Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа факультативного курса Прогнозирование в географии для учащихся 6–9-х классов - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Программа факультативного курса Прогнозирование в географии для учащихся 6–9-х классов


Автор(ы): Зайцева Любовь Владимировна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель курса: формирование прогностических функций мышления
Факультативный курс рассчитан на 140 часов в течении обучаемого периода, в неделю – 1 час.
Методические рекомендации.
При осуществлении прогностической деятельности выделяются два основных уровня и один подготовительный. Предваряющий уровень осуществляется в форме предугадывания. Достижение этого уровня требует от учащихся меньших умственных усилий, но способствует развитию познавательного интереса к предмету изучения.Большое значение при этом имеют такие психические процессы, как воображение. Фантазия, интуиция. Важно, что личный опыт предугадывания развития географических процессов подготавливает мышление к составлению обоснованного прогностического суждения. Реализация подготовительного уровня методически оправдана в шестом классе. Первый основной уровень осуществляется в форме предсказания. Достижение этого уровня требует от учеников больших умственных усилий, направленных на поиск убедительных теоретических положений. Начинать реализацию данного уровня уже целесообразно в седьмом классе, используя при этом методы экспертных оценок и ретроспективный, а также метод аналогий и сопоставлений. Познавательные действия учащихся соответствуют реконструктивному типу учебной деятельности, когда включаются механизмы сопоставления , сравнения- в конечном счете анализа и синтеза. Второй основной уровень является более сложным т.к. соответствует вариативному типу учебной деятельности. В этом случае происходит перенос знаний в новые, нестандартные ситуации. Достижение основного уровня основано на исследовательской стратегии, где активно используются методы моделей и проектов. Успешно реализовать данные цели возможно в 8-9 классах.
Этапы формирования прогностической функции географического мышления.

6 класс

На начальном этапе учащимся необходимо научиться исследовать условия задачи, отыскивая связи между свойствами объекта и возможными способами его преобразования. Поиск средств решения учебной задачи на первоначальном этапе ведется коллективно в форме учебного диалога, который предполагает сопоставление и критическую оценку различных подходов к решению задачи. Важным результатом является обучение детей свёртыванию коллективно-установленных и проанализированных способов действия в графико-знаковые формы, схемы, модели. Подобную деятельность ученик может осуществить на начальном этапе с помощью учителя, основная задача которого как раз и состоит в том, чтобы организовать, направлять и корректировать.
7 класс
В 7 классе происходит “перемешивание” индивидуальных и коллективных форм обучения. Учебная деятельность на отдельных этапах принимают форму проектной деятельности. Задачи прогностического типа решаются в малых группах. На этом этапе обучения закладываются способности к рефлексии как основы теоретического мышления, формируется умение работать с различными видами моделей, вырабатываются умения владеть способами внутригруппового взаимодействия учащихся при решении учебных задач.
Полученные навыки закрепляются и используются при осуществлении исследовательских проектов, выполняемых учащимися в значительной степени самостоятельно. Обобщённые задания-проекты “Создание атласа гипотетического материка” и “Прогноз хозяйственного освоения гипотетического материка” могут быть использованы, как экзаменационные работы в 7 классе.
При изучении природных регионов России учащиеся уже владеют всеми необходимыми знаниями и умениями, позволяющими прогнозировать изменения окружающей среды и ее влияния на жизнедеятельность людей. Вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность позволяет вывести на другой уровень понимания природоохранных проблем, дает возможность увидеть привычные явления с позиции экологически грамотного человека
На данном этапе закладываются умения учить себя самостоятельно и быть способным к саморазвитию.
Психологические особенности возраста - это возникающее у учеников чувство взрослости как форма проявления самосознания, позволяющая им сравнивать и отождествлять себя со взрослыми, обрести образцы для подражания, строить по осваиваются учащимися как этим образцам свои отношения с людьми. Именно поэтому на этом этапе используются ролевые задания и оценку объекта учащиеся проводят от имени ученых разных направлений, журналистов, экологов, экспертов и т.д.
Действия контроля и самооценки осваиваются учащимися как особые компоненты учебной деятельности.
Тематика занятий позволяет осваивать способы работы с различными источниками информации - картографическими, статистическими и геоинформационными. В ходе создания проектов у учащихся формируются ценностные ориентиры, самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям. Вырабатывается владение способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия при решении общих учебных задач. Закладывается способность к рефлексии, как основе теоретического мышления и осознания.
Тематическое планирование 6 класс.
Раздел Тема Кол-во часов Деятельность учащихся
Введение. Конструктивный характер географии.Методы географических исследований. 11 Чтение карт. Дешефрирование простых космических и аэрофотоснимков. Поиск информации с помощью ГИС.
План и карта. Как исследовать условие задачи. Решение задач и тестовЭкскурсия: глазомерная съёмка пришкольного участка.
Прогноз возможностей хозяйственного освоения территории
3
2

2
Составление плана местности по группам.
Коллективный проект

Выявление зависимости между природными условиями и хозяйственной деятельностью людей.
Литосфера. Теория дрейфа материков.Прогноз о будущем Красного моря.
Решение задач прогностического типа и тестов
21
2
Сопоставление физической и тектонической карт.Построение модели на контурной карте
Оценивание различных подходов к решению задач
Атмосфера. Глобальное изменение климата.Прогноз погоды на ближайшие сутки.
Решение задач и тестов
12
2
Построение логической цепочки при изменении одного фактора.Анализ и составление прогноза с учетом компонентов погоды.
Сопоставление прогноза с реальной ситуацией.
Гидросфера. Экологические проблемы.Прогноз о будущем состоянии Азовского моря.
Решение задач и тестов
12
2
Сопоставление карт различных периодов времени.Построение модели на контурной карте.
Определение содержания задачи к известным географическим объектам и явлениям.
Биосфера. Прогноз изменения отдельных компонентов ПК.Защита и анализ проектов.
Решение задач и тестов.
География на службе человека.
22
2
Составление схемы взаимосвязей компонентов ПК.Анализ достоинств и недостатков построенных схем в группах.
Просмотр и оценка презентаций.
Тематическое планирование 7 класс.
Раздел Тема Кол-во часов Деятельность учащихся
Введение. Методы географического прогнозирования.Основные этапы решения задач прогностического типа.
Анализ карт как источников получения информации.

Интернет-ресурсы. ГИС.
12
1

2
Сопоставление физической и тематических карт.
Составление характеристики местности по картографическим источникам. Сопоставление с научным, художественным описаниями.
Поиск заданной информации.
Главные особенности природы Земли. Решение задач с использованием карт.Создание модели: “Движущихся материков”
Анализ влияния рельефа на климат материка.
Прогноз изменения почв, растительности и животного мира саванн под воздействием природных и антропогенных факторов.
Прогноз использования природных богатств Антарктиды в XXI веке (групповой проект).
22
1
4

4
Определение области поиска неизвестного.Коллективный проект модели.
Сопоставление физической и климатической карт.
Составление схемы взаимосвязей между компонентами ПК.

Сбор и анализ данных , влияющих на выбор параметров.


Материки и океаны. Решение задач и тестов повышенной сложности Создание гипотетического материка (групповой проект)
Прогноз хозяйственного освоения гипотетического материка (индивидуальные проекты).
Защита и анализ проектов.
Решение задач и тестов
26
4


3
Анализ условий задачи.Определение области поиска неизвестного.
Построение модели, отражающей характер и структуру географического объекта.
Тематическое планирование 8-9 классы.
Раздел Тема Кол-во часов Деятельность учащихся<...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.18 | Просмотров: 2061

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340