Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Программа факультативного курса Прогнозирование в географии для учащихся 6–9-х классов
Автор(ы): Зайцева Любовь Владимировна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель курса: формирование прогностических функций мышления Факультативный курс рассчитан на 140 часов в течении обучаемого периода, в неделю – 1 час. Методические рекомендации. При осуществлении прогностической деятельности выделяются два основных уровня и один подготовительный. Предваряющий уровень осуществляется в форме предугадывания. Достижение этого уровня требует от учащихся меньших умственных усилий, но способствует развитию познавательного интереса к предмету изучения.Большое значение при этом имеют такие психические процессы, как воображение. Фантазия, интуиция. Важно, что личный опыт предугадывания развития географических процессов подготавливает мышление к составлению обоснованного прогностического суждения. Реализация подготовительного уровня методически оправдана в шестом классе. Первый основной уровень осуществляется в форме предсказания. Достижение этого уровня требует от учеников больших умственных усилий, направленных на поиск убедительных теоретических положений. Начинать реализацию данного уровня уже целесообразно в седьмом классе, используя при этом методы экспертных оценок и ретроспективный, а также метод аналогий и сопоставлений. Познавательные действия учащихся соответствуют реконструктивному типу учебной деятельности, когда включаются механизмы сопоставления , сравнения- в конечном счете анализа и синтеза. Второй основной уровень является более сложным т.к. соответствует вариативному типу учебной деятельности. В этом случае происходит перенос знаний в новые, нестандартные ситуации. Достижение основного уровня основано на исследовательской стратегии, где активно используются методы моделей и проектов. Успешно реализовать данные цели возможно в 8-9 классах. Этапы формирования прогностической функции географического мышления. 6 класс На начальном этапе учащимся необходимо научиться исследовать условия задачи, отыскивая связи между свойствами объекта и возможными способами его преобразования. Поиск средств решения учебной задачи на первоначальном этапе ведется коллективно в форме учебного диалога, который предполагает сопоставление и критическую оценку различных подходов к решению задачи. Важным результатом является обучение детей свёртыванию коллективно-установленных и проанализированных способов действия в графико-знаковые формы, схемы, модели. Подобную деятельность ученик может осуществить на начальном этапе с помощью учителя, основная задача которого как раз и состоит в том, чтобы организовать, направлять и корректировать. 7 класс В 7 классе происходит “перемешивание” индивидуальных и коллективных форм обучения. Учебная деятельность на отдельных этапах принимают форму проектной деятельности. Задачи прогностического типа решаются в малых группах. На этом этапе обучения закладываются способности к рефлексии как основы теоретического мышления, формируется умение работать с различными видами моделей, вырабатываются умения владеть способами внутригруппового взаимодействия учащихся при решении учебных задач. Полученные навыки закрепляются и используются при осуществлении исследовательских проектов, выполняемых учащимися в значительной степени самостоятельно. Обобщённые задания-проекты “Создание атласа гипотетического материка” и “Прогноз хозяйственного освоения гипотетического материка” могут быть использованы, как экзаменационные работы в 7 классе. При изучении природных регионов России учащиеся уже владеют всеми необходимыми знаниями и умениями, позволяющими прогнозировать изменения окружающей среды и ее влияния на жизнедеятельность людей. Вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность позволяет вывести на другой уровень понимания природоохранных проблем, дает возможность увидеть привычные явления с позиции экологически грамотного человека На данном этапе закладываются умения учить себя самостоятельно и быть способным к саморазвитию. Психологические особенности возраста - это возникающее у учеников чувство взрослости как форма проявления самосознания, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми, обрести образцы для подражания, строить по осваиваются учащимися как этим образцам свои отношения с людьми. Именно поэтому на этом этапе используются ролевые задания и оценку объекта учащиеся проводят от имени ученых разных направлений, журналистов, экологов, экспертов и т.д. Действия контроля и самооценки осваиваются учащимися как особые компоненты учебной деятельности. Тематика занятий позволяет осваивать способы работы с различными источниками информации - картографическими, статистическими и геоинформационными. В ходе создания проектов у учащихся формируются ценностные ориентиры, самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям. Вырабатывается владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении общих учебных задач. Закладывается способность к рефлексии, как основе теоретического мышления и осознания. Тематическое планирование 6 класс. Раздел | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Введение. | Конструктивный характер географии.Методы географических исследований. | 11 | Чтение карт. Дешефрирование простых космических и аэрофотоснимков. Поиск информации с помощью ГИС. | План и карта. | Как исследовать условие задачи. Решение задач и тестовЭкскурсия: глазомерная съёмка пришкольного участка. Прогноз возможностей хозяйственного освоения территории | 3 2 2 | Составление плана местности по группам. Коллективный проект Выявление зависимости между природными условиями и хозяйственной деятельностью людей. | Литосфера. | Теория дрейфа материков.Прогноз о будущем Красного моря. Решение задач прогностического типа и тестов | 21 2 | Сопоставление физической и тектонической карт.Построение модели на контурной карте Оценивание различных подходов к решению задач | Атмосфера. | Глобальное изменение климата.Прогноз погоды на ближайшие сутки. Решение задач и тестов | 12 2 | Построение логической цепочки при изменении одного фактора.Анализ и составление прогноза с учетом компонентов погоды. Сопоставление прогноза с реальной ситуацией. | Гидросфера. | Экологические проблемы.Прогноз о будущем состоянии Азовского моря. Решение задач и тестов | 12 2 | Сопоставление карт различных периодов времени.Построение модели на контурной карте. Определение содержания задачи к известным географическим объектам и явлениям. | Биосфера. | Прогноз изменения отдельных компонентов ПК.Защита и анализ проектов. Решение задач и тестов. География на службе человека. | 22 2 | Составление схемы взаимосвязей компонентов ПК.Анализ достоинств и недостатков построенных схем в группах. Просмотр и оценка презентаций. | Тематическое планирование 7 класс. Раздел | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся | Введение. | Методы географического прогнозирования.Основные этапы решения задач прогностического типа. Анализ карт как источников получения информации. Интернет-ресурсы. ГИС. | 12 1 2 | Сопоставление физической и тематических карт. Составление характеристики местности по картографическим источникам. Сопоставление с научным, художественным описаниями. Поиск заданной информации. | Главные особенности природы Земли. | Решение задач с использованием карт.Создание модели: “Движущихся материков” Анализ влияния рельефа на климат материка. Прогноз изменения почв, растительности и животного мира саванн под воздействием природных и антропогенных факторов. Прогноз использования природных богатств Антарктиды в XXI веке (групповой проект). | 22 1 4 4 | Определение области поиска неизвестного.Коллективный проект модели. Сопоставление физической и климатической карт. Составление схемы взаимосвязей между компонентами ПК. Сбор и анализ данных , влияющих на выбор параметров. | Материки и океаны. | Решение задач и тестов повышенной сложности Создание гипотетического материка (групповой проект) Прогноз хозяйственного освоения гипотетического материка (индивидуальные проекты). Защита и анализ проектов. Решение задач и тестов | 26 4 3 | Анализ условий задачи.Определение области поиска неизвестного. Построение модели, отражающей характер и структуру географического объекта. | Тематическое планирование 8-9 классы. Раздел | Тема | Кол-во часов | Деятельность учащихся<...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.18 | Просмотров: 2061
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|