Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Традиции фольклора в пьесе-сказке А.Н. Островского “Снегурочка” и новаторство писателя. Урок литературы в 6-м классе
Автор(ы): Асылбекова Марина Сергеевна, учитель русского языка
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: показать воздействие фольклора на развитие русской литературы, принципы использования устного народного творчества писателем. Задачи: - Углубить знания учащихся по теории литературы (традиции, новаторство, обряд, сказка), формировать умение выявлять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя (на основе анализа текста).
- Развитие читательских умений по средствам изучения особенностей поэтической манеры автора. Формирование умений находить в авторском творчестве фольклорные элементы. Развитие навыков выразительного чтения и ассоциативного мышления учащихся.
- Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А.Н.Островского. Воспитывать интерес к исследовательской работе.
Методы и формы: По источнику получения знаний | словесно-иллюстративный | По уровню активности познавательной деятельности | исследовательская работа в группах, репродуктивный анализ | По технике | коллективная мыследеятельность | По функциям | моделирование, преобразование языкового материала | Наглядность и оборудование урока: портрет А.Н.Островского, материал для рисования и моделирования, карточка Консультации к уроку, карточки-задания, информационно-справочный материал. (Словарь В.И.Даля. Сборник “Русские народные сказки А.Н.Афанасьева”. Н.Некрасов “Мороз, Красный Нос”. Стихотворение Абая “Зима”. Сопроводительные листы). На столах таблички: отдел фольклористики №1, отдел фольклористики №2, отдел ономастики, отдел теории литературы, отдел искусств. Русская словесность: фольклор и литература. Учебник 5 класс, - Алматы, 2001. Примечание: Тема урока достаточно широка и требует большой специальной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Готовясь к уроку, ребята заранее распределяются по группам, назначаются руководители групп, перечитывается необходимая литература. Учителю необходимо распечатать дидактический материал: карточку Консультации, стихотворение Абая “Зима”, пригласить Ученый Совет (2-3 увлеченных литературой старшеклассников). Ход Организационный момент урока Представление отделов: отдел фольклористики №1, отдел фольклористики №2, отдел ономастики, отдел теории литературы, отдел искусств. Представление Ученого Совета. Запись в тетрадь темы урока. Ученикам предлагается внимательно прочитать тему урока, информацию на карточке Консультации. Пропустить через себя тему и попытаться определить задачи урока (карточка Консультации на столах каждого отдела). Карточка КОНСУЛЬТАЦИИ Традиция – культурно-художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непреходяще ценного, ставшего для них творческим ориентиром. (Литературно-энциклопедический словарь. – М., 1987 г.) Традиция – это обращение к “опыту”, причем к лучшему. Но следует заметить, что писатель наследует прежде всего то, что ему близко, соответствует его принципам, взглядам на жизнь. Новаторство – обновление и обогащение как содержания, так и формы литературы новыми художественными достижениями и открытиями: новые герои, прогрессивные идеи, новый творческий метод. Дети формулируют задачи, делается запись на доске и в тетрадях. - ПОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА ПЬЕСУ-СКАЗКУ А.Н.ОСТРОВСКОГО “СНЕГУРОЧКА”. - ПОНЯТЬ, В ЧЕМ А.Н.ОСТРОВСКИЙ СЛЕДОВАЛ ТРАДИЦИЯМ ФОЛЬКЛОРА, В ЧЕМ ПРОЯВИЛОСЬ НОВАТОРСТВО ПИСАТЕЛЯ. Учитель: Сегодня на уроке мы поиграем. Представьте, что вы – сотрудники НИИ. Вам пришло задание: анализ пьесы-сказки А.Н.Островского “Снегурочка”. Отделы получают задания. Задание Ученому Совету: - изучите все задания; - какие вопросы вам показались самыми легкими, самыми трудными, самыми интересными, самыми важными? В ходе конференции постарайтесь оценить каждое выступление, отметьте лучшее, обоснуйте свое мнение. - В чем вы видите пользу от такого урока-игры для учащихся 6 класса? Чего, на ваш взгляд, было сегодня больше – учебы или игры? Исследовательская работа в группах Отдел фольклористики №1 - Дать определение обряду. Какие обряды вы знаете? (Русская словесность 5 класс, с. 26-35).
- Лирическая пьеса-сказка А.Н.Островского “Снегурочка” - произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное представление о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни. Поэтому “Снегурочка” - “многослойное, многоуровневое, многожанровое произведение”. Докажите, что в пьесе-сказке используются разные фольклорные обряды. Наблюдения оформите в виде таблицы. (Таблицы оформляются на сопроводительном листе).
Внес ли А.Н.Островский новое в трактовку обряда? В результате работы группы должна получиться примерная таблица Обряд | Пример из текста | Новаторство | 1. Масленица (проводы зимы)Ярилино празднество (победа Лета) Миф: сказка о Снегурочке, которую положил в основу сюжета А.Н.Островский, отражает древний ритуал принесения весенним богам в жертву девушки. Своеобразной жертвой огненному богу Солнца является Снегурочка. | Вдали крики: “Честная Масленица!”“На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило …” | Стилизация мифа. Вместо сюжета об умирающем боге, со смертью которого силы хаоса торжествуют, и его воскресении, восстанавлива-ющем упорядоченный и благоприятный людям космос (порядок вещей), А.Н.Островский создает свой вариант мифа: Бог (Ярило) не умирает, а гневается. Природа приходит в упадок, бог мстит, восстанавливает угодный ему порядок и возвращает свою милость людям (сходен с античным мифом о Деметре). | 2. Свадебный обряд.Девичник | Действие 1 Явление 6 (зачитать). | Ноты тоски, безысходного горя отсутствуют: “Свободный брак не терпит принужденья”. В “Снегурочке” мы видим радость невесты, самостоятельно выбравшей себе жениха. Невеста (Купава), поступками которой должны руководить другие участники обряда, сама ведет обряд. | Отдел фольклористики №2 1. А.Н.Островский назвал свою пьесу “весенней сказкой”. Н.Римский-Корсаков также называет свою оперу “Снегурочка” весенней сказкой. Докажите, что пьеса построена по законам сказки (по картам В.Я.Проппа). Проследите сказочные мотивы в пьесе. (Русская словесность 5 класс, С.37). Наблюдения оформить в виде таблицы. В результате работы должна появиться примерная таблица
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2012.05.11 | Просмотров: 3870
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|