало детей. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, чувства, формирует отношение к окружающему миру. Я применяла в этой группе много фольклорного материала, который помог наладить эмоциональный контакт с детками, этот материал помогал в режимных моментах: умывании, одевании, приеме пищи. Много подбирала иллюстративного материала. Речь детей была ещё слабо развитой, словарный запас небольшой, поэтому все тексты я знала наизусть и произносила с определенной интонацией. Подготовила настольные театры по сказкам “Репка”, “Колобок”, “Курочка Ряба”, “Теремок”. Часто показывала и изображала звукоподражанием сказочных животных. Много игр было проведено с выполнением движений, например: “Коза рогатая”, “Ладушки”, “Киска”, “Водичка-водичка”. В группе подготовила уголок ряженья, в котором были юбочки, косынки, фартуки. Сама постоянно рядилась в различные костюмы и проводила занятия в них, что неизменно вызывало у детей восторг. Дети моей предыдущей группы приходили к нам, чтобы показать сказку или поиграть в игры. Малыши с удовольствием приходили в детский сад, они радовались любому занятию с театрализацией и не скучали. Во II младшей группе работа по формированию речи детей, навыков культурного поведения через театрализованные игры продолжилась. С самого начала учебного года привлекала всех детей к театрализованным играм. Продолжала использовать в работе потешки, хороводы, сказки для всестороннего развития детей: в развитии познавательной деятельности, речи, для развития движений, любознательности, интереса к театрализованным играм. Потешки использовала как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дети легко запоминали их, вводили в свою речь. Качая куклу, Катя повторяла “Баю-баюшки-баю”. Со временем у нас появился пальчиковый театр, который вызвал восторг у детей. Каждый понедельник у нас “День радостных встреч”, на котором всегда в гостях различные виды театров: театр петрушки, настольный, плоскостной, театр игрушек, пальчиковый, фланелеграф, теневой, театр картинок, настольные игры, кукольный, кукла би-ба-бо. Всё это вызывает неизменный интерес и дети стали отражать свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисовали, лепили...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.09 | Просмотров: 2217

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340