Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психологическая конференция Толерантность – дорога к миру
Автор(ы): Котикова Анна Николаевна, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
25 марта 2004 года в муниципальной средней (полной) общеобразовательной школе № 15 г. Райчихинска Амурской области состоялась ежегодная психологическая конференция для педагогов, которая в этом году была посвящена проблеме толерантности. Её организаторами и модераторами (руководителями) групп явились члены творческой группы по проекту “Учимся пониманию и диалогу”, ставшему лауреатом Всероссийского конкурса “Школа толерантности”, педагог-психолог Семчугова Л.В., зам. директора по УВР, педагог-психолог Котикова А.Н., учитель истории Русанова Г.Л., зам. директора по УВР Галушко Л.Н. и зам. директора по ВР Усова О.В. (Рисунок 1). В конференции приняли участие около 50 педагогов школы, включая администрацию. Предлагаю вашему вниманию разработку психологической конференции для педагогов “Толерантность – дорога к миру”. В нашей школе 84 педагога, поэтому мы выбрали групповую форму проведения. В маленьких школах можно не делить участников конференции на группы. У нас было 5 модераторов (организаторов и ведущих конференции). Возможно, у вас их будет 1 или 2. Сначала педагоги собираются в одной аудитории, на входе в которую им вручают одну из пяти фигурок (фигуры и их цвет выбраны нами произвольно). Один из модераторов открывает конференцию, другой даёт краткое определение толерантности. Затем участники под руководством модераторов расходятся по заранее подготовленным аудиториям, согласно форме и цвету полученной фигурки. У нас образовалось 5 групп по 8-12 человек. Дальнейшая работа в группах строится по единому плану. После разминки в круге педагоги делятся на 2-3 подгруппы по 3-4 человека и в подгруппах вырабатывают определение толерантности, эмблему толерантности, признаки толерантной личности, урока, учителя, анализируют собственный опыт. После этого подгруппы объединяются, и происходит выработка группового решения, представляемого на пленарное заседание. После перерыва представитель каждой группы высказывается, и ведущий подводит итоги конференции. Психологическая конференция “Толерантность – дорога к миру” Цели конференции: Освоение каждым членом педагогического коллектива понятия “толерантность”, признаков толерантной и интолерантной личности, толерантного урока. Анализ педагогической ситуации и собственных перспектив в контексте развития толерантной школы. Оборудование: на каждую группу: плакаты “Школа толерантности”, заголовок “Толерантность – это…”, определения толерантности, ватман (или лист бумаги формата А4) с колонкой Б опросника “Черты толерантной личности”, фломастеры, цветные карандаши, ножницы, скотч; на каждую подгруппу: 2 ватмана (или 2-5 листов бумаги формата А4), ксерокопии материалов “Толерантный человек в современном мире”, “Чем отличается толерантная личность от интолерантной”, “Размышления о толерантном уроке”; на каждого участника: памятки “Толерантность – это…”, “Толерантный класс”, “Толерантный учитель”, “Критерии толерантности”, “Толерантная образовательная среда”, “Модель толерантного урока”, “Анализ толерантного урока”, опросник “Черты толерантной личности”. Организационная структура конференции Группа педагогов | Обозначение | Кабинет | Модератор | Первая группа | Красный круг | | | Вторая группа | Синий квадрат | | | Третья группа | Зелёный треугольник | | | Четвёртая группа | Жёлтый круг | | | Пятая группа | Оранжевый квадрат | | | План работы I. Открытие конференции (9-00 – 9-15). II. - На входе каждому педагогу дают фигурку.
- Общая логика работы (5 минут).
- Понятие толерантности (5 минут). (Приложение № 1).
III. Работа в группах (9-20 – 11-30). IV Разминка (20 минут): А) Правила работы в группе. Б) Имя-характер. В) Чем мы похожи. Г) Комплименты. Понятие толерантности (1 час): А) Деление на подгруппы по 3-4 человека - счёт 1-2-3-4 (5 минут). Б) Что такое толерантность (20 минут). В) Эмблема толерантности (20 минут). Г) Черты толерантной личности (15 минут). Толерантный урок (40 минут): А) Изучение материалов (5 минут). Б) Анализ собственной педагогической деятельности и образовательной среды школы в контексте толерантности (15 минут). В) Обсуждение результатов в подгруппах (5 минут). Г) Подготовка выступления от группы на общий пленум по теме: “Актуальность проблемы толерантности для развития школы и личности каждого педагога” (15 минут). V. Перерыв на чай (11-30 – 12-00). VI. Пленарное заседание (12-00 – 12-30). Открытие пленарного заседания (2 минуты). Выступления групп (по 5 минут). Подведение итогов конференции (3 минуты). Работа в группах Члены группы садятся в круг. - Разминка (20минут).
А) Правила работы в группе (5 минут). Ведущий: Групповая работа оказывает сильное влияние на личность. Поэтому для создания комфортной и безопасной обстановки в группе необходимо придерживаться определённых правил: - конфиденциальность.
Всё, что говорится в группе относительно отдельных участников, не должно стать достоянием третьих лиц; - принцип добровольного участия в группе.
Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях; - доброжелательная, открытая атмосфера.
Недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу. Б) Имя-характер (5 минут). Ведущий. Сейчас мы поищем у самих себя какие-либо достоинства, ярко выраженные положительные качества. Каждый по очереди называет свое имя и положительную черту своего характера, которая начинается на ту же букву, что и имя. Ведущий. Услышали ли мы друг друга? Давайте вспомним, что сказал каждый участник. (Участники повторяют имена и высказывания коллег). В) Чем мы похожи (5 минут). Ведущий выходит в центр круга и приглашает одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой. Например: “Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или мы одного роста, возраста, жители Земли и пр.)”. Света выходит в круг и приглашает выйти кого-нибудь из участников таким же образом. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Г) Комплименты (5 минут). Участники садятся в круг. Ведущий говорит комплимент соседу слева. Например: “Дима, ты очень справедливый человек” или “Катя, у тебя замечательная причёска”. Получивший комплимент благодарит и говорит комплимент следующему в кругу, и так далее. Понятие толерантности (1час). оборудование: плакаты “Толерантность – это ...”, ватман, фломастеры, ножницы, скотч, бланки опросника “Черты толерантной личности” для каждого участника, бланк опросника с колонкой Б на ватмане. А) Педагоги делятся на подгруппы по 3-4 человека – ведущий просит рассчитаться по часовой стрелке, начиная с сидящего слева от ведущего, на 1-2-3-4 (если в группе 15-20 человек) или на 1-2-3 (если в группе менее 15 человек). Каждая подгруппа садится за стол. Б) Упражнение “Что такое толерантность” (20 минут).(Приложение №1) Каждой подгруппе нужно выработать в результате “мозгового штурма” своё определение толерантности, включив в него то, что, по их мнению, является сущностью толерантности. Определение должно быть кратким и ёмким. Участники могут пользоваться предложенными материалами. После обсуждения представитель от каждой группы знакомит с выработанным определением всех участников. Каждое определение выписывается на листе ватмана. После того, как группы представят свои формулировки, ведущий поворачивает заранее заготовленные определения “лицом” к аудитории. Участники сравнивают свои определения с научными и высказывают своё отношение к ним. Определения толерантности: - Сотрудничество, дух партнёрства.
- Готовность мириться с чужим мнением.
- Уважение человеческого достоинства.
- Уважение прав других.
- Принятие другого таким, какой он есть.
- Способность поставить себя на место другого.
- Уважение права быть иным.
- Признание многообразия.
- Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
- Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
В) Упражнение “Эмблема толерантности” (20 минут). Вам нужно создать эмблему толерантности. Каждая подгруппа в течение 5-7 минут попытается нарисовать такую эмблему, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах, затем представить её и выдвинуть лозунг, который отражал бы сущность эмблемы. Г) Упражнение “Черты толерантной личности” (15 минут). Каждый участник должен заполнить бланк опросника в течение 3-5 минут. Ведущий объясняет, что 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности. Опросник “Черты толерантной личности” Черты толерантной личности | Колонка А | Колонка Б | - расположенность к другим.
| | | - снисходительность....
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.18 | Просмотров: 1361
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|