Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Блочно-модульное планирование — шаг в сторону вуза - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Блочно-модульное планирование — шаг в сторону вуза


Автор(ы): Иванова Елена Николаевна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Идея модульного обучения не нова. Суть этой педагогической технологии достаточно полно изложена в работах П.А.Юцявичене (1989, 1990), Т.И.Шамовой (1994), П.И.Третьякова и И.В.Сенновского (1997). Модульные программы по географии с успехом применяются некоторыми учителями географии, опыт которых обобщен в журнале “География в школе”.
Казалось бы, суть модульной технологии предельно ясна, конечная цель определена, остается только применять ее и пожинать плоды! Почему же тогда идея не нашла широкого отклика среди работающих учителей?! Мы видим здесь несколько причин.
Во-первых, составление инструкций для каждого модуля требует от учителя огромных затрат времени. Но, даже имея готовую инструкцию, сам он превращается на уроке в ее “раба”, ведь строгая регламентация всех действий учителя и учащихся не допускает никаких отклонений и случайностей.
Во-вторых, обучение по инструкциям не вполне соответствует принципам гуманизации образования. Никакие опорные конспекты, формы самостоятельной деятельности, занятия парами, в группах и т.п. не способны учесть все индивидуальные особенности детей. Обязательно найдутся такие ученики, которые будут испытывать психологический дискомфорт от подобной заорганизованности.
И, в-третьих, работа по инструкциям дает гораздо меньше возможностей для творчества учителя на уроке. Фактически, стирается грань между понятиями “педагог” и “урокодатель”; становится не совсем понятной разница между компьютерным и “живым” обучением.
Нам кажется, что это и отталкивает учителей от применения модульной технологии.
Предлагаемое нами блочно-модульное планирование уроков географии в Х классе по экономической и социальной географии мира – это попытка “вращивания” модульной технологии в реалии современной школы. А реалии таковы: большая (по 28-30 человек) наполняемость старших классов; высокая (24-25 часов) нагрузка учителя; сложная дифференциация учащихся в плане обучаемости; необходимость подготовки старшеклассников к обучению в ВУЗе (именно к обучению, а не только к поступлению!). При разработке данного планирования мы исходили из того, что учителю не придется коренным образом перестраивать весь образовательный процесс, всю систему работы в Х классе. Блочно-модульное планирование – это, скорее, результат приведения в систему хорошо известных форм и методов работы; в систему, которая позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных (географических) умений и навыков самостоятельного труда учащихся, ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений; в систему, которая оптимизирует учебный процесс как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации.
Ниже мы предлагаем описание блочно-модульной технологии и фрагменты тематического плана экологизированного курса “Экономическая и социальная география мира” в Х классе.
Сущность такого планирования – это разделение всего программного материала на крупные блоки-темы, в пределах которых выделяются модули трех типов: модули содержания, модули обучения и модули контроля. В свою очередь, в каждом из типов модулей существуют свои подтипы, или, лучше сказать, разновидности.
Например, в соответствии с утвержденным Министерством образования обязательным минимумом содержания, в каждом блоке присутствуют элементы обязательного минимума содержания, соответствующие данной теме. Но помимо этого, как отдельный модуль выступают элементы содержания повышенного уровня, они соответствуют программе, положенной в основу планирования. В качестве самостоятельного модуля содержания в плане каждого урока выделен также категориальный аппарат усвоения, который объединяет элементы иерархии научных знаний курса разного порядка: научные законы, закономерности, теории, парадигмы, концепции, гипотезы, а также общие и единичные научные понятия.
Представленные в планировании модули обучения – это хорошо известные учителям формы уроков, такие, как лекции, семинары, уроки-практикумы, повторительно - обобщающие уроки в форме зачетов, конференций, дискуссий; уроки совместного изучения – диалоги, беседы, комбинированные уроки и т.п. Одним из важнейших модулей обучения в данной системе являются самостоятельные работы учащихся. Они предполагают именно самостоятельное добывание учащимися знаний по теме из доступных источников информации, а не разновидность проверочной работы, как это зачастую понимается некоторыми учителями.
Особый интерес в планировании представляют модули контроля. Выборочный контроль – это добровольное выполнение заданий по выбору, как правило, носящее опережающий характер. Чтобы выполнить задание по выбору, ученику еще до начала изучения темы приходится знакомиться с содержанием материала учебника, что впоследствии облегчает усвоение блока. Персональный контроль – это форма “тихого” опроса, когда учитель индивидуально опрашивает желающих учащихся у своего стола, в то время, как другие выполняют самостоятельную или практическую работу. Фронтальный контроль – это разновидность фронтального опроса – письменного или устного, обычно это работа с терминами, фактами, СМИ или географический диктант. Тематический контроль – это выступление ученика на семинаре, конференции, когда он получает оценку не за знание всего блока, а по конкретному вопросу.
Система блочно-модульного планирования применяется нами в течение трех лет. Для нее хорошо подходят современные учебники географии, особенно учебник В.П.Максаковского “Экономическая и социальная география мира”. Этот учебник, увеличивая долю фундаментальных знаний в курсе Х класса, отнюдь не нацеливает на его усложнение, на дополнительную нагрузку для учащихся. Мы думаем, что такой же линии должны придерживаться и учителя географии в построении собственной системы преподавания: раскрывать перед школьниками научную картину мира с учетом их способностей, возможностей и интересов.
Что в этом плане может сделать блочно-модульное обучение? Во-первых, изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, для выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д. Во-вторых, выбирая форму отчета (см. модули контроля), он находится в более комфортных психологических условиях. В-третьих, каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам. В-четвертых, на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность себя проявить с лучшей стороны. Ну и в-четвертых, такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.
Тематическое планирование экологизированного курса
“ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА”.
Программа: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира.
Программно-методические материалы. География 10-11 классы. Москва. Дрофа. 2001 год.
Учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2000.
Форма: Блочно-модульное планирование двух уровней сложности.
Принятые сокращения учебных модулей:
Модули содержания (М – С): ОМС – элементы обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования; СПУ - элементы содержания повышенного уровня; КАУ – категориальный аппарат урока; НОМ – номенклатура; ПРР – рекомендованные практические работы;
Модули обучения (М – О): ЛЕК – лекция; СЕМ – семинар; СИ - совместное изучение;
ПР - практикум; ОЗ - обобщение знаний; СР - самостоятельная работа.
Модули контроля (М - К): Выб – выборочный; Перс – персональный; Фронт –фронтальный; Тем – тематический; Зач – зачет по теме.
Блок 1. Планирование блока:
Тема Введение (1ч)
Урок 1(1) c
М – О ЛЕК c
Дата c c
Содержание блока:
ОМС: Предмет социально-экономической географии мира.
Представление о географической картине мира.
Источники знаний. Особенности структуры курса.
СПУ: Основные теории, концепции и методы исследования. Н.Н.Баранский, А.И.Витвер.
Урок 1. Социально-экономическая география в системе географических наук.
КАУ: Географическая культура.
НОМ: Страны мира.
Раздел I. Общая характеристика мира (29 ч).
Блок 2. Планирование блока:
Тема Современная политическая карта мира
(4 ч).
Урок 1 (2) 2 (3) 3 (4) 4 (5) c
М – О ЛЕК СЕМ СИ ПР c
М – К Выб Тем Фронт Зач c
Дата c c c c c
Содержание блока:
ОМС: Политическое устройство мира. Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно–территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире.
СПУ: Этапы формирования политической карты мира. Политико-географическое положение стран как историческая категория.
Урок 2. Политическая карта мира как предмет изучения политической географии.
КАУ: Многоликость современного мира и типы стран; суверенное государство; экономически развитая страна; развивающаяся страна; количественные и качественные сдвиги на политической карте мира.
НОМ: Страны “Большой семерки”, НИС, Европейские страны, развитые страны, развивающиеся страны.
Урок 3. Влияние международных отношений на политическую карту.
КАУ: ООН и структурные единицы, основные международные организации; региональный конфликт; новейший этап международных отношений.
НОМ: Страны СНГ, НАТО, ЕС, районы конфликтов.
Урок 4. Государственный строй стран мира.
КАУ: Монархия, республика, унитарное государство, федерация, конфедерация.
НОМ: Примеры стран по формам правления и АТУ.
Урок 5. Политико-географическое (геополитическое) положение как историческая категория.
КАУ: ПГП, политическая география, геополитика.
ПРР: Определение ПГП страны.
Блок 3. Планирование блока:
Тема География отраслей мирового хозяйства (10 ч)
Урок 1 (21) 2 (22) 3 (23) 4 (24) 5 (25) 6 (26) 7 (27) 8 (28) 9 (29) 10(30)
М – О ЛЕК ПР СЕМ ПР СЕМ ПР СЕМ СИ ОЗ
М – К Выб Перс Тем Перс Тем Перс Тем Фронт Зач
Дата c c c c c c c c c c
Содержание блока:
ОМС: География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике.
СПУ: Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Тенденции в развитии металлургии. Структура машиностроения и его развитие в странах разного типа. Промышленность и окружающая среда. Структура и отрасли АПК. Аграрные отношения в странах разного типа. Влияние НТР на сельское хозяйство. Сельское хозяйство и окружающая среда. Влияние НТР на транспорт. Особая роль морского транспорта. Транспорт и окружающая среда. Главные центры мировой торговли, банковского капитала, международного туризма.
Урок 21. Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии.
КАУ: Старая отрасль; новая отрасль; новейшая отрасль.
ПРР: Сопоставление объемов производства важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции стран и регионов мира.
Урок 22. География промышленности.
КАУ: Состав основных отраслей промышленности мира; мировой энергетический кризис; нетрадиционный (альтернативный) источник энергии; мировой сырьевой кризис; “великая горнодобывающая держава”.
НОМ: Главные районы добычи нефти, газа, угля в мире; главные мировые производители энергии; основные металлургические, машиностроительные, химические районы мира; районы текстильной промышленности; районы производства древесины, бумаги.
Урок 23 –24. (Двухчасовой семинар.) Основные черты размещения отраслей промышленности.
Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда.

КАУ: Факторы, основные черты и тенденции в размещении отраслей промышленности мира.
НОМ: Страны-лидеры по производству отдельных видов промышленной продукции.
ПРР: Составление систематизирующей таблицы по теме.
Урок 25. География сельского хозяйства.
КАУ: Товарное сельское хозяйство; агробизнес; потребительское сельское хозяйство; “зеленая революция”; аквакультура.
НОМ: Страны-лидеры по производству основных видов сельскохозяйственной продукции.
ПРР: Составление краткой характеристики одной из отраслей сельского хозяйства.
Урок 26. Сельскохозяйственные районы мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.
КАУ: Состав и основные черты размещения мирового растениеводства и животноводства.
НОМ: Главные районы производства пшеницы, риса, кофе, сахароносных, волокнистых и др. основных культур; главные районы животноводства, рыболовства.
ПРР: Нанесение на контурную карту главных районов производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия.
Урок 27. География транспорта.
КАУ: Ьировой транспорт; мировой порт; контейнеризация.
НОМ: География важнейших автомобильных, железных дорого; важнейших направлений судоходных линий; крупные морские порты, каналы; крупнейшие аэропорты мира.
ПРР: Нанесение на контурную карту крупнейших мировых торговых портов мира и важнейших направлений перевозок.
Урок 28. Мировая транспортная система. Транспорт и окружающая среда.
КАУ: Мировая транспортная система; региональная транспортная система.
ПРР: Составление характеристики одного из видов транспорта.
Урок 29. География международных экономических отношений.
КАУ: Всемирные экономические отношения; открытая экономика; свободная экономическая зона; прямые инвестиции; товарная структура международной торговли; свободно конвертируемая валюта; новый экономический порядок.
Урок 30. (Урок-конференция.) География непроизводственной сферы.
КАУ: Постиндустриальное общество; мировые города; мировые информационные сети
Раздел II. Региональная характеристика мира (30 ч).
Блок 4. Планирование блока:


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.21 | Просмотров: 3406

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
Ресторан фуршет спб.

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340