Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Блочно-модульное планирование — шаг в сторону вуза
Автор(ы): Иванова Елена Николаевна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Идея модульного обучения не нова. Суть этой педагогической технологии достаточно полно изложена в работах П.А.Юцявичене (1989, 1990), Т.И.Шамовой (1994), П.И.Третьякова и И.В.Сенновского (1997). Модульные программы по географии с успехом применяются некоторыми учителями географии, опыт которых обобщен в журнале “География в школе”. Казалось бы, суть модульной технологии предельно ясна, конечная цель определена, остается только применять ее и пожинать плоды! Почему же тогда идея не нашла широкого отклика среди работающих учителей?! Мы видим здесь несколько причин. Во-первых, составление инструкций для каждого модуля требует от учителя огромных затрат времени. Но, даже имея готовую инструкцию, сам он превращается на уроке в ее “раба”, ведь строгая регламентация всех действий учителя и учащихся не допускает никаких отклонений и случайностей. Во-вторых, обучение по инструкциям не вполне соответствует принципам гуманизации образования. Никакие опорные конспекты, формы самостоятельной деятельности, занятия парами, в группах и т.п. не способны учесть все индивидуальные особенности детей. Обязательно найдутся такие ученики, которые будут испытывать психологический дискомфорт от подобной заорганизованности. И, в-третьих, работа по инструкциям дает гораздо меньше возможностей для творчества учителя на уроке. Фактически, стирается грань между понятиями “педагог” и “урокодатель”; становится не совсем понятной разница между компьютерным и “живым” обучением. Нам кажется, что это и отталкивает учителей от применения модульной технологии. Предлагаемое нами блочно-модульное планирование уроков географии в Х классе по экономической и социальной географии мира – это попытка “вращивания” модульной технологии в реалии современной школы. А реалии таковы: большая (по 28-30 человек) наполняемость старших классов; высокая (24-25 часов) нагрузка учителя; сложная дифференциация учащихся в плане обучаемости; необходимость подготовки старшеклассников к обучению в ВУЗе (именно к обучению, а не только к поступлению!). При разработке данного планирования мы исходили из того, что учителю не придется коренным образом перестраивать весь образовательный процесс, всю систему работы в Х классе. Блочно-модульное планирование – это, скорее, результат приведения в систему хорошо известных форм и методов работы; в систему, которая позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных (географических) умений и навыков самостоятельного труда учащихся, ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений; в систему, которая оптимизирует учебный процесс как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации. Ниже мы предлагаем описание блочно-модульной технологии и фрагменты тематического плана экологизированного курса “Экономическая и социальная география мира” в Х классе. Сущность такого планирования – это разделение всего программного материала на крупные блоки-темы, в пределах которых выделяются модули трех типов: модули содержания, модули обучения и модули контроля. В свою очередь, в каждом из типов модулей существуют свои подтипы, или, лучше сказать, разновидности. Например, в соответствии с утвержденным Министерством образования обязательным минимумом содержания, в каждом блоке присутствуют элементы обязательного минимума содержания, соответствующие данной теме. Но помимо этого, как отдельный модуль выступают элементы содержания повышенного уровня, они соответствуют программе, положенной в основу планирования. В качестве самостоятельного модуля содержания в плане каждого урока выделен также категориальный аппарат усвоения, который объединяет элементы иерархии научных знаний курса разного порядка: научные законы, закономерности, теории, парадигмы, концепции, гипотезы, а также общие и единичные научные понятия. Представленные в планировании модули обучения – это хорошо известные учителям формы уроков, такие, как лекции, семинары, уроки-практикумы, повторительно - обобщающие уроки в форме зачетов, конференций, дискуссий; уроки совместного изучения – диалоги, беседы, комбинированные уроки и т.п. Одним из важнейших модулей обучения в данной системе являются самостоятельные работы учащихся. Они предполагают именно самостоятельное добывание учащимися знаний по теме из доступных источников информации, а не разновидность проверочной работы, как это зачастую понимается некоторыми учителями. Особый интерес в планировании представляют модули контроля. Выборочный контроль – это добровольное выполнение заданий по выбору, как правило, носящее опережающий характер. Чтобы выполнить задание по выбору, ученику еще до начала изучения темы приходится знакомиться с содержанием материала учебника, что впоследствии облегчает усвоение блока. Персональный контроль – это форма “тихого” опроса, когда учитель индивидуально опрашивает желающих учащихся у своего стола, в то время, как другие выполняют самостоятельную или практическую работу. Фронтальный контроль – это разновидность фронтального опроса – письменного или устного, обычно это работа с терминами, фактами, СМИ или географический диктант. Тематический контроль – это выступление ученика на семинаре, конференции, когда он получает оценку не за знание всего блока, а по конкретному вопросу. Система блочно-модульного планирования применяется нами в течение трех лет. Для нее хорошо подходят современные учебники географии, особенно учебник В.П.Максаковского “Экономическая и социальная география мира”. Этот учебник, увеличивая долю фундаментальных знаний в курсе Х класса, отнюдь не нацеливает на его усложнение, на дополнительную нагрузку для учащихся. Мы думаем, что такой же линии должны придерживаться и учителя географии в построении собственной системы преподавания: раскрывать перед школьниками научную картину мира с учетом их способностей, возможностей и интересов. Что в этом плане может сделать блочно-модульное обучение? Во-первых, изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, для выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д. Во-вторых, выбирая форму отчета (см. модули контроля), он находится в более комфортных психологических условиях. В-третьих, каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам. В-четвертых, на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность себя проявить с лучшей стороны. Ну и в-четвертых, такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени. Тематическое планирование экологизированного курса “ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА”. Программа: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. Программно-методические материалы. География 10-11 классы. Москва. Дрофа. 2001 год. Учебник: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2000. Форма: Блочно-модульное планирование двух уровней сложности. Принятые сокращения учебных модулей: Модули содержания (М – С): ОМС – элементы обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования; СПУ - элементы содержания повышенного уровня; КАУ – категориальный аппарат урока; НОМ – номенклатура; ПРР – рекомендованные практические работы; Модули обучения (М – О): ЛЕК – лекция; СЕМ – семинар; СИ - совместное изучение; ПР - практикум; ОЗ - обобщение знаний; СР - самостоятельная работа. Модули контроля (М - К): Выб – выборочный; Перс – персональный; Фронт –фронтальный; Тем – тематический; Зач – зачет по теме. Блок 1. Планирование блока: Тема | Введение (1ч) | Урок | 1(1) | c | М – О | ЛЕК | c | Дата | c | c | Содержание блока: ОМС: Предмет социально-экономической географии мира. Представление о географической картине мира. Источники знаний. Особенности структуры курса. СПУ: Основные теории, концепции и методы исследования. Н.Н.Баранский, А.И.Витвер. Урок 1. Социально-экономическая география в системе географических наук. КАУ: Географическая культура. НОМ: Страны мира. Раздел I. Общая характеристика мира (29 ч). Блок 2. Планирование блока: Тема | Современная политическая карта мира (4 ч). | Урок | 1 (2) | 2 (3) | 3 (4) | 4 (5) | c | М – О | ЛЕК | СЕМ | СИ | ПР | c | М – К | Выб | Тем | Фронт | Зач | c | Дата | c | c | c | c | c | Содержание блока: ОМС: Политическое устройство мира. Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государственный строй, формы правления и административно–территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Международные организации. Роль и место России в современном мире. СПУ: Этапы формирования политической карты мира. Политико-географическое положение стран как историческая категория. Урок 2. Политическая карта мира как предмет изучения политической географии. КАУ: Многоликость современного мира и типы стран; суверенное государство; экономически развитая страна; развивающаяся страна; количественные и качественные сдвиги на политической карте мира. НОМ: Страны “Большой семерки”, НИС, Европейские страны, развитые страны, развивающиеся страны. Урок 3. Влияние международных отношений на политическую карту. КАУ: ООН и структурные единицы, основные международные организации; региональный конфликт; новейший этап международных отношений. НОМ: Страны СНГ, НАТО, ЕС, районы конфликтов. Урок 4. Государственный строй стран мира. КАУ: Монархия, республика, унитарное государство, федерация, конфедерация. НОМ: Примеры стран по формам правления и АТУ. Урок 5. Политико-географическое (геополитическое) положение как историческая категория. КАУ: ПГП, политическая география, геополитика. ПРР: Определение ПГП страны. Блок 3. Планирование блока: Тема | География отраслей мирового хозяйства (10 ч) | Урок | 1 (21) | 2 (22) | 3 (23) | 4 (24) | 5 (25) | 6 (26) | 7 (27) | 8 (28) | 9 (29) | 10(30) | М – О | ЛЕК | ПР | СЕМ | ПР | СЕМ | ПР | СЕМ | СИ | ОЗ | М – К | Выб | Перс | Тем | Перс | Тем | Перс | Тем | Фронт | Зач | Дата | c | c | c | c | c | c | c | c | c | c | Содержание блока: ОМС: География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике. СПУ: Этапы и пути развития мировой энергетики, ее роль в мировом хозяйстве. Тенденции в развитии металлургии. Структура машиностроения и его развитие в странах разного типа. Промышленность и окружающая среда. Структура и отрасли АПК. Аграрные отношения в странах разного типа. Влияние НТР на сельское хозяйство. Сельское хозяйство и окружающая среда. Влияние НТР на транспорт. Особая роль морского транспорта. Транспорт и окружающая среда. Главные центры мировой торговли, банковского капитала, международного туризма. Урок 21. Отрасли мирового хозяйства как предмет изучения социально-экономической географии. КАУ: Старая отрасль; новая отрасль; новейшая отрасль. ПРР: Сопоставление объемов производства важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции стран и регионов мира. Урок 22. География промышленности. КАУ: Состав основных отраслей промышленности мира; мировой энергетический кризис; нетрадиционный (альтернативный) источник энергии; мировой сырьевой кризис; “великая горнодобывающая держава”. НОМ: Главные районы добычи нефти, газа, угля в мире; главные мировые производители энергии; основные металлургические, машиностроительные, химические районы мира; районы текстильной промышленности; районы производства древесины, бумаги. Урок 23 –24. (Двухчасовой семинар.) Основные черты размещения отраслей промышленности. Промышленные районы мира. Промышленность и окружающая среда. КАУ: Факторы, основные черты и тенденции в размещении отраслей промышленности мира. НОМ: Страны-лидеры по производству отдельных видов промышленной продукции. ПРР: Составление систематизирующей таблицы по теме. Урок 25. География сельского хозяйства. КАУ: Товарное сельское хозяйство; агробизнес; потребительское сельское хозяйство; “зеленая революция”; аквакультура. НОМ: Страны-лидеры по производству основных видов сельскохозяйственной продукции. ПРР: Составление краткой характеристики одной из отраслей сельского хозяйства. Урок 26. Сельскохозяйственные районы мира. Сельское хозяйство и окружающая среда. КАУ: Состав и основные черты размещения мирового растениеводства и животноводства. НОМ: Главные районы производства пшеницы, риса, кофе, сахароносных, волокнистых и др. основных культур; главные районы животноводства, рыболовства. ПРР: Нанесение на контурную карту главных районов производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Урок 27. География транспорта. КАУ: Ьировой транспорт; мировой порт; контейнеризация. НОМ: География важнейших автомобильных, железных дорого; важнейших направлений судоходных линий; крупные морские порты, каналы; крупнейшие аэропорты мира. ПРР: Нанесение на контурную карту крупнейших мировых торговых портов мира и важнейших направлений перевозок. Урок 28. Мировая транспортная система. Транспорт и окружающая среда. КАУ: Мировая транспортная система; региональная транспортная система. ПРР: Составление характеристики одного из видов транспорта. Урок 29. География международных экономических отношений. КАУ: Всемирные экономические отношения; открытая экономика; свободная экономическая зона; прямые инвестиции; товарная структура международной торговли; свободно конвертируемая валюта; новый экономический порядок. Урок 30. (Урок-конференция.) География непроизводственной сферы. КАУ: Постиндустриальное общество; мировые города; мировые информационные сети Раздел II. Региональная характеристика мира (30 ч). Блок 4. Планирование блока:
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2012.05.21 | Просмотров: 3406
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
Ресторан фуршет спб. |
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|