Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Программа кружка Моя малая родина
Автор(ы): Харченко Нина Васильевна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Краеведение – это знание о ближней родине, от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Историческое краеведение – это знание о прошлом родного края, о его сегодняшнем дне и перспективах развития. Краеведение помогает узнать учащимся историю своей семьи, родной школы, села, города, области, края. Занятие в кружке помогут учащимся получить ответы на вопросы: кем были мои предки? Когда они обосновались в наших местах? Откуда они пришли? Чем занимались? Современниками каких событий они были? Изучение истории своего поселка должно способствовать формированию стремления активно участвовать в жизни поселка. Предлагаемый мини – курс не претендует на полный охват тем и проблем истории поселка. Предложенные методы и формы проведения занятия кружка не являются единственно возможными. Планы занятий кружка – основа для размышлений, поиска и деятельности. При изучении данного курса необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Учителю необходимо использовать разнообразные формы и методы: экскурсии, консультации музейных работников, подготовка учащимися сообщений по заданию учителя, организация выставок. В условиях вариативности образования учителю предоставляется возможность использовать разные типы занятий, которые позволяют учащимся активно и самостоятельно работать, формировать свое собственное мнение, уметь его аргументировать, анализировать факты и разные источники информации. Очень важно при проведении занятий кружка привлекать учащихся к исследовательской работе: умение взять интервью, провести беседу с людьми, находить нужные материалы и их обрабатывать. Воспитывать у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее – качества, на основе которых формируются гражданственность, чувство ответственности за свою Родину. Формы занятий кружка: - рассказ учителя;
- беседы с учащимися;
- экскурсии в музей;
- работа с документами, фотографиями;
- встречи с интересными людьми.
Программа кружка: с введением национально – регионального и школьного компонентов курсов истории роль и значение краеведения в учебной и внеурочной работе возрастают. Знание учащихся о прошлом родного края – важная составляющая школьного исторического образования. Программа кружка рассчитана на детей 10 – 14 лет. Цель программы: - создать условия для развития потребности учащихся в изучении истории малой родины,
- формировании потребности в самостоятельной исследовательской деятельности.
Задачи курса: организация учебно-воспитательного процесса по изучению истории родного поселка, систематизация и накопление документально – архивного материала. Разработанная программа посвящена жизни поселка в 19–20 веках. На изучение всего курса предусмотрено 9 часов. Периодичность занятий 1 раз в месяц. При изучении курса необходимо использовать различные источники: материалы периодической печати, музея, архивные документы, воспоминания очевидцев. Учитель может использовать различные способы работы с краеведческим материалом, избрать наиболее подходящий с его точки зрения способ организации изучение истории родного края, поселка. Главное – пробуждать интерес к истории своего поселка, развивать познавательную активность учащихся, их стремление узнать свою малую Родину, оценить значимость ее прошлого для того, чтобы потом активно участвовать в ее нынешней жизни. Программа курса. 5-й класс (9часов). Введение (1час). Наш поселок в истории края, Родины. Раздел 1. Благовещенка в конце 19 – середина 20 века. (4ч.) - Основание Благовещенки.
- Социалистические преобразования.
- Благовещенка в годы Великой Отечественной войны.
Раздел 2. Благовещенка во второй половине 20 в. (4ч.). - Благовещенка в послевоенное время.
- Экологические проблемы поселка.
- Население Благовещенки. Культурное развитие поселка.
- Вы – будущее поселка.
Тематическое планирование курса. Занятие 1. Введение. Наш поселок в истории края, России. Цель: создать условие для осмысления учащимися понятия «малая родина». Пособия: карты страны, края, поселка. План: - Понятие «малая родина».
- Место поселка в истории Отечества.
- Основное понятие: «малая родина».
Занятие 2. Основание Благовещенки. Цель: создать условие для осознания учащимися причин появления переселенцев на территории Алтая. Пособия: карта страны, фотографии из музея. План: - Строительство Сибирской железной дороги и освоение прилегающих к ней районов.
- Переселенческая политика правительства в конце 19 – начале 20в.
- Первые поселенцы – выходцы из двух деревень- Дегтярное и Ровны Молокиевской волости, Валуйского уезда, Воронежской губернии.
- Имя поселка Благовещенка (в народе Баштанка).
- Занятия благовещенцев.
Основные понятия: переселенцы, археология, безземелье. Занятие 3. Экскурсия в музей поселка. Цель: создать условия приобщения учащихся к изучению истории своего поселка, жизни своих сельчан. Пособия: музейные экспонаты. План: - Подготовка учащихся к экскурсии.
- Изучение музейных экспонатов.
- Обобщение и вывод по вопросу: что мы узнали на экскурсии в музее?
Основные понятия: археология, экспонат. Занятие 4. Социалистические преобразования. Цель: создать условия для осознания учащимися событий 1917 года через использование документов. Пособия: документы из музея.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.11 | Просмотров: 1884
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|