Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Традиции фольклора в пьесе-сказке А.Н. Островского “Снегурочка” и новаторство писателя. Урок литературы в 6-м классе - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Традиции фольклора в пьесе-сказке А.Н. Островского “Снегурочка” и новаторство писателя. Урок литературы в 6-м классе


Автор(ы): Асылбекова Марина Сергеевна, учитель русского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: показать воздействие фольклора на развитие русской литературы, принципы использования устного народного творчества писателем.
Задачи:
  1. Углубить знания учащихся по теории литературы (традиции, новаторство, обряд, сказка), формировать умение выявлять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя (на основе анализа текста).
  2. Развитие читательских умений по средствам изучения особенностей поэтической манеры автора. Формирование умений находить в авторском творчестве фольклорные элементы. Развитие навыков выразительного чтения и ассоциативного мышления учащихся.
  3. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А.Н.Островского. Воспитывать интерес к исследовательской работе.
Методы и формы:
По источнику получения знаний словесно-иллюстративный
По уровню активности познавательной деятельности исследовательская работа в группах, репродуктивный анализ
По технике коллективная мыследеятельность
По функциям моделирование, преобразование языкового материала
Наглядность и оборудование урока: портрет А.Н.Островского, материал для рисования и моделирования, карточка Консультации к уроку, карточки-задания, информационно-справочный материал. (Словарь В.И.Даля. Сборник “Русские народные сказки А.Н.Афанасьева”. Н.Некрасов “Мороз, Красный Нос”. Стихотворение Абая “Зима”. Сопроводительные листы).
На столах таблички: отдел фольклористики №1, отдел фольклористики №2, отдел ономастики, отдел теории литературы, отдел искусств.
Русская словесность: фольклор и литература. Учебник 5 класс, - Алматы, 2001.
Примечание: Тема урока достаточно широка и требует большой специальной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Готовясь к уроку, ребята заранее распределяются по группам, назначаются руководители групп, перечитывается необходимая литература. Учителю необходимо распечатать дидактический материал: карточку Консультации, стихотворение Абая “Зима”, пригласить Ученый Совет (2-3 увлеченных литературой старшеклассников).
Ход
Организационный момент урока

Представление отделов: отдел фольклористики №1, отдел фольклористики №2, отдел ономастики, отдел теории литературы, отдел искусств.
Представление Ученого Совета.
Запись в тетрадь темы урока. Ученикам предлагается внимательно прочитать тему урока, информацию на карточке Консультации. Пропустить через себя тему и попытаться определить задачи урока (карточка Консультации на столах каждого отдела).
Карточка КОНСУЛЬТАЦИИ
Традиция
– культурно-художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непреходяще ценного, ставшего для них творческим ориентиром. (Литературно-энциклопедический словарь. – М., 1987 г.) Традиция – это обращение к “опыту”, причем к лучшему. Но следует заметить, что писатель наследует прежде всего то, что ему близко, соответствует его принципам, взглядам на жизнь.
Новаторство – обновление и обогащение как содержания, так и формы литературы новыми художественными достижениями и открытиями: новые герои, прогрессивные идеи, новый творческий метод.
Дети формулируют задачи, делается запись на доске и в тетрадях.
- ПОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА ПЬЕСУ-СКАЗКУ А.Н.ОСТРОВСКОГО “СНЕГУРОЧКА”.
- ПОНЯТЬ, В ЧЕМ А.Н.ОСТРОВСКИЙ СЛЕДОВАЛ ТРАДИЦИЯМ ФОЛЬКЛОРА, В ЧЕМ ПРОЯВИЛОСЬ НОВАТОРСТВО ПИСАТЕЛЯ.

Учитель:
Сегодня на уроке мы поиграем. Представьте, что вы – сотрудники НИИ. Вам пришло задание: анализ пьесы-сказки А.Н.Островского “Снегурочка”. Отделы получают задания.
Задание Ученому Совету:
- изучите все задания;
- какие вопросы вам показались самыми легкими, самыми трудными, самыми интересными, самыми важными?
В ходе конференции постарайтесь оценить каждое выступление, отметьте лучшее, обоснуйте свое мнение.
- В чем вы видите пользу от такого урока-игры для учащихся 6 класса? Чего, на ваш взгляд, было сегодня больше – учебы или игры?
Исследовательская работа в группах
Отдел фольклористики №1
  1. Дать определение обряду. Какие обряды вы знаете? (Русская словесность 5 класс, с. 26-35).
  2. Лирическая пьеса-сказка А.Н.Островского “Снегурочка” - произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное представление о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни. Поэтому “Снегурочка” - “многослойное, многоуровневое, многожанровое произведение”. Докажите, что в пьесе-сказке используются разные фольклорные обряды. Наблюдения оформите в виде таблицы. (Таблицы оформляются на сопроводительном листе).
Внес ли А.Н.Островский новое в трактовку обряда?
В результате работы группы должна получиться примерная таблица
Обряд Пример из текста Новаторство
1. Масленица (проводы зимы)Ярилино празднество (победа Лета)
Миф: сказка о Снегурочке, которую положил в основу сюжета А.Н.Островский, отражает древний ритуал принесения весенним богам в жертву девушки. Своеобразной жертвой огненному богу Солнца является Снегурочка.
Вдали крики: “Честная Масленица!”“На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило …” Стилизация мифа. Вместо сюжета об умирающем боге, со смертью которого силы хаоса торжествуют, и его воскресении, восстанавлива-ющем упорядоченный и благоприятный людям космос (порядок вещей), А.Н.Островский создает свой вариант мифа: Бог (Ярило) не умирает, а гневается. Природа приходит в упадок, бог мстит, восстанавливает угодный ему порядок и возвращает свою милость людям (сходен с античным мифом о Деметре).
2. Свадебный обряд.Девичник Действие 1 Явление 6 (зачитать). Ноты тоски, безысходного горя отсутствуют: “Свободный брак не терпит принужденья”. В “Снегурочке” мы видим радость невесты, самостоятельно выбравшей себе жениха. Невеста (Купава), поступками которой должны руководить другие участники обряда, сама ведет обряд.
Отдел фольклористики №2
1. А.Н.Островский назвал свою пьесу “весенней сказкой”. Н.Римский-Корсаков также называет свою оперу “Снегурочка” весенней сказкой. Докажите, что пьеса построена по законам сказки (по картам В.Я.Проппа). Проследите сказочные мотивы в пьесе. (Русская словесность 5 класс, С.37). Наблюдения оформить в виде таблицы.
В результате работы должна появиться примерная таблица


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.11 | Просмотров: 3870

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340