Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Информатизация программ профессиональной подготовки в учреждении дополнительного образования - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Информатизация программ профессиональной подготовки в учреждении дополнительного образования


Автор(ы): Надрышина Наталья Владимировна, Учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Центр детского творчества «Вега» города Кандалакши - учреждение дополнительного образования детей, созданное на базе Научно-технической школы «Вега» (ранее - Центр начального профессионального образования). Преимущественным направлением работы учреждения изначально являлись кружки технического творчества для учеников 1 и 2 ступеней общеобразовательной школы. Постепенно учреждением был осуществлен переход к развитию внутренней системы допрофессиональной и профессиональной подготовки. Сейчас ЦДТ ориентируется на возрастной контингент школьников 2 и 3 ступеней общеобразовательных школ, учащихся профессиональных училищ.
В настоящее время в центре детского творчества существуют как объединения дополнительного образования, так и группы начальной профессиональной подготовки. В этом учебном году при общем количестве учащихся 742 профессиональной подготовкой занимаются 366 учащихся, в объединениях дополнительного образования обучаются 376 человек.
Приоритетной задачей ЦДТ «Вега» как учреждения дополнительного образования детей является профессиональное самоопределение школьников. Эту задачу помогает решать, прежде всего, работа групп начальной профессиональной подготовки. В учреждении для учеников средней общеобразовательной школы, учащихся ПУ действуют группы профессиональной подготовки по нескольким специальностям: водитель автомобиля категории «В», «С», слесарь по ремонту автомобиля, оператор ЭВМ, секретарь.
В настоящее время, имея достаточное материальное и информационное обеспечение, педагоги учреждения могут работать над вопросом информатизации содержания программ профессиональной подготовки. Учебная база профподготовки НТШ включает в себя 10 оборудованных учебных кабинетов, учебные лаборатории и боксы, из них 4 кабинета информатики на 48 ПК. Это позволяет осуществить подготовку выпускников с соответствующими квалификационными характеристиками.
В рамках профессиональной подготовки учащихся специальности «Секретарь руководителя» проходил апробацию интегрированный курс практического обучения «Делопроизводство на ПК». Этот курс разработан и проводился двумя преподавателями: делопроизводства и информатики. Он включает в содержание каждого учебного занятия приобретение умений и навыков, их развитие и закрепление по обоим предметам. Например, занятие по практическому оформлению машинописных работ с простыми и сложными таблицами включает в себя также закрепление умений операций форматирования текста. Здесь в функции учителя компьютер представляет тренажер и средство контроля и диагностики знаний. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как средство подготовки текстов, их хранения, текстовый и графический редактор, а также средство моделирования. Преподаватель осуществляет индивидуальные наблюдения за учащимися, оказывает индивидуальную помощь. Использование компьютера в практике делопроизводства помогает выполнить широкий круг задач по составлению документов, а также организовать рациональную и оперативную работу с ними. Использование ПК обеспечивает реализацию таких функций делопроизводства, как подготовка служебных документов, хранение и просмотр создаваемых документов; создание электронных копий документов на бумажных носителях; оформление документов с использованием графических элементов; совершенствование техники и скорости письма при помощи программ-тренажеров.
В центре детского творчества ведется работа по информатизации курса «Водитель автомобиля категории В,С». На сегодняшний день это в основном работа с обучающими и тестирующими программами для отработки учебного материала. Приобретены диски с обучающими программами по предметам «Правила дорожного движения», «Основы безопасности дорожного движения», «Основы автотранспортного права» и тестирующими программами по экзаменационным билетам категорий «А,В», «С,D», тематическими задачами на основе экзаменационных билетов. При помощи обучающих программ по предметам курса «Водитель автомобиля» посредством работы в кабинете информатики с локальной сетью и сервером учащиеся могут изучить и повторить учебный материал, с помощью мультимедийных средств просмотреть учебные фильмы и проанализировать представленные ситуации. Преподаватель, в свою очередь, не только получает систематизированный материал по предметам, но и имеет техническую возможность для подготовки учебно-методического комплекта к занятиям.
Тестирующие программы по экзаменационным билетам, практикуемым ГИБДД, а также по задачам экзаменационных билетов, собранные на лицензионном диске, отличаются хорошим качеством изображения и визуальной запоминаемостью (учащиеся часто делают ошибки при решении задач из-за невосприимчивости ко всем деталям ситуации в бумажно-текстовом исполнении). Работа с данным программным продуктом позволяет достигнуть высокого качества обучения по предмету «ПДД», подготовить учащихся на должном уровне к сдаче квалификационных экзаменов в ГИБДД.
Также применяются информационные технологии и при обучении специальности «Слесарь по ремонту автомобиля», при проектном моделировании ремонтных ситуаций, создании дипломных проектов (расчеты по использованию эксплуатационных автомобильных материалов, материаловедению).
Направление Оператор ЭВМ является в НТШ «Вега» одним из самых стабильных по количественному составу и качеству подготовки выпускников.
Приведем некоторые статистические данные:
Количество учащихся по направлению Оператор ЭВМ
  • 2004-2005 учебный год- 78 человек
  • 2005-2006 учебный год- 97 человек
  • 2006-2007 учебный год- 73 человек
  • 2007-2008 учебный год- 46 человек
Качество обученности (по итогам квалификационных экзаменов) ежегодно в среднем составляет более 90%.
Целью образования в настоящее время является создание условий развития личности учащихся, его самореализации, разрешение проблем личности средствами образования. Существует ряд специфических особенностей информатики, контрастно отличающих ее от других образовательных областей. К ним можно отнести:
  • стремительное развитие информационных технологий, что не только не позволяет создать относительно статические курсы в образовании, но и кроме того требует энергичного и своевременного обновления материально-технической базы, программного обеспечения, постоянного повышения квалификации педагогов;
  • основная масса учащихся по собственному разумению с помощью родителей и окружающих, средств массовой информации образовывается в области информатики и информационных технологий вне школьной программы. Это приводит к резкой разноуровневости образования детей, его отрывочному или поверхностному содержанию и не может служить основой для формирования информационной культуры.
Учитывая названные причины, мы строим целеполагание в курсе информатики и ИТ прежде всего на основе личностно- ориентированной модели образования.
Целью курса тогда становится создание условий для проявления и развития «самости» учащегося на основе средств и предметной области курсов информатики и ИТ, сохраняя его самобытность, создавая ситуации для самоутверждения, присвоения социального опыта, творческого подхода к осмыслению настоящего и апробирования элементов будущего. Далее, исходя из объявленной цели, мы определяем необходимые условия конструирования содержания и технологии образования:
  • Учет интересов и целей каждого учащегося на основе личностного целеполагания, рефлексии и осуществлении проектной деятельности;
  • Создание продуктивного образовательного поля, возможности для творчества, активности, самостоятельности, самоуправления;
  • Преемственность в содержании, возможности учета ситуативных моментов и расширение его границ с использованием субъективного опыта учащихся; принятия решений в сочетании с их положительными результатами дает заряд позитивных эмоций, порождает уверенность в себе и устойчивое желание возобновить работу, постепенно переходя на более сложный уровень заданий
  • Максимальное использование мультимедийных возможностей ПК. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока, активного диалога «ученик- компьютер».
Следует отметить, что учебные программы по информатики в довузовском образовании, несмотря на наличие единых требований, отличаются разнообразием. Такая ситуация объ­ясняется хорошо известными объективными причинами.
Во-первых — это огром­ные различия в комплексе технических средств и доступном программном обес­печении поддержки курса информатики.
Во-вторых — недостаточная подготовка преподавателей (за что их, конечно же, нельзя упрекать, так как невозможно ос­воить какую-нибудь компьютерную программу, не имея самой программы и воз­можности практической работы с ней). Все это неизбежно приводит к тому, что преподаватель наибольшее количество аудиторных часов отводит для изучения тех тем и разделов, которые он сам лучше всего знает.
Наконец, есть образова­тельные учреждения (гимназии, лицеи, техникумы и т.п.) с углубленным изучени­ем математики и информатики, выпускники которых могут иметь подготовку, соот­ветствующую подготовке студентов первых курсов ВУЗов.
Учитывая выше изло­женное, в базовый курс по информатике профессионального обучения по специальности «Оператор ЭВМ- Пользователь ПК и Компьютерные системы и сети», включены следующие разделы:
  • Принципы обработки информации (информация и формы ее представле­ния; системы счисления и представления данных; элементы математиче­ской логики; архитектура ЭВМ; основные функциональные устройства).
  • Программное обеспечение (ПО) (классификация ПО; файловая система; операционные системы (ОС); основные приемы работы с ОС).
  • Основы алгоритмизации и программирования (понятие алгоритма; базо­вые схемы алгоритмов; инструментальные средства; языки программиро­вания Паскаль, Delphi).
  • Информационные технологии (текстовые редакторы, электронные табли­цы, СУБД; сети ЭВМ, HTML- технологии, Flash-технологии).
Данный курс по информатике и информационным технологиям можно условно разделить на 2 блока: алгоритмика и программирование, и информационные технологии.
Учащиеся групп профподготовки по специальности Оператор ЭВМ- направления Компьютерные системы и сети, при написании дипломного проекта сами выбирают тему и программные средства для её реализации.
Следует отметить, что ежегодно около 65% выпускников в качестве программного средства своей дипломной работы выбирают язык программирования Паскаль.
Так как защита проектов- ежегодная деятельность учащихся, по преподавателями разработаны этапы работы над проектом.
Стадия работы над проектом Содержаниеработы Деятельностьучащихся Деятельностьучителя
1. Подготовка Определение темы и целейпроекта, его исходного положения и подбор рабочих групп.
Учащиеся при написаниипроектов сами выбирают тему и программные средства для её реализации.
Целидипломного проектирования:
  • формирование научного мировоззрения и алгоритмическойкультуры
  • формирование комплекса профессиональных знаний, умений инавыков
  • интеллектуальное развитие учащихся
  • развитие логического мышления учащихся
  • систематизация знаний об алгоритмах и компьютерах
  • обучение умению применять системный подход в решениизадач
  • закрепление умения работать с научно-технической литературой
  • отработка навыков работы индивидуально, в небольшихгруппах и коллективно
  • формирование умения представить разработанный проект иаргументировать ответы
  • формирование умения анализировать готовые программныепродукты
  • закреплениеЗУН, приобретенных в процессе обучения.
Обсуждают тему проекта с учителем, корректируют цели.Получают при необходимости дополнительную информацию Знакомит со смыслом проектного подхода. Помогает вопределении цели проекта. Наблюдает за работой учащихся.
2. Планирование
  • Определениеисточников получения необходимой информации.
  • Определение способовсбора и анализ информации.
  • Определениеспособа представления результатов(формы проекта).
  • Установлениепроцедур и критериев оценки результатов проекта.
  • Распределениеобязанностей между членами рабочей группы
Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий ;формулируют и обосновывают свои критерии успешности проектной деятельности Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает заработой учащихся.
3. Исследование
  • Сбор и уточнениеинформации (основные инструменты: интервью, работа с учебной, научно-популярной литературой, СМИ, сетями, наблюдения, эксперименты и др.)
  • Выявление «мозговойштурм» и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта
  • Выбор оптимальноговарианта хода проекта.
  • Поэтапное выполнениеисследовательских задач проекта.
  • Апробация частей иготового продукта учащимися, корректировка.
Поэтапное выполнение задач проекта Знакомство с критериями оценивания дипломных проектов.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностьюучащихся.
4. Выводы Анализ информации. Формулирование выводов, итогов иперспектив проекта. Выполняют исследование, оформляют полученные результаты Наблюдает, советует по просьбе учащихся.
5. Подготовка защита Выбор оптимальных средств защиты, их оформление (плакаты,таблицы, демонстрационная версия программы и др.), разработка итоговойдокументации.
Примерное содержание документации:
  • Титульный лист
  • Содержание
  • Введение
  • Общие сведения(актуальность проблемы, теоретические основы и др.)
  • Описание программы(общие сведения о программе, описание логической структуры, используемыетехнические сведения, входные и выходные данные)
  • Область применения(описание задачи, условий применения и характеристика ПО, примериспользования, внешние файлы)
  • Методика работы с ПО(запуск программы и работа с ней, результаты апробации)
  • Литература
  • Приложения(алгоритмы, листинг основной программы и модулей)
Анализ работы в целом, краткое изложение, оформлениесредств защиты. Рекомендации по корректности выступления. Подборспециалиста для рецензии и организация работы с ним.
6. Зашита Подготовка защитной речи,ответов на предполагаемые вопросы, подготовка ПО к демонстрированию.
Рекомендуемый план ответа призащите проекта:
  • Представление (ФИОразработчика(-ов), тема проекта, средства разработки)
  • Актуальностьрешаемой проблемы (зачем, почему для кого?)
  • Особенности проекта(решаемые задачи, организация интерфейса, входные и выходные данные,прерывания, справка, результаты)
  • Методика работы сдемонстрацией на ПК
Выступление с защитной речью. Анализ замечаний и рекомендаций членов экзаменационнойкомиссии, анализ всей деятельности учащихся
* При проектировании программ рекомендуется учитывать следующее:
1) физиологические особенности восприятия цветов и форм:
  • Стимулирующие (теплые) цвета способствуют возбуждению и действуют как раздражители (в порядке убывания интенсивности воздействия): красный, оранжевый, желтый
  • Дезинтегрирующие (холодные) цвета успокаивают, вызывают сонное состояние (в том же порядке): фиолетовый, синий, голубой, сине-зеленый, зеленый
  • Нейтральные цвета: светло-розовый, серо-голубой, желто-зеленый, коричневый
  • Сочетание двух цветов- цвета знака и цвета фона- существенно влияет на зрительный комфорт, причем некоторые пары цветов не только утомляют зрение, но и могут привести к стрессу (например, зеленые буквы на красном фоне)
  • Наиболее хорошо воспринимаемые сочетания цветов шрифта и фона: белый на темно-синем, лимонно-желтый на пурпурном, черный на белом, желтый на синем
2) удобство управление программой (клавиши управления курсором, «горячие клавиши», манипулятор «мышь»)
3) игнорирование посторонних клавиш
4) получение справочной информации (по возможности, в зависимости от контекста в любой момент)
5) возможность досрочного выхода из программы
6) запись результатов во внешний файл
7) создание отдельного каталога для разработанного ПО (наличие драйверов, исполнимых файлов) и настройка на текущий каталог (путь).
В учреждении сформированы критерии оценивания выпускных работ и методика их защиты.
Далее приводятся методы оценки стиля программирования, включающие оценку структурированности программы на основе оценок модульности программы и структурности кодирования, и оценку читабельности программы, которые применяются при создании и оценивании дипломных проектов.
Везде далее, где написано «процедура», следует читать «процедура (функция)».
1. Оценка модульности программы
В языках программирования (в частности, в языках, используемых в учебном процессе — Паскаль, Бейсик, Фортран, Си и т.д.) широко используется аппарат процедур и функций. Причем, процедуры и функции могут быть как внешними (относительно главного модуля программы или относительно какой-либо проце­дуры), так и внутренними (вложенными).
Модульность программы подразумевает, что программа разбита на процеду­ры разумной длины, каждая из которых выполняет некоторую функцию, опреде­ляемую алгоритмом программы. При определении длины процедуры будем учи­тывать только операторы самой процедуры, в терминах Паскаля — блок Begin-End. Внутренние (вложенные) процедуры будем считать самостоятельно, как от­дельные процедуры.
Введем «норму». Положим, что «нормальная» длина процедуры составляет 50 исполняемых операторов, т.е. не учитываем строки комментария, операторы объяв­лений констант, типов и переменных. «Норма» зависит от языка программирования.
Оценим среднюю длину процедуры как отношение суммы длин всех проце­дур, включая блок main, к количеству всех процедур, включая блок main.
Введем меру модульности программы как разность между 1 и суммой двух отно­шений, где первое есть отношение абсолютной разницы средней длины процедуры и константы «нормальной» длины процедуры к 100, а второе представляет собой отно­шение длины самой большой процедуры к удвоенному произведению общей длины программы (общему количеству исполняемых операторов в программе).
2. Оценка структурности кодирования
Будем учитывать требования структурного кодирования суммированием штрафных баллов по каждому случаю нарушения:
  • оператор GOTO используется для выхода из процедуры — 5 баллов;
  • оператор GOTO используется для перехода назад по профамме — 2 балла;
  • другие случаи использования оператора GOTO (выход из цикла вперед по программе, использование в условном операторе) — 1 балл;
  • наличие в строке более одного оператора — 0,25 балла;
  • процедуры не отделены друг от друга строками комментария (минимум две строки комментария на процедуру) — 1 балл;
  • текст программы не сформатирован, т.е. не используются сдвиги вправо для обозначения блоков программы — 5 баллов;
  • отсутствуют начальные блоки комментариев в процедурах — 3 балла;
  • не комментированы циклы, условные операторы, операторы END (опера­торы «;» для Си), операторы перехода — 0,25 балла;
  • метки GOTO (а также метки оператора format для Фортрана) определены не в возрастающем порядке — 1 балл;
  • перекрытие GOTO — диапазонов — 3 балла;
  • метки оператора format (для Фортрана) расположены в диапазоне GOTO — 1 балл;
  • глубина вложенности условных операторов и операторов циклов не пре­вышает 10; каждый уровень вложенности сверх указанного — 0,5 балла.
Оценка структурности кодирования определяется как сумма штрафных баллов. Здесь необходимо предусмотреть веса для параметров для того, чтобы сум­ма баллов всегда была меньше, либо равна 100.
3. Оценка структурированности
Пусть известны мера модульности программы и мера структурности кодиро­вания программы. Тогда оценку структурированности программы определим как произведение меры модульности программы на разность между 1 и отношением меры структурности программы к 100. Очевидно, что неотрицательная оценка структурированности программы не превосходит 1. Программа им...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.15 | Просмотров: 1326

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340