Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Психолого-педагогическая помощь при освоении навыка чтения
Автор(ы): Бажанова Елена Александровна, педагог-психолог; Пузакова Тамара Алексеевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. В целом, навык чтения складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения. Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения подчинены смысловой стороне, пониманию. Чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию из читаемого текста, понять и осознать его смысл. Чтение можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Данный процесс включает следующие составляющие: - опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);
- слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
- слияние нескольких слогов в слово;
- интеграция нескольких прочитанных слов.
В основном, дети читают медленнее чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности слогослияния. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное эмоциональное отношение к процессу чтения. Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера: - нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
- нарушениями зрительно-моторной координации;
- нарушением моторики, графомоторных навыков;
- нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
- нарушением произвольного внимания;
- нарушением памяти, особенно сужением слухоречевой памяти;
- нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движений, последовательности в пространстве, последовательности во времени, в речи;
- нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных и временных представлений.
Психолого-педагогическая помощь в преодолении вышеперечисленных трудностей представляет собой целостную систему работы и предусматривает три основные цели. - Развитие и коррекция психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.
- Формирование навыка чтения.
- Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интересу к чтению.
Программа разделена на 2 блока: - Формирование функционального базиса навыка чтения. Этот блок включает различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие:
- пространственного восприятия, пространственных представлений;
- зрительного восприятия, зрительной памяти;
- слухового восприятия;
- фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
- мелкой моторики, графомоторных навыков;
- зрительно-моторной координации;
- сукцессивных способностей;
- слухоречевой памяти;
- произвольного внимания.
- Коррекция несовершенного навыка чтения. Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения как:
- способность строгого побуквенного анализа слов;
- быстрое различение похожих по написанию слов и букв;
- способность схватывать целостные образы слов;
- прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;
- прогнозирование, опирающееся на смысл;
- четкие глазодвигательные и речедвигательные операции;
- формирование осмысленного чтения.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения и реализуется в течение учебного года при 1 занятии в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Занятия проводятся в игровой форме, что позволяет преодолеть негативное отношение к чтению. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков программы, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения. Ожидаемый результат – формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности. План построения занятий Организационный момент. Упражнения Гимнастики мозга.[1]. Весь используемый комплекс упражнений приводиться в Приложении 1. Расширение словарного запаса. Игра “Цепочка слов”. Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. первое слово цепочке – ответ на вопрос педагога. Например, загадка :“Щиплет за пятки – беги без оглядки”[3]. Игра может поводиться как в устной форме, когда по друг за другом дети произносят слова; а также в письменной форме, когда цепочка записывается в тетради каждым ребенком. Развитие мелкой моторики. Упражнение на координацию рук. Упражнение “Кольцо”. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и обратном (от мизинца к указательному) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а потом вместе. Весь используемый комплекс упражнений приводиться в Приложении 2. Развитие зрительной...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.19 | Просмотров: 1305
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|