Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой Реквием - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой Реквием


Автор(ы): Виноградова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Через анализ лиро-эпического текста подвести учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения.
  2. Развивать у учащихся навыки постижения и восприятия поэмы Ахматовой, соотнесения их со своими внутренними представлениями.
  3. На примере поэмы А.Ахматовой воспитывать любовь к Родинеэмоциональную и интеллектуальную отзывчивость.
Оборудование:
  1. «Реквием» Моцарта (аудиозапись)
  2. Репродукция картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
  3. Цитата из «Откровения Иоанна Богослова».
« И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора,
И остров двинулись с мест своих».
Ход урока.
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был…
А.Ахматова.
I. Оргмомент.
Звучит аудиозапись « Реквием» Моцарта.
Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой А. Ахматовой «Реквием». Цель
урока: проследить, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия
поэта, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.
II. Мотивационное начало урока.
1. История создания поэмы.
Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое
значение слова «реквием».
«Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.
Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.
2. Слово учителя.
Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.
III. Деятельность учащихся по теме урока.
Прозаический отрывок «Вместо предисловия» - очень важный для понимания всей поэмы: это завещание, наказ поэту «это … описать».
- Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?
- Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы?
Следующая часть поэмы «Посвящение».
- Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.
- Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова».
Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?
- В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? (Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)
- А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)
- Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? (эпитеты, сравнения)
- Итак, кому же посвящается поэма?
( Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)
А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина.
(сообщение учащихся.)
- Какая Родина изображена у А. Ахматовой?
(читаем «Вступление»)
( Родина - живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами «черных Марусь»)
- Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова?
Вывод: «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.
Переходим к 1 главе.
- Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?
- Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?
(Сообщение Чинаревой О. о казни стрельцов с опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой казни».)
Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.
Читаем II и III главы.
Опишите картину, которая возникает у вас. Почему?
- Много повторов. Неотвязная мысль, сводящая с ума. « Тень», а не человека, женщину, которая не может больше страдать и, в поисках спасения видит себя глазами «месяца» - как бы из другого мира.
Читаем IV главу.
- Что происходит с героиней?
(Осознан приговор судьбы. Впереди только безумие и смерть, происходит раздвоение личности.)
Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались.… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймем это хоть в некоторой степени, познакомившись с отрывками из романа А. Жигулина
«Черные камни» (Сообщение Шарафутдиновой Д.)
Читаем V главу.
В начале главы обилие глаголов, под конец глаголов почти нет.
Сделайте вывод.
В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну.
Перечитаем VII-IX главы.
Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы:
«Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»….
(… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.)
- Прочтите название X главы. С чем оно связано?
- Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?
- Одинаковы ли...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.10 | Просмотров: 3571

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340