Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Интерактивные методы обучения в преподавании курса Я — потребитель
Автор(ы): Саранцева Елена Николаевна, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Согласно Стандарту основного общего образования (Федеральный компонент) “ …изучение обществознания… направлено на достижение следующих целей: - развитие личности…критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции, развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления…
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности…
- формирование опыта полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений…” (7).
Всем этим требованиям, на наш взгляд, отвечает обществоведческий межпредметный курс “Я - потребитель” (экономика и право), который может преподаваться в качестве элективного курса в профильных классах полной средней школы (35 или 70 часов) и как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки в основной школе (9-12 часов). Как курс по выбору, он позволяет решить следующие задачи: - дать учащимся представления о правах потребителя;
- учиться применять полученные знания в реальной практике, т. е. формировать навыки грамотного потребительского поведения;
- помочь в выборе будущего профиля обучения.
На наш взгляд, все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения. Следует отметить, что в нашей стране реализуются образовательные проекты, построенные с использованием интерактивных методов – это “Мой выбор” (“Учительская газета”, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”), “Живое право” (Санкт-Петербургский институт права имени принца П. Г. Ольденбургского) другие. Поскольку интерактивные методы и приемы обучения носят универсальный характер, автору видится, что они могут быть успешно применимы и при изучении курса “Основы потребительских знаний”. Согласно, А. Гутникову и В. Пронькину, в преподавании права могут использоваться следующие интерактивные подходы(1): 1. Творческие задания | | 2. Работа в малых группах | | 3. Обучающие игры | ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры | 4. Использование общественных ресурсов | приглашение специалистов; экскурсии | 5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения | социальные проекты, соревнования; радио и газеты; фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки | 6. Разминка | армреслинг; “Гол-мимо”, проверка энергии, прием - прием, тридцать три; африканский дождь, шумовые спектакли, разминки-знакомства, мысленная прогулка. | 7. Изучение и закрепление нового информативного материала | интерактивная лекция; работа с наглядными пособиями; ученик в роли учителя; работа с видео- и аудиоматериалами; каждый учит каждого, мозаика (ажурная пила); использование вопросов. Сократический диалог | 8. Работа с документами | составление документов; письменная работа по обоснованию своей позиции | 9. Обсуждение сложных дискуссионных вопросов и проблем | Займи позицию (шкала мнений); ПОПС-формула; проективные техники; один - вдвоем – все вместе; смени позицию; карусель; дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу; дебаты; симпозиум | 10. Разрешение проблем | дерево решений; мозговой штурм; переговоры и медиация; общественные слушания; упрощенное судебное разбирательство (триады); предварительное следствие и судебное разбирательство; сход граждан | Интерактивное обучение, по мнению Е. В. Коротаевой, следует рассматривать как многомерное явление. Оно решает одновременно три задачи: - учебно-познавательную (предельно конкретную),
- коммуникативно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном),
- социально-ориентированную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства) (5).
- Рассмотрим реализацию этих подходов на примере первой темы курса (см. Приложение 2).
Занятие 1. Кто такие потребители. Основополагающие права потребителя. Цели занятия: - рассмотреть главные понятия курса;
- познакомить учащихся с историей законодательства по защите прав потребителя;
- дать первоначальные представления об основополагающих правах потребителя;
- формировать интерес к экономическим явлениям и процессам;
- развивать коммуникативные навыки (умение работать в группах/парах), навыки публичного выступления.
Основные понятия темы: потребитель, производитель, изготовитель, исполнитель, товар, работа, услуга, закон, права. Средства обучения: Закон РФ “О защите прав потребителя”, основные понятия темы, раздаточный материал (рабочий лист 1,2,3), большие листы бумаги, фломастеры, магниты. План урока: 1. Кто такие потребители. 2. Основополагающие права потребителя. Этап выполнения учебных целей. 1. Этап учебной мотивации: Учащиеся в парах/группах получают рабочий лист 1 анализируют следующие ситуации и отвечают на вопрос: - Какие права потребителя в данном случае были нарушены? - Было ли правомерным обращение в суд? На основе ответов учащихся учитель делает вывод: в обоих случаях имеет место нарушение прав потребителя, и обращение в суд является правомерным. 2. Работа над основными понятиями темы: Учащиеся продолжают работать в парах/группах и выполняют задания по карточкам: Сформулировать понятие “потребитель”. Вы должны проанализировать предложенные и словосочетания, составить предложение, характеризующее данное понятие (склонение, порядок слов можно изменять) и оформить ответ на листе (крупным шрифтом) Словосочетания: имеющий, намерение, либо, приобрести, заказать, товары, домашние и иные нужды, гражданин, или, заказывающий, исключительно для (работы, услуги), приобретающий, не связанные, предпринимательской деятельности, или, личный, семейный. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.15 | Просмотров: 1477
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|