Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Система работы над устными и письменными высказываниями школьников по содержанию повести М.М. Пришвина Кладовая солнца. 6-й клас - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Система работы над устными и письменными высказываниями школьников по содержанию повести М.М. Пришвина Кладовая солнца. 6-й клас


Автор(ы): Ситникова Нина Александровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Любой человек может сказать нечто, соответствующее истине, но выразить
это красиво, разумно, немногословно могут не столь уж многие.
(М. Монтень)
Современная стратегия образования, его модернизация направлены на реализацию компетентностного подхода, применение новых личностно-развивающих технологий, достижение эффективного и значимого результата.
Новое качество знаний обеспечивается в первую очередь новыми технологиями обучения, среди которых информационные играют ведущую роль. Активное использование их на практике – актуальная задача, которую успешно решают учителя-словесники гимназии г. Слободского Кировской обл. Опыт такой работы обобщен в сборнике “Художественный текст и языковая личность” (Творческий проект коллектива учителей-словесников. – Киров. – 2006. – 56 с.).
Статья из сборника “Система работы над устными и письменными высказываниями школьников по содержанию повести М.М. Пришвина “Кладовая солнца” в 6 кл. (автор Ситникова Н.А.) отражает опыт совместной деятельности учителя и учащихся по формированию коммуникативно-речевых умений у шестиклассников, развития у них творческих способностей через проектную деятельность. Метод проектов позволяет решать со школьниками разнообразные учебно-познавательные задачи как на уроке литературы (в ходе работы над художественным текстом), так и во внеурочное время (организация творческой и исследовательской деятельности).
Полученная школьниками информация творчески перерабатывается, они свободно ориентируются в информационном пространстве, самостоятельно выражают собственные суждения, оценки, развивают свои читательские и творческие способности.
Результатом такой работы может быть
  • не только сочинение (“Он был обычным солдатом”. Отзыв о книге воспоминаний своего родственника ученика 6 кл. Касимова Артура – победителя городского конкурса “Мир вместе с книгой”; “Верьте в сказку, люди!” Мои размышления о повести А.Грина “Алые паруса” ученицы 6 кл. Штин Ксении – дипломанта областной научной конференции юных читателей “Я читаю Грина”, 2006 г.);
  • стихотворение собственного сочинения (“Война” ученицы 5 кл. Котельниковой Анны – лауреата городского конкурса чтецов “Любовь, поэзия, война”, 2005 г.);
  • рефераты (“Память и грамотность” ученика 6 кл. Копылова Кирилла; “Дорога к письменности” учащихся 6 кл. Котельниковой Анны, Маниной Юлии, Штин Ксении – дипломантов школьной научно-практической конференции, 2005 г.);
  • творческие проекты (Литературно-музыкальная композиция по повести М.М. Пришвина “Кладовая солнца” учащихся 6 кл. – победителей городского конкурса “Мир вместе с книгой”, 2006 г.);
  • исследовательские проектные работы (“Гриновские места в Слободском” учащихся 6 кл. Анисимова Евгения и Касимова Артура – дипломантов областной научной конференции юных читателей “Я читаю Грина”, 2006 г.).
Совместная учебная деятельность, проводимая в системе, позволяет решать следующие задачи:
1) развивать способность ребят работать с информацией разного типа (текст художественного произведения, статья учебника, научной книги, материалы интернета и т.д.), уметь применять знания в нестандартных ситуациях;
2) использовать средства языка и речи для получения, передачи, обмена информацией (участие в диалоге, умение строить письменные и устные высказывания различных жанров);
3) формировать желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу; планировать и организовывать свою деятельность; способность любую учебную задачу решать творчески.
В свете перечисленных задач обратимся к проблеме современного урока литературы.
Урок литературы на современном уровне – это организация читательского труда школьника, труда творческого, имеющего целью развитие его способностей к воспроизведению и оценке прочитанного. Практически овладеть такими навыками возможно лишь при активной работе самостоятельной мысли ученика-читателя. Она достигается прежде всего использованием речемыслительных задач, задач, требующих речетворчества, предусматривающих постоянное самостоятельное преодоление уровней трудностей, а также такой организации занятий (урочных и внеурочных), где акцент делается не на деятельности учителя, а на действиях и поступках ученика.
Целью обучения является направленность на активное общение (речевую деятельность), обмен интеллектульно-эмоциональной информацией.
Учитывая современные требования к уроку литературы, приходим к выводу, что главная задача учителя-словесника – создавать коммуникативно-речевые ситуации для того, чтобы ученик связно и выразительно говорил, умел слушать и обсуждать, грамотно и логично писать, выразительно читать и создавать собственные устные и письменные высказывания в различных жанрах.
В данном случае предлагается создание разных учебных ситуаций при изучении повести М.М. Пришвина “Кладовая солнца” для развития умений учащихся пользоваться всеми видами речевой деятельности, результатом которой являются следующие формы работы:
  • написание сочинения по повести М.М. Пришвина “Кладовая солнца”;
  • создание творческого проекта в форме литературно-музыкальной композиции “Михаил Михайлович, спасибо за любовь, за мудрые слова…”;
  • выступление с литературно-музыкальной композицией перед учащимися, учителями, родителями;
  • участие в городском конкурсе “Мир вместе с книгой”.
Этап I
Подготовка к написанию сочинения по повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”.
Ситуация №1. Самостоятельное формулирование темы.

Дома ребята самостоятельно обдумывали тему своего будущего сочинения и ее обоснование. Формулировать темы предлагалось на выбор:
  • Осмысление содержания прочитанного произведения;
  • Оценка художественной формы;
  • Понимание авторской идеи.
На уроке каждый ученик читает свою тему, мотивирует выбор (параллельно на доске заполняется таблица: название темы, ее автор и т.д.).
Ситуация №2. Выбор лучших тем.
Коллективное обсуждение и голосование. Определение рейтингового места и победителя по количеству голосов.
В результате на доске появляется заполненная таблица:
№ п/п Название темы Автор темы Кол-во голосов Рейтинго-вое место
1. События на палестинке Копылов Кирилл 7 VI
2. Человек и природа в сказке-были Устинова Татьяна 5 VII
3. Кладовые нашей души Дакадова Елена 12 II
4. Тайна Блудова болота Анисимов Евгений 14 I
5. Одиннадцатилетний герой в оценке автора Иванькович Наталья 2
6. Происшествие в Слепой елани Морданов Андрей 5 VII
7. Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки Бурков Андрей 11 III
8. Сказка природы Ситникова Наталия 8 V
9. Великая сила дружбы и любви Ситникова Наталия 9 IV
10. История Травки и Антипыча Чеглаков Иван 4
11. Смысл заглавия повести “Кладовая солнца” Лобовикова Галина 1
12. “Прекраснейший Вы художник!” (М.Горький) Штин Ксения 4 VIII
13. “И какие это умные детишки!” (М.Пришвин) Плишкин Иван 1
14. Дружба Насти и Митраши Котельникова Анна 2
15. Собака – друг человека Андомин Илья 3
Лучшие 5 тем остаются на доске, остальные стираются.
Ситуация №3. Составление плана.
Работа в группах.
Создается 5 групп в соответствии с выбранной темой для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция плана, запись в тетрадь.
Тема I. Тайна Блудова болота.
План.
  1. “Кладовая солнца” – сказка-быль.
  2. Удивительная тайна Блудова болота.
    • “Великий храм природы”.
    • “Охотники за сладкой клюквой”.
    • Кладовые природы и человека.
  3. Смысл повествования о Блудовом болоте.
Тема II. Кладовые нашей души.
План.
  1. Смысл названия повести “Кладовая солнца”.
  2. Кладовые души – истинное богатство человека.
    • Природные запасы – кладовая солнца.
    • Сокровища человеческой души:
    • а) трудолюбие;
      б) доброта и щедрость;
      в) преданность и дружба;
      г) знание природы и любовь к ней.
  3. Спасибо автору за мудрость и веру в человека.
Тема III. Приключения “Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.
План.
  1. Главные герои сказки-были “Кладовая солнца”.
  2. Поход Насти и Митраши на сказочную палестинку за клюквой.
    • Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
    • Ссора детей у Лежачего камня.
    • Опасный путь “Мужичка в мешочке”.
    • Трудные испытания Золотой Курочки.
    • Великая сила любви.
  3. Отношение автора к “умным детишкам”.
Тема IV. Великая сила дружбы и любви.
План.
  1. “Кладовая солнца” - повесть о дружбе и любви.
  2. Мысли М.М.Пришвина о “большой человеческой правде”.
    • Настя и Митраша – “умные детишки”.
    • Страшная ошибка брата и сестры.
    • Трудный путь детей к “правде”.
    • Радостная встреча друзей (Насти, Митраши, Травки).
  3. Волшебные свойства дружбы и любви.
Тема V. Сказки природы.
План.
  1. М.М.Пришвин – знаток русской природы (автор сказок о природе).
  2. Сказочные истории в повести “Кладовая солнца”.
    • Рассказ о ели и сосне, растущих вместе.
    • Большой черный пень – чудо-домик.
    • Повествование о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.
  3. Роль “сказок” в раскрытии идейного смысла произведения.

Ситуация №4. Подбор эпиграфа к теме.
Возможные эпиграфы к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.
  • Все прекрасное на земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)
  • Друзья в несчастье познаются. (Пословица)
  • Птица сильна крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)
  • Здесь мало увидеть,
    Здесь нужно всмотреться…
    (Н.Рыленков)
  • В одиночку слабы, вместе сильны. (Пословица)
  • Спешите делать добрые дела. (А.Яшин)
  • Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)
  • Только любовью держится и движется жизнь. (И.Тургенев)
Ситуация №5. Коллективное толкование слов и выражений.
Каков смысл названия “Блудово болото”?
а) (буквальное понимание)
Название болота, в котором можно заблудиться.
б) (скрытый подтекст)
Заблудиться, то есть отступить от высоких общечеловеческих понятий добра, любви, веры.
К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы, подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь, обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).
Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”, “кладовые природы”, “кладовые души”.
“Храм природы”Место общения человека с Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов “Кладовые природы”Запасы торфа (других полезных ископаемых)
“Кладовые души”Нравственные богатства человека
Подберите эпитеты к слову “душа”.
Душа может быть….. (прекрасной, открытой, щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой , радостной, искренней; больной испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).
Зачитайте по учебнику (автор-составитель В.П.Полухина) толкование слов “Лежачий камень” (с.225), “Слепая елань” (с.228), “палестинка” (с.231).
Как вы понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде (с. 237)?
(Письменные рассуждения ребят).
Этап II.
Работа с черновиками.
Ситуация №1. Осмысление понятия “идея”.

Записи в ходе беседы:
а) Идея произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).
б) Идея (основная мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).
в) Идея повести “Кладовая солнца”.
(Самое трудное, - говорит автор, - победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра).
Ситуация №2. Написание вариантов вступления по выбранной теме.
  1. Индивидуальная работа: написание краткого вступления.
  2. Чтение написанного и коллективное редактирование.
Ход работы:
Текст до редакции Текст после редакции
Ситникова НатальяМ.М.Пришвин – прекрасный мастер пейзажа. Он писал о природе и о людях. В сказке-были “Кладовая солнца” главная тема – дружба детей Насти и Митраши. Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером, изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.
Устюгова МарияНастя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. Брат и сестра остались без родителей в трудные годы после войны. Ребятишки переняли многое у своих родителей: трудолюбие, доброту, честность – и справились с бедой. Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина “Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе справились со всеми трудностями.
Анисимов ЕвгенийСказку-быль “Кладовая солнца” написал прекрасный природовед М.М.Пришвин. В ней писатель показывает богатство и красоту природы на примере Блудова болота, у которого есть тайна. Он также рассказывает о Насте и Митраше, которые постигают эту тайну. М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека. Чтобы стать буховно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги, которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом болоте, постигли эту великую тайну жизни.
Ситуация №3. Ответь на вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”
Варианты ответов:
  • Всем произведением автор утверждает: дружба – великая сила. (Морданов Андрей)
  • Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе. (Штин Ксения)
  • Пришвин говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти. (Дакадова Елена)
  • Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию, жизненной стойкости, дружбе. (Устюгова Мария)
  • М.М.Пришвин говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать. (Буракова Олеся)
Этап III.
Написание сочинения по выбранной теме (домашняя работа).
Этап IV.
Анализ сочинений, работа над ошибками.
Ситуация №1. Чтение лучшего сочинения.

Зачитывается сочинение Ситниковой Натальи на тему “Великая сила дружбы”.

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.14 | Просмотров: 7573

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340