Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Форма работы по развитию представлений о системах сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением зрения - Работа с дошкольниками - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками

Форма работы по развитию представлений о системах сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением зрения


Автор(ы): Суховольская Елена Викторовна, учитель-дефектолог; Ленкова Елена Васильевна, учитель-дефектолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Основное содержание сенсорного воспитания детей с нарушением зрения в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования свойств предметов и объектов окружающего мира.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например: спектр цветов; шкала музыкальных звуков; решетка фонем родного языка; система геометрических форм; система запахов, вкусовых ощущений; качества предметов и объектов; величина; пространственные представления и т.д.
Формирование выделенных систем обеспечивают органы чувств человека или анализаторы: зрительный; слуховой; тактильно-кинестетический; обонятельный. Работа анализаторов в совокупности образует сложные динамические связи, которые являются основой процессов восприятия, ощущения и всей психической деятельности в целом. В настоящее время существует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими для коррекционного обучения дошкольников с патологией зрения являются:
В младшей группе:
  • накопление знаний и формирование приемов четких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположении);
  • обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова.
В средней группе:
  • формирование приемов целенаправленного восприятия (алгоритмизации по плану-символу);
  • обучение детей на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначения: по существенным признакам; на основе овладения приемом сравнения;
  • обучение приемам группировки на подражание;
  • обучение переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.
В старших группах:
  • формирование навыка узнавания и выделения предметов среди других с использованием сохранных анализаторов, определения их свойств и назначения на основе овладения приемом сравнения;
  • овладение приемами группировки (в старшей группе), классификации (в подготовительной группе);
  • обучение обобщению знаний о предметах и явлениях окружающего мира с целью формирования понятий.
Указанные задачи являются общими как для нормально развивающихся, так и для детей с патологией зрения. Кроме того, Л.И.Плаксина выделяет специфические задачи сенсорного воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений сенсорно-перцептивной сферы ребенка. К таким задачам относятся:
  1. Обеспечение возможно более раннего начала развития восприятия.
  2. Ускорение темпа сенсорного развития, его интенсификации.
  3. Преодоление отклонений в сенсорном развитии.
На решение этих задач направлена система сенсорного воспитания в которой учитываются как особенности аномального развития, так и то специфическое, что несет в себе каждый вид детской деятельности для общего психического и сенсорного развития ребенка. Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов деятельности, которые свойственны детям, как с нормальным, так и аномальным развитием: предметной, игровой, изобразительной.
Основная форма организации обучения детей – занятие. При этом целесообразно избрать индивидуальную форму работы как наиболее действенную и эффективную на начальном этапе, поскольку именно она создает возможности установления наиболее тесного эмоционального контакта между ребенком и педагогом, а также имеется возможность отработать под контролем педагога определенный навык. В последующей работе целесообразен переход к работе в малой группе (2 – 3 ребенка), а затем – в подгруппе (5 – 6 детей).
Кроме того, сенсорное воспитание должно осуществляться в условиях повседневной жизни детей в процессе игр и труда, что способствует обогащению чувственного опыта ребенка через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей. При этом решаются задачи развития восприятия (преимущественно целостного) через освоение предметного мира (сведения о названии и назначении предметов, испытания ощущения от соприкосновения с ними – тяжести, характера поверхности предметов); через освоение пространства (групповой комнаты, здания детского сада); через эстетику быта (рабочего места групповой комнаты); через ознакомление с природой (свойства земли, воды); в ходе подвижных игр, игр-драматизаций и развлечений.
Конспект подвижной игры “Кошкин дом”
(первая младшая группа детей с патологией зрения).

Программное содержание
:
Формировать у детей отношение к цвету, как к характерному признаку определенных предметов; умение двигаться в большом пространстве и находить предмет по заданному признаку. Учить зрительному сосредоточению на предметах определенного цвета. Закреплять представления о величине предметов. Развивать навыки бега в разных направлениях с опорой на зрительный и слуховой анализаторы. Вызвать эмоционально-положительный отклик на деятельность, желание помочь ближнему.
Материал: игрушка-кошка; лукошко с подарками; флажки; 2 мостика – широкий и узкий; домики разных цветов – синий, зеленый, желтый и красный; 4 обруча основных цветов; аудиозапись №1 с мяуканьем кошки.
Ход игры
Воспитатель:
Сегодня мы пойдем гулять на полянку и там поиграем.
Дети и воспитатель подходят к “речке”. Через “речку” перекинуты два мостика – широкий и узкий.
Воспитатель:
На пути у нас река. Река – глубокая, вода в ней холодная. Как же нам перебраться на другой берег? Посмотрите, через речку перекинуты два мостика. Один – узкий мостик, другой широкий. Как вы думаете, по какому мостику мы сможем перейти на другой берег? (ответы детей). Правильно по широкому. Идти нужно осторожно, чтобы ножки не замочить, смотрите перед собой (воспитатель проходит первая, дети идут за ней). Все перешли? Молодцы! А вот и полянка. Посмотрите, на полянке домики красивые стоят. (Обращается к ребенку) Скажи, какого цвета домик? (показывает на один из домиков. Затем обращается к другому ребенку и указывает на другой домик и т.д.).
Воспитатель (удивленно) Посмотрите, кто-то игрушки раскидал по всей полянке. Ай-ай-ай (качает головой).
Аудиозапись № 1.
Воспитатель (шепотом):
Кто это плачет? Давайте отыщем того, кто плачет.
Дети вместе с воспитателем идут на звук.
Подходят к деревцу, из-за него выглядывает игрушка-кошка.
Воспитатель:
кто это? Правильно это кошка. Как кошка мяукает? (ответы детей).
Воспитатель обращается к кошке: Кошечка, почему ты плачешь, так жалобно мяукаешь? (кошка на ушко “рассказывает” о своей беде).
Воспитатель: Кошечка играла, все игрушки раскидала, а теперь не может их собрать. Давайте поможем кошечке навести порядок – разложить игрушки в свои домики: в красный домик поместить красные игрушки, в желтый домик – желтые и т.д.
Дети выполняют задание.
Воспитател
ь: Молодцы! Помогли кошке, она теперь не плачет, а хочет с вами поиграть. (Воспитатель берет флажки). Какие у нее красивые, разноцветные флажки (Обращается к каждому ребенку по очереди): Какого цвета флажок? (Называют цвета всех флажков).
Воспитатель:
Какого цвета флажок кошка поднимет, в домик такого цвета вы и бегите, а она будет вас догонять.
(Игра проводится 3 – 4 раза).
Кошка благодарит детей и дарит им сладкий сюрприз из лукошка.
Конспект дидактической игры “В гостях у куклы Маши”
(вторая младшая группа детей с патологией зрения).

Программное содержание:
Продолжать расширять представления о сенсорных эталонах формы, цвета в процессе выполнения дидактических заданий. Формировать навыки зрительно-кинестетического обследования; слуховые навыки ориентировки в пространстве. Развивать прослеживающую функцию зрения, цветовосприятие, форморазличения. Активизировать навыки зрительно-моторной координации пальцев рук.
Материал: Дидактическая кукла Маша с нашитыми на ней карманами разной геометрической формы, разного цвета и размера; геометрические человечки; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по количеству детей; прищепки разного цвета; колокольчик; аудиозапись № 1 – волшебная музыка; сумка с угощением.
Ход игры
Дети заходят в группу.
Маша.
Здравствуйте! Меня зовут Маша. Какие вы красивые, нарядные! Вы мне очень нравитесь. Можно я с вами поиграю? Посмотрите, какое чудесное у меня платье. Оно украшено геометрическими фигурами – большими и маленькими. Назовите их.
Дети называют геометрические фигуры. Маша предлагает одному ребенку найти, назвать и обвести геометрическую фигуру (индивидуально-дифференцированное задание).
Маша.
Геометрические фигуры не простые, а с секретом. Подойдите, помогите мне расстегнуть пуговицу на синем квадрате.
Маша достает из квадрата геометрическую фигуру.
Маша.
У меня в квадрате лежала только одна фигура, а вас много. Как же мы будем играть? Ой, я совсем забыла (раскрывает платье), у меня на платье много геометрических фигур. Возьмите себе фигуру, которая вам больше всего понравилась.
Дети выбирают на платье Маши фигуру, снимают ее.
Маша.
Как называется геометрическая фигура, которую ты взял? (Маша просит каждого ребенка назвать свои фигуры).
Маша. Геометрические фигуры веселые и очень любят играть. Если вы положите их на стол, то произойдет чудо.
Маша кладет свою фигуру на стол. Дети кладут свои геометрические фигуры на стол. Маша предлагает закрыть им глаза. Аудиозапись №1. Маша меняет геометрические фигуры на геометрических человечков. Дети открывают глаза.
Маша.
Наши геометрические фигуры превратились в веселых человечков. Они приглашают нас поиграть с ними в игру “Прятки”.
Проводится игра, в процессе которой дети определяют – человечек какого цвета спрятался. Игра проводится два раза.
Маша.
Ребята, а какого цвета человечек не прятался?
Дети высказывают предположения.
Маша.
Этот человечек не любит прятаться, ему нравится прыгать. Давайте посмотрим, как он прыгает.
Физминутка для глаз. Дети снимают очки. Человечек поднимается вверх и опускается вниз при помощи лески 2 раза.
Маша. Человечки устали, им нужно отдохнуть. А мы с вами расстегнем треугольник, посмотрим что там лежит.
Маша просит одного ребенка подойти и расстегнуть замок. Достает из треугольника разноцветные прищепки, кладет их на поднос.
Маш
а. Это же мои разноцветные украшения с платья, они все перепутались. Выберите все красные украшения и пристегните их на полоску такого же цвета.
Дети выбирают прищепки из множества и пристегивают их согласно цвету.
Маша.
Какое платье у меня стало красивое. А где же моя сумка? Я вам принесла угощенья в ней и где-то нее потеряла. Но это не беда, ее можно легко найти при помощи м...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.12 | Просмотров: 2344

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340