Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Пути усиления влияния школы на формирование самосознания личности - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Пути усиления влияния школы на формирование самосознания личности


Автор(ы): Сапожникова Лариса Викторовна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одна из важнейших характеристик личности - историческое самосознание - формируется на протяжении всей человеческой жизни под влиянием целого ряда внутренних и внешних факторов, среди которых, вне всякого сомнения, особо значимую роль играет образование, и в первую очередь - гуманитарное. Но многие исследователи отмечают его кризисное состояние в современной России, указывая, прежде всего на “дефицит культуры”. Неслучайно в правительственной программе социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу подчёркивается, что основными направлениями модернизации содержания общего среднего образования должны стать усиление его социальной и гуманитарной ориентированности, расширение и конкретизации социального и культурного контекста. Речь идет о необходимости корректировки взаимодействия гуманитарных знаний и такой их интеграции, которая обеспечит сближение их с социокультурной практикой. Эта задача оптимально реализуется в рамках культуротворческой парадигмы, акцентированной на становление самосознания личности через освоение опыта культуры. Исходный её принцип- целостность картины и мира и человека в нём.
В перспективе складыванию у школьников исторического самосознания будет, видимо, служить интегрированный курс, включающий в себя историю, литературу, основы архитектуры, живописи, музыки, театра, прикладного искусства, народное творчество разных эпох и стран. Однако пока интегративность обучения остаётся слабым звеном в работе школы, и вполне сохраняет актуальность утверждение нашего коллеги, что “в условиях клеточек-предметов, разводящих явления, которые взаимосвязано существуют в потоке истории человеческой культуры, решить задачу целостного представления о картине мира невозможно”.[1]
Мировая художественная культура, отнесённая к образовательной области “Искусство”, сейчас находится в совершенно надуманном отрыве от таких предметов, как история и обществознание, а ведь при любом подходе к её изучению нельзя игнорировать трактовку художественного творчества в качестве одного из продуктов цивилизационного развития и одновременно форм его осмысления и способе воздействия на него. Исходя из этого, в нашей школе (ГОУ СОШ №6 г. Благодарного Ставропольского края) разработана программа синхронизированного освоения всеобщей и отечественной истории и МХК учащимися 5-9-х классов.[2] Она предполагает параллельное овладение историческими курсами 1-го концентра и знакомство с особенностями и достижениями художественной культуры с древности до наших дней. Уроки истории и мировой художественной культуры логично дополняют друг друга, их единство рождает целостную картину прошлого и настоящего со всем спектром причинно- следственных связей.
У нас уже состоялся первый выпуск девятиклассников, в порядке эксперимента занимавшихся таким образом в течение пяти лет. Ход работы с ними продемонстрировал, что год от года рос их интерес к МХК, они получили знания для того, чтобы понимать искусство и совершенствовать в себе это понимание. Стала формироваться потребность в красоте, вырабатываться вкус, развилось их мышление и обострилось эмоциональное восприятие действительности. Продолжив обучение в старших классах, именно они, в отличие от тех, кто не был приобщен к систематическому курсу МХК, выказывали стремление расширять и углублять свои знания в этой области, успешнее выполняли разного рода творческие задания по другим дисциплинам, были более восприимчивы к новым формам и приёмам учебной деятельности, активнее участвовали в создании художественно-насыщенной среды школы.
Предложенный нами курс обязательно должен иметь продолжение на завершающей ступени школьной жизни. Это продолжение может протекать по-разному, в зависимости от избранного учениками профиля обучения, при сохранении тесной связи с гуманитарными предметами, совершенствовании практики проведения интегрированных уроков, применении современных компьютерных технологиях.
Успешному освоению МХК способствует выбор не только оптимальной программы, но и форм и методов работы на уроке и дома, соотнесение их с общедидактическими задачами, поскольку этот предмет значительно отличается от других, традиционных для общеобразовательной школы. Поэтому на занятиях мы сочетаем лекции учителя, работу с подготовленными им учебными текстами, отрывками из сочинений искусствоведов и литераторов, сообщения учащихся, дискуссии с уроками-аукционами, уроками-вернисажами (к ним ребятам предлагается выполнить собственные творческие работы), конкурсами знатоков искусства, изложением впечатлений от произведений живописи в виде эссе, организацией “персональных выставок” учеников и т.п.
Рассмотрим эффективность использования нестандартных приемов на примере урока, посвященного культуре эпохи рококо и творчеству Антуана Ватто в частности. В его начале сознание учащихся ориентируется на осмысление утверждения о том, что в различные исторические периоды разнятся между собой господствующие представления о жизни, ее сущности, деятельностном наполнении, ценностях, и им предлагается проанализировать восприятие жизни, характерное для периода рококо и подчиненное принципу “После нас – хоть потоп”, воплощением которого стал, прежде всего, мир Версаля. Чтобы погрузиться в атмосферу того времени, дети просматривают отрывок из видеофильма о Версальском дворце и течении жизни в нем. Затем начинается их знакомство с живописью рококо на примере творчества...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.16 | Просмотров: 1541

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340