Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Урок литературы в 6-м классе по теме: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова На севере диком...»
Автор(ы): Архипова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “На севере диком…” Тип: урок изучения лирического произведения; углублённая работа с текстом (анализ). Цели: - обучить анализу лирического произведения;
- воспитать эстетический вкус учащихся;
- развить устную речь, воображение учащихся.
Оборудование: доска, учебники, тетради. Урок строится по технологии “Обучение в сотрудничестве”. В начале урока класс делится на группы по 4 человека. Задание распределяется по группам и выполняется по “вертушке”. Выполнение объясняется каждым и контролируется группой. Оценивается точность, полнота ответа, владение литературоведческими терминами, их понимание и умение найти в тексте лирического произведения примеры. В конце урока проводится рефлексия. Ход урока I. Организационный момент. II. Запись темы урока. III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Первая группа (сильные ученики) готовит чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова. Слово учителя. Ребята! Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Давайте вспомним, с какими произведениями мы уже знакомы? “Парус”, “Тучи”, “Утёс”, “На севере диком…” (дети называют). Представители 1-ой группы на выбор читают наизусть. Завершают чтение стихотворением “ На севере диком…” Слово учителя. Именно на данном стихотворении мы сосредоточим наше внимание сегодня. IV. Чтение стихотворения учителем. V. Выявляется первичное восприятие текста. Далее задание распределяется по группам. VI. 2-я группа определяет образы, присутствующие в первой и второй строфе, анализирует и сравнивает их, выявляет приём противопоставления (антитезы), настроение лирического героя. VII. 3-я группа по опоре учителя даёт информацию об истории создания произведения. Стихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством М.Ю. Лермонтова. Даётся подстрочный перевод стихотворения Гейне (запись на доске): Сосна стоит одиноко На севере на холодной вершине. Она дремлет, белым покрывалом Окутывают её лёд и снег. Она мечтает о пальме, Которая далеко на востоке Одиноко и молча печалится На пылающей скале. Учащиеся определяют интонацию перевода, чувства лирического героя, сравнивая с произведением Лермонтова. Отмечаются большая выразительность, проникновенность стихотворения Лермонтова. VIII. 4-ая группа определяет поэтические средства, помогающие передать настроение и чувства лирического героя. Учащиеся должны объяснить, какую роль играют художественные средства в стихотворении. Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания): стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.; Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др.; Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (даётся значение понятия “риза”: старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское парадное одеяние)); Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др. IX. 5-я группа сопоставляет образы двух стихотворений:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2012.05.17 | Просмотров: 2604
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|