Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Из опыта работы Центра психолого-медико-социального сопровождения города Старый Оскол по организации деятельности социального педагога в образовательном учреждении
Автор(ы): Басуева Галина Александровна, методист; Дородницына Лариса Николаевна, заместитель директора
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Проблема развития социальной педагогики в России очень актуальна. Социальный педагог – ключевая фигура в школе, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребёнку. В своей практической деятельности социальный педагог осуществляет сопровождение социально-незащищенных категорий обучающихся в образовательном учреждении. Отсутствие единых требований к ведению документации социального педагога, регламентированных на уровне Министерства образования, неумение специалистов грамотно и содержательно представить свою работу привело к необходимости создания таких требований к ведению документации, которые позволят систематизировать работу социального педагога в образовательном учреждении. Творческими группами социальных педагогов городского методического объединения под руководством специалистов ЦПМСС в течение двух лет был разработан сборник справочных материалов по организационно-методическому обеспечению деятельности социального педагога образовательного учреждения города Старый Оскол Белгородской области. В данном сборнике обобщен опыт работы социальных педагогов образовательных учреждений г. Старый Оскол и Старооскольского района по организации (или профессиональной деятельности) работы со всеми участниками образовательного процесса. Сборник состоит из 10 разделов. Каждый из них содержит пояснительную записку по рассматриваемой проблеме, теоретическое и законодательное обоснование организации деятельности, информационно-методический и справочный материал, апробированные образцы документов. 1 раздел – пояснительная записка, в которой определена цель деятельности социального педагога как: - создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального);
- оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем;
- защита ребенка в его личностном пространстве;
- установление связей и партнерских отношений между семьей и школой.
Кроме того, пояснительная записка определяет цель данного сборника. В своей практической деятельности социальный педагог выполняет различные социальные роли: посредник, защитник, организатор. Умение выступать в различных ролях определяет уровень профессиональной компетенции специалиста. Но, в социально-педагогической работе с обучающимися и их родителями нередко возникают проблемы, которые возможно решить путем тесного сотрудничества с различными государственными, общественными структурами, благотворительными фондами. Поэтому 2 раздел раскрывает взаимодействие образовательного учреждения с различными структурами города. Обобщив опыт работы социальных педагогов, разработана схема взаимодействия с различными структурами города, дана информация о тех организациях и учреждениях, которые проводят социальную работу, предложены образцы документов для обращения в различные организации ( ходатайства, доверенности, представления). Как уже было сказано, целью деятельности социального педагога является создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах. Прежде чем реализовать цель своей деятельности, социальный педагог должен хорошо представлять особенности развития ребенка и среду, в которой он развивается. Особо следует подчеркнуть то, что ребенок, как правило, не может сам осознать свои проблемы и объяснить их социальному педагогу. Поэтому социальный педагог часто оказывается перед необходимостью самостоятельно выявлять факторы, негативно влияющие на ребенка, чтобы помочь ему. В 3 разделе сборника представлены виды помощи, которые находятся в компетенции социального педагога для оказания квалифицированной помощи детям и молодежи, нуждающимся в социальной, морально-психологической и материальной поддержке. Особое место в деятельности социального педагога занимает профилактическая работа с семьями и детьми, создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии неблагополучия. Это направление деятельности самым непосредственным образом связано с работой органов опеки и попечительства. Каждому социальному педагогу в практической деятельности приходиться заниматься диагностикой проблем семьи, в результате которой они выбирают наиболее оптимальные формы помощи каждой конкретной семье или личности. В первую очередь это относится к проблеме раннего выявления неблагополучных семей и социально дезадаптированных подростков. В 4 разделе дана классификация неблагополучных семей, формы раннего выявления неблагополучных семей и социально дезадаптированных подростков, основные направления профилактики дезадаптивного поведения, виды реабилитации зоны ближайшего социального развития. Воспитательная функция является одной из важнейших функций семьи. Даже самое хорошее дошкольное учреждение, а затем и школа не могут дать ребенку ту гамму чувств и широкий круг понятий о жизни, который дает семья. Между тем жизнь свидетельствует о том, что немало родителей по неопытности, по незнанию, по легкомыслию допускает серьезные, порой неисправимые ошибки в воспитании детей. А издержки в воспитании детей – это первейший и главный показатель неблагополучия семьи. Неблагополучная семья – это семья полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психологическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью. Учитывая сложившуюся практику, в 5 разделе определена типология неблагополучных семей, раскрывается технологию работы социального педагога с неблагополучной семьей, освещены обязательные аспекты, предложены формы индивидуальной работы с неблагополучной семьей. 6 раздел - это социально-педагогическое сопровождение проблемной семьи, так как наибольшую трудность для родителей представляет установление доверительных отношений с ребёнком, умение вести с ним беседу в атмосфере взаимопонимания. Для многих родителей характерна неразвитость родительских чувств, эмоциональное отвержение, воспитательная неуверенность, то есть речь идёт о нарушении семейных взаимоотношений родителей и детей. В разделе определена типология проблемных семей и основные направления в работе социального педагога с ней. Методика организации работы “Семейного клуба” поможет в установлении партнерских отношений с семьей, создании атмосферы взаимоподдержки и общности интересов между членами семьи. В современных условиях, когда проблема подростковой девиантности с каждым годом вызывает все большую тревогу, особое внимание социальные педагоги уделяют подросткам группы риска . Концепция модернизации российского образования до 2...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1588
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|