Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Традиции и новаторство сказок А.С. Пушкина - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Традиции и новаторство сказок А.С. Пушкина


Автор(ы): Антонова Людмила Васильевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
8 класс, программа Кутузова
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО СКАЗОК ПУШКИНА.
8 КЛАСС

ЦЕЛЬ УРОКОВ: Помочь понять ученикам характер и формы взаимодействия произведений (народные сказки и сказки Пушкина), какое место в них занимает традиция, а какое принадлежит новаторству; дать возможность ученикам почувствовать себя первооткрывателями.
ЭПИГРАФ К УРОКАМ: “Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое-что; чтение осмысленное и прочувственное – совершенство” А.С.Пушкин
ФОРМА УРОКА: Семинар, элементы исследования.
ОФОРМЛЕНИЕ: “ Мир сказок Пушкина”. Лучшие работы учеников (рисунки, вышивка, лепка)
1 урок: “СКАЗКА О ПОПЕ И РАБОТНИКЕ ЕГО БАЛДЕ”.
1. Вступительное слово учителя.
- Сказки Пушкина входят в нашу жизнь очень рано. Что же привлекает нас в них?
( Фантастическое и необычное содержание, загадочные герои, их приключения, поэтический язык, народная мудрость, “живописный способ выражаться”, “веселое лукавство ума”, “русское раздолье языка”.)
- Это действительно так. Мы говорим “Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной”. И наша задача: увидеть, как традиция фольклора вошла в “Сказку о попе…”
2. Традиции на уровне формы произведения (элементы сюжета, композиции, жанровые особенности, художественные средства…)
а) Индивидуальные сообщения учеников, их исследовательская работа.
1 ученик рассказывает о записях няниных рассказов, о русской народной сказке “Батрак”.
2 ученик анализирует русские народные сказки “Жадный поп”, “Как поп работников морил”, “Кобылье яйцо”.
Делается вывод: у Пушкина – “поп”, в “Батраке” - купец. Оба мироеда, глупые, жадные, их одурачивает смекалистый работящий батрак. В народных сказках поп не пользуется уважением народа, он живет за их счет, он, конечно, мироед. И поп, и батрак боятся расплаты.
- Почему поп просит Балду собирать оброк именно с чертей?
( Черт в религии – воплощение зла, сила страшная и губительная для человека).
- Так ли уж страшен черт, как его малюют. Вспомните, русские народные сказки, где к нему отношение насмешливо – снисходительное.
( “Солдат и черт”, “Черт и мужик”. Здесь черт попадает впросак, будучи обманутым мужиком.)
- Доказать, что Пушкин и эту традицию не нарушает.
( Пушкинские бесы не причиняют никому зла, особенно трогателен маленький и глупый бесенок.)
- Подтвердите цитатами.
(“ Бесенок замяукал, как голодный котенок”, “прибежал бесенок задыхаясь, весь мокрешенек, лапкой утираясь”.)
- “Сказка о попе…” - самая ранняя из всех пушкинских сказок, наверное, поэтому она напоминает раек.
б) Сообщение ученика о том, что такое раек.
( Раек – представление, осуществляемое с помощью большого ящика с увеличительным стеклом. Первоначально через раек показывались картинки религиозного содержания – Адам и Ева в раю, отсюда и название. Пьесы народного театра имели сатирическую, юмористическую направленность, носили прибауточный характер. В кукольных представлениях нередко высмеивались жадные хозяева, попы, даже цари.)
- Совсем ли забыт в наше время раек?
( По этому принципу устроены диапроекторы, да и современная современная программа “Куклы” по этому принципу построена.)
- Просмотр лубочных картин к “Сказке о попе…” через диапроектор.
- Для райка существовал и свой стих, раешный стих. Доказать, что “Сказка о попе…” написана именно им.
( Каждый ряд работает над своим отрывком, определяя количество слогов в строчках, расставляя ударение. Делается вывод: стих пушкинской сказки сближается с рифмованной прозой: свободное расположение ударений, разное количество слогов в строчках.)
- Некоторые ученые считают, что “Сказка о попе…” - это басня, имея в виду прежде всего концовки. Почему? (А.Желанский. Сказки Пушкина в народном стиле, Рослитиздат, М.1936)
- “Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной” - это мораль, вытекающая из содержания “Сказки о попе…” Мораль же присуща басням, да и райки заканчивались всегда моралью.
3.Традиции на уровне содержания (характер, герой, художественная идея, обстоятельства) – это деление, на внешнюю (форму) и внутреннюю (содержание) стороны произведения условное, но оно помогает понять характер и формы взаимодействия произведений, какое место в них занимает традиция, а какое принадлежит новаторству, т.е. собственно, творцу. Вот об этом мы сейчас и поговорим.
- Что является главным двигателем сюжета в “Сказке о попе…”
(“Русский авось” - на который надеется поп: авось плохо Балда служить будет, авось не соберет оброк с чертей…)
- Как ведет себя поп? Почему он все время беспокоился? (Балда делает все хорошо, а расплата…мало не покажется.)
- Таким образом, мы подошли к главной особенности сказок Пушкина: “вечную неподвижность” он “расшифровывает” как вечное движение.
Докажите содержанием сказки, анализируя образ попа.
(Исследовательская работа ученика. В русских народных сказках герой не испытывает внутренних противоречий, колебаний, ему чужда психология, поступки свои почти никогда не мотивирует.
В первой же сказке Пушкин эти каноны нарушает. Ведь про попа не скажешь, что он только отрицательный герой: да глуповат, жаден, но чем-то и симпатичен, наверное, русской безоглядностью: была не была! Здесь и риск, и авантюризм, и …на мой взгляд, фатализм. Ожидание расплаты – это сюжет в сюжете, это уже психологизм, движение его души.
Призадумался поп,
Стал себе почесывать лоб
-“-“-“-“-“-“-“-
Щелк щелку ведь розь
-“-“-“-“-“-“-“-
Да понадеялся он на русский авось.)
- А сейчас я вам прочитаю черновые концовки “Сказки о попе…” Почему они зачеркнуты тут же?
А с третьего щелка
Брызнул мозг из потолка
-“-“-“-“-“-“-“-
Вариант более мягкий, но тоже зачеркнут.
А с третьего щелка
Вышибло дух у старика.
- Сказалась “лелеющая душу гуманность”. Проблема преступления и наказания была для Пушкина проблемой не только нравственной, но и эстетической. Герои для поэта – живые люди, и самосуд над ними мы не смеем устраивать по своему произволу.
- Итак, человечность – одна из форм присутствия автора в сказке. Лирическая позиция автора может выражаться и через юмор, смех, иронию.
Кто в “Сказке о попе…” наиболее пластично, ярко описан? (Подтверждать цитатами.)
(- Бесенок. Его жалко, ему сочувствуем, хотя и “вражонок”. Его портрет: “хвостик”, “лапки”, “мордка”, а косой взгляд на “братца” Балды: здесь и подозрительность, и наивная доверчивость: трагикомическая картина с кобылой:
Бедный бес
Под кобылу подлез,
Понатужился,
Понатужился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
Сколько в описании бесенка уменьшительно-ласкательных суффиксов! Вместе с автором мы испытываем сострадание, жалость к побежденному.)
- Почему на протяжении сказки действует, в основном, Балда?
(Это только кажется. В сказке – целый калейдоскоп стремительно сменяющих друг друга событий, действий.)
- Как через лексику поэт передает это движение?
(Нагнетаются глаголы, их в строке 2,3
Лошадь запряжет, полосу вспашет
Печь затопит, все заготовит, закупит
Яичко испечет да сам и облупит
-“-“-“-“-“-“-“-
Кашу заварит, нянчится с дитятей
- Доказать, что Пушкин следит не только за Балдой.
(Параллельно идет другая жизнь:
Пападья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей…)
- В каких сценах, на ваш взгляд, Балда оказывается посрамленным? Почему?
(Эпизод с бесами. Человечность сказки Пушкина: у него все тоньше и справедливее. Балда у попа жил скорее на правах домочадца, чем работника.)
- “Сказка о попе…” написана в 1830 году. Чуть ли не все важнейшие размышления поэта о театре относятся к этому периоду: переход драмы к глубокой откровенности народных страстей, к колкости суждений площади, истина страстей, драма “стала заведовать страстями и душою человеческого”. В работе над сказками скрещивались проблемы театра, художественной правды, литературы и фольклора, старого и нового, канона и метода.
Что главное, на ваш взгляд, для театра?
(Конфликт противоборствующих сил.)
- Да. И в сказках Пушкина это мы видим предельно ярко: “истина страстей, правдоподобие чувствований”.
Во внеурочное время смотрим инсценировку “Сказки о попе…”
З/д. Перечитать “Сказку о рыбаке и рыбке” под углом зрения : “Традиции и новаторство…”
2 урок. “СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ”.
1. Вступительная беседа.
- Мы продолжаем осмысленное погружение в сказки Пушкина. Создавая их, поэт совсем не предназначал этот жанр детям, не рассчитывал на детскую аудиторию. Пушкин находился в стихии русского фольклора; он говорил о великом и непреходящем; о “грозных вопросах морали”, о прекрасной гармонии вселенной – и о странных исканиях внутри космического миропорядка. В веселых своих сказках он был серьезен и строг. Но из всех сказок, на мой взгляд, “Сказка о рыбаке и рыбке” далеко не веселая: плохо она заканчивается. А может, так и должно быть?
Вспомним, в чем заключается новаторство поэта?
  1. Сказка народная следит, в основном, за одним героем, а у Пушкина – калейдоскоп сменяющих друг друга событий, действий, картин;
  2. Психологизм сказок Пушкина;
  3. Лирический голос автора;
  4. Проблема возмездия, человечность сказок Пушкина.
2. 1) “Сказка о рыбаке и рыбке” - самая эпическая из всех сказок Пушкина, самая монументальная и, по обличью своему, очень близкая к народному творчеству. Она вобрала в себя особенности многих жанров русского народного эпоса: сатирической, волшебной, сказки о животных, былины. Доказать, используя русские народные сказки, например: “Сивка-бурка”, “По щучьему велению”, “Иван-царевич и серый волк” и другие.
(Индивидуальная работа, исследование)
2) Тема 2-ой исследовательской работы: “Сказка о рыбаке и рыбке” Пушкина и “Сказка о рыбаке и его жене” братьев Гримм. (М.К.Азадовский считал источником “Сказки о рыбаке и рыбке” немецкую сказку из сборника братье В. и Я. Гримм).
План исследовательской работы:
  1. Одинаков ли сюжет этих сказок? ( сжатый пересказ)
  2. Есть ли какие различия в образах рыбки, мужа, жены?
  3. Каков финал обеих сказок и обусловленность этого финала?
3. Тема следующей исследовательской работы: “Композиция “Сказки о рыбаке и рыбке”
а) Композиция сказки – замкнутый круг, монотонные повторы возвращают действие к его исходной точке. Примеры из текста.
б) В основе композиции летит многоплановая градация:
  • Старик-рыбак не сразу поймал золотую рыбку, чудесный улов описан с использованием градации ( “с одною тиною”, - “травою морскою”, -“ с одной рыбкой, … - золотою”)
  • “Вверх по лестнице” поднимаются желания старухи: столбовая дворянка – вольная царица – владычица морская; ветхая землянка – изба со светелкой, высокий терем, царские палаты.
  • Море; неуемные, вздорные требования старухи – суровее, грознее море,
“Море слегка разыгралось – помутилось синее море – не спокойно синее море - почернело синее море - на море черная буря”.
4. А.С.Пушкин говорил: “В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному”. Наша задача – найти в “Сказке о рыбаке и рыбке” просторечия. Объяснить их роль.
(Работа над языком сказки: “дурачина ты, простофиля!”, - “ступай себе с богом”, “за чупрун таскает”, “еще пуще старуха вздурилась”, “что ты, баба, белены объелась?”, “старика взашеи затолкали”, “поделом тебе”, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: не садися не в свои сани!”… Мы убедились: “живописный способ выражаться”, “веселое лукавство ума”, “русское раздолье языка” - это неповторимость мышления русского народа, а значит и сказок Пушкина, всего его творчества.)
5. Поэт верил, что “вращается весь мир вокруг человека”, а потому он должен быть красив. Посмотрим, каковы же герои пушкинской “Сказки о рыбаке и рыбке”. Кажется, они статичны, психологических подробностей почти нет, автор совсем “растворился” в эпическом сюжете.
(Мощный поток лиризма идет через всю сказку, насыщая ее сюжет настроениями боли, скорби, иронии, гнева. Автор- сам по себе. На сурово однообразном фоне заметны малейшие изменения.
1 вариант следит за развитием образа старухи, подчеркивая трагикомический пафос алчной, жестокой старухи, выскочившей из грязи в князи. Образ философский и даже проповеднический (благодаря присутствию автора): старуха не ведает, что творит, и, когда она возомнила себя всемогущей, наступает крах, совершается справедливость. Не об этом ли народная мудрость: “Выше себя не прыгнешь”?
2 вариант следит за развитием образа старика. (Да, он покорен старухе, “семейный раб”. Но разве в нем нет человеческого достоинства? Ведь каждый “поход” старика к морю – это не просто звено сюжета – это внутренний нравственный поступок, факт духовной жизни героя. Он не только покорен, но и бессознательно мудр в своей покорности: все идет своим чередом, всему свое время.)
6. Элементы дискуссии. Одни исследователи считают, что “Сказка о рыбаке и рыбке” - об угнетении равного равным и о том, что в этом угнетении по-своему “виновны” часто бывают обе равные стороны.
Другие исследователи считают, что сказочный сюжет превращается поэтом в сюжет философский: сказка – притча о столкновении преходящего с вечным.
(Большинство учеников склонилось ко 2-му варианту, хотя и немало тех, кто осуждает в равной степени старика и старуху.)
7. Кто же прав? На мой взгляд, те, кто видит в сказке столкновение преходящего с вечным. И автор склоняется к этой же мысли. Кто понимает старика, сочувствует ему?
(Рыбка. Она неизменно спрашивает: “Чего тебе надобно, старче?” Старик разговаривает с рыбкой запросто, хотя и робко. Видимо, он понимает то, чего никогда не понять старухе.
Море. Чем выше поднимается старуха – тем грознее становится море и тем неизбежнее восстановление справедливости.
У Пушкина пейзаж становится полноправным героем сказки, причем мудрым, несущим непреходящие ценности бытия.
В стихотворении “Я памятник воздвиг себе нерукотворный…” есть строчки:
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Не этому ли принципу следует старик?! Не в этом ли его мудрость?!)
8. Итог урока.
а) -“Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился.
Глядь: опять перед ним землянка,
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.”
Для кого совершается крах?
(Только для старухи, в мире все осталось по-прежнему, вернулось на “круги своя”)
б) – Цикл сказок Пушкина – драматическое зрелище того, как поэт, отстаивает перед грозным миром свои гуманистические принципы. Русское долготерпение не должно в определенных условиях переходить в “пугачевщину”. (Известно, что Пушкин сам сближал сказки со своей пугачевской темой).
Да и сказочного жанра в чистом виде у Пушкина нет: он клонится то к басне (“Сказка о попе…”), то к притче (“Сказка о рыбаке и рыбке”), то к поэме (“Сказка о царе Салтане…”).
Зд. Готовиться к самостоятельному анализу “Сказка о царе Салтане…”
Во внеурочное время театрализованное представление “Сказки о рыбаке и рыбке”.
3 урок. СКАЗКИ ПУШКИНА И ТЕАТР, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА.
Цель:
Показать взаимопроникновение видов искусства; учить учеников “читать” картины, слушать музыку, видеть сказку.
Ход урока.
1. Проверка д/задания.
Читаются лучшие работы: “Традиции и новаторство в сказке А.С. Пушкина “О царе Салтане”. Одна работа прилагается к конспекту.
  1. Сказки Пушкина и театр.
1) – Почему все сказки Пушкина инсценированы?
(Первое, что отличает пушкинские сказки от народных и что сразу бросается в глаза, это их удивительное картинность и даже, театральность. Пушкин вводит театральность в плоть самой сказки, рассчитывает на творческое воображение читателей.)
2) Дается краткая рецензия на спектакли, поставленные школьным драмкружком, по сказкам Пушкина.
3) Представьте, что вы являетесь сценаристами. Какую бы ремарку написали к 1 действию “Сказки о попе…”?
(Провинциальный городок, на холме – милая нарядная церквушка, рядом – особнячок, аляповатые беседки, утонувшие в зарослях сирени.
А внизу – площадь, шумная, ярмарочная.
Посередине площади, по шатким деревянным мосткам, сквозь которые пробиваются лопухи и одуванчики, торжественно шествует поп со своею свитою). Цитируется сказка.
4) К какой сказке написана эта ремарка?
( Великолепной красоты деревянный терем с крылечкам...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.11 | Просмотров: 4373

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340