Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Формирование лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития
Автор(ы): Шишканова Наталья Александровна, учитель-дефектолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Практическое усвоение лексических средств языка – первая задача коррекционного обучения детей, имеющих общее недоразвитие речи. Основные задачи обучения: - практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование правильного произношения;
- подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты;
- развитие навыков связной речи.
Решение этой задачи предполагает: - формирование и развитие словаря;
- формирование грамматически правильного оформления речевого высказывания.
Словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматический системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова. При ОНР формирование грамматического строя происходит с большими трудностями, чем овладение словарём. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил. Существует множество авторских методик по развитию лексико-грамматических средств языка: Жуковой Н.С., Ефименковой Л.Н., Ткаченко Т.А., Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.Б., Тумаковой Т.В. и др. Все эти методики разработаны с учётом программы коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами: - системности;
- комплексности;
- онтогенетического;
- учёта патогенеза;
- учёта индивидуальных особенностей.
Большинство авторов настаивают на подборе лексического материала по тематическому принципу, так как это способствует: систематизированному усвоению и запоминанию; неоднократному повторению в течении всего периода обучения; повышению эффективности словарной работы в контексте практической деятельности. Каждая тема разрабатывается по следующим направлениям: - развитие словаря: активизация и обогащение словаря по теме; описание частей предметов, особенностей строения; название действий с данными по теме предметами; название признаков по нескольким параметрам (форма, цвет, размер, внешний вид, повадки и т.д.);
- формирование грамматических представлений: упражнения на словоизменение (число, род, падеж); упражнение на словообразование (уменьшительные и увеличительные суффиксы, приставочные глаголы; относительные, притяжательные, качественные прилагательные); употребление предлогов; составление предложений различной структуры с постепенным усложнением.
Задачи коррекционной работы по формированию лексико-грамматических представлений I. Формирование навыка общения – как основного источника развития языка. 1. Учить соотносить предметы, действия, признаки с их словесным обозначением: - понимать обобщающие слова;
- понимать назначение местоимений: личных, притяжательных;
- понимать глаголы и прилагательные, противоположные по значению;
- понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения;
- понимать количественные числительные.
2. Учить различать предметы, действия и признаки по числам, родам и падежам: - дифференцировать формы единственного и множественного числа имён существительных мужского и женского рода;
- понимать падежные окончания имен существительных мужского и женского рода единственного и множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах;
- понимать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- понимать формы единственного и множественного числа глаголов: прошедшего времени, возвратных и невозвратных глаголов.
3. Учить понимать простые предложения и короткие тексты. II. Формирование понятия слова – как основного источника общения. 1. Cовершенствовать в речи детей обобщение своих знаний и представлений об окружающем: - развивать способность общаться со взрослыми;
- расширять представления о предметах ближайшего окружения;
- развивать умения оперировать словарём, представленную ситуацию (предметную, глагольную, признаки).
2. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами обогащения словаря и расширения ситуаций общения: - продолжать развивать умения изменять в речи имена существительные по числам, родам и падежам: именительном, винительном, родительном, дательном, творительном;
- активизировать в речи образование и использование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- развивать умения образовывать и использовать в речи глаголы (в повелительном наклонении и инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени);
- продолжать развивать умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
3. Учить активно употреблять в речи простейшие виды сложносочинённых и сложноподчинённых предложений: - развивать умения составлять предложения из нескольких слов по вопросам, демонстрации действия, картинке;
- развивать умения дополнять предложения недостающими словами.
III. Формирование умения использовать в речи разнообразные средства общения – словесные, мимические и пантомимические. 1. Учить активно, использовать в речи слова в точном соответствии со смыслом: - расширять запас представлений на основе наблюдений и осмысления предметов и явлений окружающей действительности;
- развивать умения группировать предметы по признакам соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые обобщающие понятия;
- расширять глагольный словарь, где действия выражены приставочными, личными и возвратными глаголами;
- развивать умения различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов: по назначению и по вопросам;
- расширять активный словарь относительными прилагательными;
- развивать умения использовать в речи слова – синонимами, антонимами;
- расширять и активизировать в речи использование значений простых предлогов притяжательными определительными местоимениями, указательных наречий, количественных и порядковых числительных.
2. Учить усвоению и использованию в речи форм словоизменения и словообразования: - развивать умения образовывать однокоренные слова;
- расширять практическое усвоение в речи использования существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголов с различными приставками;
- развивать умения пользоваться в речи несклоняемыми существительными;
- развивать умения образовывать относительные и притяжательные прилагательные;
- совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных в роде, числе и падеже.
3. Учить строить предложения разной структуры: - развивать умения составлять простые предложения, распространяя их однородными членами;
- совершенствовать умения составлять простые предложения с противительными союзами;
- развивать навык анализа простого двусоставного предложения из 2-х-3-х слов (без предлога).
IV. Формирование инициативы в общении с целью получения новых знаний. 1. Закрепить понятие слово и умение оперировать им: - активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем;
- расширять эмоционально-оценочную лексику детей;
- совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
2. Закрепить навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания. - продолжать упражнять в согласовании слов в предложении;
- совершенствовать умения образовывать (по образцу).
- однокоренные слова; - существительные с суффиксами; - глаголы с приставками; - прилагательные в сравнительной и превосходной степени. 3. Учить употреблять в речи сложные (союзные и бессоюзные) предложения: - совершенствовать навыки и составление простых распространённых предложений однородными членами (по вопросам, демонстрации действия, по картине);
- совершенствовать навыки составления и использования сложносочинённых предложений с противопоставительными и сложноподчинёнными с придаточными: времени, следствия, причины;
- совершенствовать навыки анализа предложений с простыми предлогами и навыки составления графических схем таких предложений.
Составные части логопедической работы по формированию лексико-грамматических категорий I. Работа над развитием лексики. При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учётом этих факторов формирование лексики провидится по следующим направлениям: - расширение объёма словаря;
- уточнение значений слов;
- формирование семантической структуры слова;
- организация семантических полей;
- активизация словаря или совершенствование процесса поиска словаря.
Копилка игровых упражнений 1. Развитие ассоциаций. Логопед называет слова – дети в ответ называют первое слово, какое припомнят. Слова называются по-одному: слова-предметы, слова-действия, слова-наречия и т.д. 2. Классификация предметов по картинкам. Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы: овощи и фрукты, мебель и посуда и т.д. 3. Найди лишний предмет. 4. Назови лишнее слово. 5. Назови одним словом. 6. Пара к паре (подобрать слова по аналогии: огурец – овощ, ромашка – …). 7. Назови части. 8. Отгадай предмет по названию его частей. 9. Объясни, что общего у предметов. 10. Скажи наоборот. 11. На что похоже. 12. Закончи предложение. 13. Кто что умеет делать. 14. Составление загадок – описания по определённому плану. II. Работа по формированию словообразования. Выделяют три этапа логопедической работы по словообразованию: - Закрепление наиболее продуктив...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.20 | Просмотров: 1469
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|