Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интерактивные методы обучения в преподавании курса Я — потребитель - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Интерактивные методы обучения в преподавании курса Я — потребитель


Автор(ы): Саранцева Елена Николаевна, заместитель директора по УВР, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Согласно Стандарту основного общего образования (Федеральный компонент) “ …изучение обществознания… направлено на достижение следующих целей:
  • развитие личности…критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции, развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления…
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности…
  • формирование опыта полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений…” (7).
Всем этим требованиям, на наш взгляд, отвечает обществоведческий межпредметный курс “Я - потребитель” (экономика и право), который может преподаваться в качестве элективного курса в профильных классах полной средней школы (35 или 70 часов) и как курс по выбору в рамках предпрофильной подготовки в основной школе (9-12 часов). Как курс по выбору, он позволяет решить следующие задачи:
  • дать учащимся представления о правах потребителя;
  • учиться применять полученные знания в реальной практике, т. е. формировать навыки грамотного потребительского поведения;
  • помочь в выборе будущего профиля обучения.
На наш взгляд, все эти задачи могут быть реализованы в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем интерактивных методов и приемов обучения. Следует отметить, что в нашей стране реализуются образовательные проекты, построенные с использованием интерактивных методов – это “Мой выбор” (“Учительская газета”, Межрегиональная ассоциация “За гражданское образование”), “Живое право” (Санкт-Петербургский институт права имени принца П. Г. Ольденбургского) другие. Поскольку интерактивные методы и приемы обучения носят универсальный характер, автору видится, что они могут быть успешно применимы и при изучении курса “Основы потребительских знаний”.
Согласно, А. Гутникову и В. Пронькину, в преподавании права могут использоваться следующие интерактивные подходы(1):
1. Творческие задания
2. Работа в малых группах
3. Обучающие игры ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры
4. Использование общественных ресурсов приглашение специалистов; экскурсии
5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения социальные проекты, соревнования; радио и газеты; фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки
6. Разминка армреслинг; “Гол-мимо”, проверка энергии, прием - прием, тридцать три; африканский дождь, шумовые спектакли, разминки-знакомства, мысленная прогулка.
7. Изучение и закрепление нового информативного материала интерактивная лекция; работа с наглядными пособиями; ученик в роли учителя; работа с видео- и аудиоматериалами; каждый учит каждого, мозаика (ажурная пила); использование вопросов. Сократический диалог
8. Работа с документами составление документов; письменная работа по обоснованию своей позиции
9. Обсуждение сложных дискуссионных вопросов и проблем Займи позицию (шкала мнений); ПОПС-формула; проективные техники; один - вдвоем – все вместе; смени позицию; карусель; дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу; дебаты; симпозиум
10. Разрешение проблем дерево решений; мозговой штурм; переговоры и медиация; общественные слушания; упрощенное судебное разбирательство (триады); предварительное следствие и судебное разбирательство; сход граждан
Интерактивное обучение, по мнению Е. В. Коротаевой, следует рассматривать как многомерное явление. Оно решает одновременно три задачи:
  • учебно-познавательную (предельно конкретную),
  • коммуникативно-развивающую (связанную с общим, эмоционально-интеллектуальным фоном),
  • социально-ориентированную (результаты которой проявляются уже за пределами учебного времени и пространства) (5).
  • Рассмотрим реализацию этих подходов на примере первой темы курса (см. Приложение 2).
Занятие 1. Кто такие потребители. Основополагающие права потребителя.
Цели занятия:
  • рассмотреть главные понятия курса;
  • познакомить учащихся с историей законодательства по защите прав потребителя;
  • дать первоначальные представления об основополагающих правах потребителя;
  • формировать интерес к экономическим явлениям и процессам;
  • развивать коммуникативные навыки (умение работать в группах/парах), навыки публичного выступления.
Основные понятия темы:
потребитель, производитель, изготовитель, исполнитель, товар, работа, услуга, закон, права.
Средства обучения: Закон РФ “О защите прав потребителя”, основные понятия темы, раздаточный материал (рабочий лист 1,2,3), большие листы бумаги, фломастеры, магниты.
План урока:
1. Кто такие потребители.
2. Основополагающие права потребителя.
Этап выполнения учебных целей.
1. Этап учебной мотивации:
Учащиеся в парах/группах получают рабочий лист 1 анализируют следующие ситуации и отвечают на вопрос:
- Какие права потребителя в данном случае были нарушены?
- Было ли правомерным обращение в суд?
На основе ответов учащихся учитель делает вывод: в обоих случаях
имеет место нарушение прав потребителя, и обращение в суд является правомерным.
2. Работа над основными понятиями темы:
Учащиеся продолжают работать в парах/группах и выполняют задания по карточкам:
Сформулировать понятие “потребитель”. Вы должны проанализировать предложенные и словосочетания, составить предложение, характеризующее данное понятие (склонение, порядок слов можно изменять) и оформить ответ на листе (крупным шрифтом)
Словосочетания: имеющий, намерение, либо, приобрести, заказать, товары, домашние и иные нужды, гражданин, или, заказывающий, исключительно для (работы, услуги), приобретающий, не связанные, предпринимательской деятельности, или, личный, семейный.
...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.15 | Просмотров: 1477

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340