Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Открытый урок литературы Любовная лирика С.Есенина
Автор(ы): Мельник Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Обучающие:
а) показать динамику развития любовной лирики Есенина; б) повторить литературоведческие понятия “тема”, “лирический герой”, “размер стиха”; - Развивающие:
а) расширить знания учащихся о творчестве Есенина; б) совершенствовать навыки выразительного чтения; - Воспитательные:
а) воспитывать эстетический вкус у учащихся; б) воспитывать интерес к произведениям русской литературы, поэзии; - Здоровьесберегающие:
а) воспитывать бережное отношение к своему здоровью (контроль за осанкой для профилактики сколиоза); б) проведение физкультминутки – зарядка для глаз. Методические приемы: - Лекция с элементами беседы.
- Аналитическое чтение.
Оборудование урока: - Портрет поэта.
- Песни и романсы на стихи Есенина в исполнении А.Малинина.
Ход урока I. Организационный момент. II. Работа по теме. 1. Вступительное слово учителя. Много красоты и богатства таится в любовной лирике С.Есенина. В ней поэт проявляет с особой силой свое необыкновенное искусство. Любовь – одна из наивысших ценностей для Есенина. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых – в песенном русском фольклоре (“Подражание песне”, “Ты поила коня из горстей в поводу..” 1910г.) Любовь к женщине – лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая часто представлена в образе природы. 2. Чтение стихов и комментарий к ним. Обратимся к раннему творчеству Есенина. а) “Не бродить, не мять в кустах багряных” Это стихотворение посвящено юношескому увлечению Есенина – Сардановской Анне, с которой поэт был дружен в с. Константинове. Есенин с изумительной проникновенностью раскрывает красоту чистых отношений любимых в первом дуновении любви, восхищается любимой, озарившей сердце поэта. б) Продолжением изображения весеннего половодья чувств в юношеских стихах можно считать стихотворение “Выткался на озере алый свет зари”(1910 г.) в) Настроения любовной лирики не находятся в статическом состоянии. Любовная лирика в городских стихотворениях поэта меняется. Город оторвал Есенина от “родины-рая”, и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная “девушка – природа” стала мечтой – воспоминанием. Обратимся к циклу “Москва кабацкая” “Сыпь, гармоника. Скука…Скука” (1922 г.) Поэтичность, нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения – жалобное раскаяние: “Дорогая, я плачу, Прости…прости…” Сам автор во “Вступлении к сборнику “Стихи скандалиста” дал собственное объяснение ряду мотивов и лексике “Москвы кабацкой”: “Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскивают в поэтическую речь слова всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления. Не на мне лежит конфуз от смелого произнесенного мной слова, а на читателе или на слушателе. Слова – это граждане. Я их полководец. Я веду их .” По возвращении из-за границы осенью 1923 Есенин читал стихи “Москвы кабацкой” , и когда его упрекнули в упадничестве, поэт говорил, что он внутренне пережил “Москву кабацкую “и не может отказаться от этих стихов. К этому его обязывает звание поэта.” (Стихи этого цикла “Снова пьют здесь, дерутся и плачут” “Пой же, пой. На проклятой гитаре”) г) По возвращении из-за границы в 1923 г. Есенин пишет цикл стихов “Любовь хулигана”,в котором отмечаем отречение от “кабацкого” прошлого, очищение, спасение через любовь. “Заметался пожар голубой” Какие чудесные слова и образы находит поэт для характеристики своей подруги, ее красоты и очарования! К лирическому герою приходит обновление. д) Цикл “Любовь хулигана” посвящен актрисе камерного театра Августе Миклашевской, с которой поэт познакомился в августе 1923 г. Трагический пафос, надрыв сменяется задушевностью, лиризмом, откровенностью: “Пускай ты выпита другим” е) В 1924–1925 г. Есенин работал над циклами стихов “Персидские мотивы”.Создание этого цикла Есенин задумал давно, с того времени, как познакомился с шедеврами персидской классики. Мысль о таком цикле возникла с мечтой о Персии. Цикл стихов – результат его трех поездок в Грузию и Азербайджан с осени 1924 по август 1925 г. “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..” Это стихотворение посвящено Шаганэ Нерсесовне Тертерян (по мужу Тальян) – армянской учительнице, женщине интересной, образованной, прекрасно владевшей русским языком. Шаганэ увлекалась поэзией Есенина. Известно, что Есенин читал ей свои стихи, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов, брал книги из ее домашней библиотеки. Пленительна красота восточной природы, ласков южный ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о родине и здесь не покидают поэта, неудержимо его влечет к себе земля дедов и отцов. Там, на севере, девушка тоже, На тебя она страшно похожа, Может, думает обо мне… – Кого напомнила Есенину красавица – армянка? Обратимся к письмам Есенина, написанным в этот период. Большинство писем Есенина адресовано Галине Бениславской – журналистке московской газеты “Беднота”. Интересна ее родословная : по матери – грузинка, по отцу – француженка. Если предположить, что она сохранила материнские черты (восточные), то, возможно, внешне она чем-то похожа на Шаганэ. “Персидские мотивы” – противовес “Москве кабацкой” Улеглась моя былая рана – Пьяный бред не гложет сердце мне. Синими цветами Тегерана Я лечу их нынче в чайхане. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.12 | Просмотров: 3442
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|