Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Психолого-педагогическая помощь при освоении навыка чтения - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Психолого-педагогическая помощь при освоении навыка чтения


Автор(ы): Бажанова Елена Александровна, педагог-психолог; Пузакова Тамара Алексеевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. В целом, навык чтения складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения.
Техника чтения – это способ чтения, его правильность, скорость, выразительность. Каждый из компонентов техники чтения подчинены смысловой стороне, пониманию. Чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенную информацию из читаемого текста, понять и осознать его смысл. Чтение можно представить процессом декодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Данный процесс включает следующие составляющие:
  • опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);
  • слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
  • слияние нескольких слогов в слово;
  • интеграция нескольких прочитанных слов.
В основном, дети читают медленнее чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности слогослияния. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное эмоциональное отношение к процессу чтения.
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:
  • нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
  • нарушениями зрительно-моторной координации;
  • нарушением моторики, графомоторных навыков;
  • нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
  • нарушением произвольного внимания;
  • нарушением памяти, особенно сужением слухоречевой памяти;
  • нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движений, последовательности в пространстве, последовательности во времени, в речи;
  • нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных и временных представлений.
Психолого-педагогическая помощь в преодолении вышеперечисленных трудностей представляет собой целостную систему работы и предусматривает три основные цели.
  1. Развитие и коррекция психических функций, обеспечивающих формирование навыка чтения.
  2. Формирование навыка чтения.
  3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интересу к чтению.
Программа разделена на 2 блока:
  1. Формирование функционального базиса навыка чтения. Этот блок включает различные задания и упражнения, направленные на коррекцию и развитие:
  • пространственного восприятия, пространственных представлений;
  • зрительного восприятия, зрительной памяти;
  • слухового восприятия;
  • фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза;
  • мелкой моторики, графомоторных навыков;
  • зрительно-моторной координации;
  • сукцессивных способностей;
  • слухоречевой памяти;
  • произвольного внимания.
  1. Коррекция несовершенного навыка чтения. Выполнение необычных упражнений со словами и текстами, включенных в этот блок, приводит к формированию и автоматизации таких компонентов чтения как:
  • способность строгого побуквенного анализа слов;
  • быстрое различение похожих по написанию слов и букв;
  • способность схватывать целостные образы слов;
  • прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова;
  • прогнозирование, опирающееся на смысл;
  • четкие глазодвигательные и речедвигательные операции;
  • формирование осмысленного чтения.
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста, испытывающих трудности в формировании навыка чтения и реализуется в течение учебного года при 1 занятии в неделю в группе и ежедневных упражнениях дома. Занятия проводятся в игровой форме, что позволяет преодолеть негативное отношение к чтению. На каждом занятии детям предлагаются занимательные, необычные упражнения из обоих блоков программы, что обеспечивает формирование ряда важнейших операций, лежащих в основе чтения.
Ожидаемый результат – формирование быстрого, правильного, осмысленного чтения, снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности.
План построения занятий
  1. Организационный момент.
  2. Упражнения Гимнастики мозга.[1].
    Весь используемый комплекс упражнений приводиться в Приложении 1.
  3. Расширение словарного запаса.
  4. Игра “Цепочка слов”. Каждый ученик придумывает слово, начинающееся на последний звук последнего названного слова. первое слово цепочке – ответ на вопрос педагога. Например, загадка :“Щиплет за пятки – беги без оглядки”[3].
    Игра может поводиться как в устной форме, когда по друг за другом дети произносят слова; а также в письменной форме, когда цепочка записывается в тетради каждым ребенком.
  5. Развитие мелкой моторики. Упражнение на координацию рук.
  6. Упражнение “Кольцо”. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного к мизинцу) и обратном (от мизинца к указательному) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, а потом вместе.
    Весь используемый комплекс упражнений приводиться в Приложении 2.
  7. Развитие зрительной...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.19 | Просмотров: 1305

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340