Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Тема урока: Крушение теории Раскольникова
Автор(ы): Ли Венера Евгеньевна, учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В чём состоит преступление и наказание Раскольникова, по Достоевскому? Не в совершении уголовного преступления, а в создании собственного нравственного закона о праве сильной личности; наказание – не в муках совести, а в идейной неготовности героя отказаться от своей теории. Вывод. Индивидуалистические идеи таят страшную опасность для человечества. Над душами людей могут властвовать не только чувства, страсти, но и отвлечённые теории. Гуманистическая позиция Достоевского имеет огромное значение. Он провозглашает нравственный закон: всякая человеческая личности есть верховная святыня совершенно независимо от того, каковы моральные достоинства этого человека. В лице Раскольникова Достоевский казнит отрицание святости человеческой личности и показывает, что всякая человеческая личность обладает этой святостью и в этом отношении все люди равны. В социальной ситуации, сложившейся сегодня в многонациональной России, большая нравственная ответственность ложится на учителя литературы, долженствующий и способный словом формировать моральный облик ученика. Современное звучание антигуманной теории Раскольникова предотвратит активное распространение экстремистских взглядов среди старшеклассников. И в этом видится актуальность данной темы. Тема: Крушение теории Раскольникова. Цели: - Дидактические:
- развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать её безнравственную, антигуманную сущность;
- постичь нравственный мир Достоевского.
- Развивающие:
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;
- умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом;
- Воспитательные:
- осмысление философии Ницше: идеи “сверхчеловека”, осознание опасности этой теории в многонациональной стране;
- воспитание чувства толерантности.
Оформление доски: - дата, тема урока;
- нравственно-философские понятия:
- индивидуализм
- гордыня;
- эгоизм;
- честолюбие;
- тщеславие;
- одиночество;
- самодостаточность;
- страдание;
- сострадание;
- любовь к ближнему;
- всепрощение;
- разочарование;
- крушение;
- развенчание;
- теория литературы:
- герой-идеолог;
- внутренний конфликт;
- мировоззрение писателя;
- идейно-композиционная роль эпизода;
- основные вопросы, ответы на которые помогут последовательно, целенаправленно и аргументированно развенчать теорию Раскольникова: В чём суть теории Раскольникова?
ХОД УРОКА I. Организационный момент Озвучивание темы и целей урока (см. Приложение, слайд № 1). II. Лексическая работа Цель: предупредить смешение понятий: - гордость-гордыня;
- честолюбие-тщеславие;
- самолюбие-себялюбие
- одиночество-самодостаточность
Нравственное самосовершенствование: не только развитие положительных качеств человека, но и устранение негативных черт. III. Работа над теорией литературы: Герой-идеолог – герой-носитель определённой идеологии; Идейно-композиционная роль эпизода: определение места и роли конкретной сцены в композиции романа для раскрытия идеи произведения; Мировоззрение писателя – нравственно-философские принципы автора, отражающиеся в - картинах природы
- репликах героев в их языке
- поступках героев
- речи повествователя…
IV. Проверка домашнего задания: подбор цитат из романа Достоевского “Преступление и наказание”, отражающие нравственно-философские взгляды героя до раскаяния и после (см. Приложение, слайд № 3) Варианты цитат учителя : Нет, мне жизнь однажды даётся и никогда больше её не будет, я не хочу дожидаться “всеобщего счастья”. Я сам хочу жить, а то лучше и не жить. “…хотя погибнуть на каторге, но опять примкнуть к людям: чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством замучило его”. VI. Работа по теме 1. Прежде чем развенчать теорию Раскольникова, изложите суть его философии и докажите текстуально, антигуманность убеждений. – Какая картина вырисовывается в результате анализа эпизодов: и какое влияние они оказали на формирование его теории? - описание Петербурга;
- описание комнат Мармеладова, Раскольникова;
- образ пьяной девушки;
- сон Раскольникова;
- разговор в трактире Раскольникова и Мармеладова?
Вывод: эти эпизоды являются свидетельством того, что Раскольников, ранимый, отзывчивый, добрый человек, способный сострадать, принимать чужую боль, слышать стоны души, раздирающейся от несправедливости мироустройства, от того, что “идти некуда”. А это значит, по Достоевскому, что в нём божественным разумом заложен “нравственный закон”. 2. Но, несмотря на то, что эти эпизоды вызывают у главного героя боль и страдание, как ни парадоксально, он больше уверовал в правоту своей теории. Сложно и противоречиво переплетаются социальные и философские аспекты, укрепляющие в сознании героя в необходимости появления сильной личности-благодетеля, защитника обездоленных, униженных, оскорблённых, спасителя мира от всеобщего зла, произвол и несправедливости. Вступают в конфликт разум и чувства героя - в этом суть внутреннего, а также нравственного конфликта героя. Отсюда следует, что теория Раскольникова неустойчива , потому как противоречиво нравственное сознание творца философии. 3. Следующее продвижение в крушении теории происходит в результате обсуждения вопросов: – Почему Лужин вызывает у Раскольникова особую враждебность? Учащиеся видят причины, лежащие на поверхности, – личностные: Лужин хочет жениться на сестре Дуне, которая жертвует собой во имя любви к брату. И не в двойничестве Лужина, его теории “целых кафтанов” кроятся причины особой враждебности, а в том, что ещё до эксперимента Раскольникова, цель которого заключалась в проверке своей теории, Лужин в стремлении “владычествовать” над Дуней относит Раскольникова к “разряду твари дрожащей”. И герой-идеолог это логически просчитывает: если Лужин – благодетель Дуни, а она смиренно принимает его власть, значит она “обыкновенный человек”. Но жертвует Дуня во имя брата. Логика ведёт к потрясающему выводу: обыкновенный человек, нуждающийся в покровительстве, не может жертвовать собой во имя “необыкновенного человека” - значит, Раскольников – “обыкновенный человек”. Здесь он подсознательно чувствует несправедливость своей теории: Раскольников, осознающий своё интеллектуальное превосходство, не может согласиться с этой логической цепочкой. 4. Почему самоубийство Свидригайлова потрясло Раскольникова? По теории Раскольникова Свидригайлов принадлежит к разряду “свободных” и обладающих властью “над дрожащей тварью”, “над муравейником”. Но образ жизни и неудовлетворённость собою свидетельствуют о его несостоятельности, обречённости, одиночестве. Человек без нравственных убеждений оказывается загнанным в тупик. Самоубийство Свидригайлова потрясло Раскольникова, потому что в его трагическом финале он видит и свою безысходность. Таким образом, учащиеся приводят теорию Раскольникова к крушению. Целью данного урока является не раскаивание героя, а развенчание его безнравственной философии. Важно отметить, что герой – идеолог не отказывается от созданного им безнравственного закона: “Я не старушку убил, я себя убил, свой принцип”. Страдания героя...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.15 | Просмотров: 2572
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|