Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок литературы в 6-м классе по теме: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова На севере диком...» - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Урок литературы в 6-м классе по теме: «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова На севере диком...»


Автор(ы): Архипова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова “На севере диком…”
Тип: урок изучения лирического произведения; углублённая работа с текстом (анализ).
Цели:
  • обучить анализу лирического произведения;
  • воспитать эстетический вкус учащихся;
  • развить устную речь, воображение учащихся.
Оборудование: доска, учебники, тетради.
Урок строится по технологии “Обучение в сотрудничестве”. В начале урока класс делится на группы по 4 человека. Задание распределяется по группам и выполняется по “вертушке”. Выполнение объясняется каждым и контролируется группой. Оценивается точность, полнота ответа, владение литературоведческими терминами, их понимание и умение найти в тексте лирического произведения примеры. В конце урока проводится рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Запись темы урока.
III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Первая группа (сильные ученики) готовит чтение стихотворений М.Ю. Лермонтова.
Слово учителя. Ребята! Мы продолжаем изучать творчество М.Ю. Лермонтова. Давайте вспомним, с какими произведениями мы уже знакомы?
“Парус”, “Тучи”, “Утёс”, “На севере диком…” (дети называют).
Представители 1-ой группы на выбор читают наизусть. Завершают чтение стихотворением “ На севере диком…”
Слово учителя. Именно на данном стихотворении мы сосредоточим наше внимание сегодня.
IV. Чтение стихотворения учителем.
V. Выявляется первичное восприятие текста.
Далее задание распределяется по группам.
VI. 2-я группа определяет образы, присутствующие в первой и второй строфе, анализирует и сравнивает их, выявляет приём противопоставления (антитезы), настроение лирического героя.
VII. 3-я группа по опоре учителя даёт информацию об истории создания произведения.
Стихотворение написано в 1841 году незадолго до отъезда в ссылку на Кавказ. Это был перевод стихотворения немецкого поэта Гейне “Сосна”. Творчество Гейне близко, созвучно с творчеством М.Ю. Лермонтова.
Даётся подстрочный перевод стихотворения Гейне (запись на доске):
Сосна стоит одиноко
На севере на холодной вершине.
Она дремлет, белым покрывалом
Окутывают её лёд и снег.
Она мечтает о пальме,
Которая далеко на востоке
Одиноко и молча печалится
На пылающей скале.
Учащиеся определяют интонацию перевода, чувства лирического героя, сравнивая с произведением Лермонтова. Отмечаются большая выразительность, проникновенность стихотворения Лермонтова.
VIII. 4-ая группа определяет поэтические средства, помогающие передать настроение и чувства лирического героя. Учащиеся должны объяснить, какую роль играют художественные средства в стихотворении.
Инверсия (усиливает мотив одиночества, покинутости, обречённости, страдания): стоит одиноко, в пустыне далёкой, на утёсе горючем и др.;
Эпитеты: на севере диком, на голой вершине, снегом сыпучим, на утёсе горючем, прекрасная пальма и др.;
Сравнение: снегом сыпучим, одета, как ризой, она (даётся значение понятия “риза”: старинное длинное красивое одеяние без рукавов (царское парадное одеяние));
Олицетворение: сосна дремлет, снится ей и др.
IX. 5-я группа сопоставляет образы двух стихотворений:


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.17 | Просмотров: 2604

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340