Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование навыков здорового образа жизни, как направление социально-педагогической работы в МОУ Общеобразовательная гимназия № 6 г. Архангельска - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Формирование навыков здорового образа жизни, как направление социально-педагогической работы в МОУ Общеобразовательная гимназия № 6 г. Архангельска


Автор(ы): Семакова Ольга Алерьевна, замдиректора по УВР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Социальный педагог – новая должность для средней школы. Теперь появилась дополнительная возможность формировать представление у учащихся о здоровом образе жизни как о ценности. Целью данной статьи является обобщение опыта социально-педагогической работы гимназии № 6 в г. Архангельске за 1999–2003 года для того чтобы показать реализацию педагогических целей, поставленных перед социальной службой в школе.
К сожалению, в настоящее время хорошее здоровье, здоровый образ жизни не является нормой для большинства учащихся и их родителей; отношение к здоровью как к ценности не имеет приоритетного значения. Здоровый образ жизни – это оптимальная система повседневного поведения, позволяющая человеку максимально полно реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Здоровый образ жизни создаёт наилучшие условия для нормального течения физиологических и психических процессов, что снижает вероятность различных заболеваний, увеличивает продолжительность жизни человека и его работоспособность.
Школа как социальный институт обладает рядом возможностей для успешного формирования установок, привычек и навыков здорового образа жизни, а именно:
1) влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
2) прививать учащимся навыки здорового образа жизни в процессе обучения и осуществлять контроль над их усвоением;
3) осуществлять совместную работу с семьёй;
4) привлекать различных специалистов (медиков, психологов, социальных педагогов и др.)
В нашей гимназии создана система социально-педагогической работы по формированию навыков здорового образа жизни, состоящая из следующих блоков: социально-психологический, базовое образование, внеклассная работа и досуг. Разработана программа “Здоровый образ жизни” на 2002–2005 гг., гимназия имеет статус городского миницентра по позитивной профилактике употребления психоактивных веществ (ПАВ) и формированию навыков здорового образа жизни, которая направлена на учащихся, педагогов и родителей. В целях повышения эффективности вся профилактическая работа обязательно нуждается в психологической и социальной разработке, научно-методической экспертизе.
Работа гимназии в данном направлении стала носить систематический характер с 1999 г., до этого она была, как и во многих школах, эпизодической. Необходимость постоянной работы по формированию здорового образа жизни была обусловлена всё более ухудшающимся как индивидуальным, так и общественным здоровьем россиян.
Основой деятельности является созданная нормативно-регламентирующая база.
Наиболее важно создание команды, осуществляющей профилактическую программу. При этом большую роль играет личность организатора и руководителя. В превентивном обучении и воспитании (особенно с подростками) необходимо учитывать, что они склонны слушаться тех, кого любят и уважают. Активность и эрудированность педагога, а также его умение вызвать доверие, уважение и интерес учащихся способствуют повышению эффективности данной работы.
Формирование навыков здорового образа жизни на уроках происходит интегрировано через различные предметы (биология, ОБЖ, экология, география, химия, литература, музыка, физическая культура, изобразительное искусство, история, обществознание, и т.д.) в течение учебного года с использованием разных форм урока (ролевые игры, дискуссии, кооперативное обучение), что значительно повышает эффект работы по формированию ценностных установок к здоровью, т.к. информация передаётся как учителем, так и самими учащимися , а для класса она становится более значима.
С 2001 г. внедрены специальные программы превентивного образования “Полезные привычки” (1–4 кл.), “ Полезные навыки” (5–9 кл.) и с 2003 г. – “Полезный выбор” (10–11 кл.), которые направлены на овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, формирование здоровых установок, навыков ответственного поведения, социальной и личностной компетентности с 1 по 11 класс. Это программы универсальной (первичной) профилактики употребления ПАВ, целью которых в долгосрочной перспективе является предупреждение или отсрочка употребления ПАВ. Созданы они группой российских специалистов по инициативе Международной некоммерческой организации “Проект ХОУП”, осуществляющей программы в области образования и имеющие гриф “Допущено Министерством образования Российской Федерации”. В программах тесно переплелись современная педагогика, практическая психология и идеи медицинской профилактики. Частью программ является оценка эффективности ежегодного курса через пре- и пост-тесты, которые показывают увеличение качественного показателя в среднем на 57%, а количественного – на 60% (нижняя граница нормы – 30%). Полученные в результате превентивного обучения положительные сдвиги в знаниях, установках и, главное, вербальном поведении демонстрируют важность и необходимость формирования установок и поведенческих навыков подрастающего поколения. В целом, учащимся нравятся “Полезные привычки, навыки, выбор”, а в результате превентивного обучения уровень знаний, отрицательных установок по отношению к употреблению ПАВ и навыков вербального поведения возрастает.
Неотъемлемой частью системы формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни является внеклассная работа и дополнительное образование, т.к. данная профилактика должна быть частью всей системы воспитания. Ежегодно в апреле в гимназии проводится неделя – акция “ Мы – за здоровый образ жизни”, в течение которой реализуется комплекс мероприятий с использованием разных форм, соответствующих возрасту детей: единый классный час, библиотечная выставка, конкурс плакатов, спортивные соревнования, “круглые столы”, деловая игра-конференция “Здоровье нации”, дискуссионный клуб, волонтёрское движение, обращение к мэру города об ограничении рекламы табака на улицах города, брейн-ринг, “пятиминутки здоровья” (старшеклассники – младшим) и т.д. с привлечением различных специалистов. Учащиеся активно участвуют во всех мероприятиях, что, несомненно, повышает эффективность формирования навыков здорового образа жизни. Позитивную роль играет физкультурно-оздоровительная работа, реализуемая через уроки и внеклассные мероприятия (спортивные секции, соревнования), а также через дополнительное образование в детско-юношеской спортивной школе (находящейся на территории гимназии), которая пользуется у наших учащихся большой популярностью. Среди них заметно уменьшилось число курящих, нет токсикоманов и наркоманов, а также зависимых от алкоголя. На школьных дискотеках ребята не курят и не употребляют алкоголь. Курить сигареты среди подростков становится не престижным.
Ежегодно проводимые мониторинги по выявлению учащихся “группы риска” и с аддиктивным поведением, а также по изучению динамики употребления ПАВ (прогресс и регресс) помогают социальному педагогу и педагогу-психологу наметить формы и методы избирательной профилактики (тренинги, индивидуальная работа) с разными группами учащихся, что даёт позитивный результат и по данным опросов, и по поведенческим навыкам. Отмечается значительное снижение количества учащихся с асоциальным и девиантным поведением, с социально-психологическими проблемами. Более эффективно стал проходить процесс позитивной социализ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.14 | Просмотров: 1595

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340