Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Тема урока в 6-м классе: Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника
Автор(ы): Козлов Василий Владимирович, Учитель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.
- Возрождение утерянных традиций русской культуры.
- Формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений.
- Развитие художественных склонностей и задатков.
Оборудование: Наглядные пособия: праздничная народная одежда, глиняные птички, выставка книг, журналов с изображением праздничной женской одежды и головных уборов. На доске плакат с изображением девушки в русском народном костюме, эскизы кокошников, музыкальное сопровождение: исполняются русские народные песни (диск), показ отрывка из мультфильма: “Аленький цветочек”, отрывки из сказок: “Варвара краса – длинная коса, Марья – искусница” -DVD, мультимедиа проектор. Предварительная подготовка: На кружке: “Народные промыслы России” ребятами были изготовлены: птички – вестники весны и расписаны, на уроке труда изготовлены кокошники; дети одеты в русские народные костюмы; с ребятами разучен русский народный танец и хоровод; в помощь (для исполнения танца) приглашена ученица 11 класса. Эпиграф к уроку: “В человеке всё должно быть прекрасно: И лицо, и одежда, и душа, и мысли”. (А.П.Чехов) Ход урока I. Организационный момент: Под звуковое сопровождение: “Во поле берёзка стояла” учащиеся кружат хоровод, представляя при этом праздничную одежду русской женщины. После представления костюма преподаватель предлагает ребятам занять свои рабочие места и сообщает тему урока. ІІ. Новый материал: Учитель: - Ребята, мы продолжаем наши встречи на тему: “Русское народное творчество” и сегодня на уроке мы будем рисовать эскиз головного убора – кокошник. Весна-красна, на чём пришла? На сохе, бороне, на кобыле – вороне. Летите в поле, несите здоровье. Первое коровье, второе – овечье, Третье – человечье. Беседа: Учитель: - А теперь, глядя на Кристину, я хотел бы услышать тот вид искусства, который играл огромную эстетическую роль в жизни русского человека. Дети: - Прикладное искусство: одежда, посуда, домашняя утварь… Учитель: - Чуть подробнее остановимся на одежде. Лекция: Учитель: В русской одежде преобладают два цвета: белый и красный, как символы солнца и света. Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, а взрослые до пят. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже, спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери. Она служила оберёгом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Но, когда наступал праздник, на женщинах было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним. Беседа: Учитель: - Ребята, скажите, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых? Дети: Да. Учитель: - Правильно ребята. Но творческий мир детей складывается не только из взрослого фольклора, но у них сложился свой особенный вид народного творчества под названием детский фольклор. Начиная с самого рождения, вас окружает материнская забота, любовь. Учитель: - Какие песни и стишки вы слышали от мам, когда были маленькими? (ребята приводят свои примеры) После ответов детей, учитель дополняет их познания следующими: Учитель: Часто мамы кладут детей на спинку, поглаживают, делая своеобразную гимнастику, при этом говоря: Потягушечки, потягушечки, Поперёк себя мишушечки, Ручки похватушечки, Ножки побегушечки, Роток – говорок, В головушку – разумок. Так ласково, нежно обращаются они с младенцами, физически развивая их при этом. Эти стишки называют пестушками от слова пестовать, т.е. ухаживать, нянчить, носить на руках. Чуть позже, когда ребёнок начинает немного понимать, в ход развития включаются потешки, от слова тешить, развлекать, а наряду с этим и учить ребёнка ходить, делать элементарные движения. Топы, топы – по лавочке. Цапы, цапы – за лапочки. А также: Сорока – белобока Кашу варила, Деток кормила. - Этому дала (4 раза) - А этому не дала. - Ты дров не рубил, Воды не носил Тебе и нет ничего. И ещё: Пальчик – мальчик – где ты был? - С этим братцем – в лес ходил, - С этим братцем – щи варил, - С этим братцем – кашу ел, - С этим братцем – песни пел! Вот такие стишки – пестушки и потешки, а также колыбельные песни выдумывали для детей взрослые, все они собраны в разделе народного творчества под названием “Поэзия пестования”. Теперь ваши примеры (примеры ребят). Но не только взрослые, но и сами ребята сочиняли для себя, для забавы. Учитель: - Как вы думаете что? Дети: - Считалки, загадки, дразнилки, игры… Учитель: - Рыжий, рыжий, конопатый. Убил дедушку лопатой. А я дедушку не бил, А я дедушку любил Учитель: - Как вы думаете, что это? (Дразнилка) Учитель: - Зимой и летом, одним цветом? (Загадка) Лекция: Учитель: Со временем ребята взрослели и воспитывались на примере взрослых, перенимая традиции русского народа и так же, как и их папы, мамы, бабушки, дедушки собирались на различные вечера, посиделки, где пели, плясали, водили хороводы. Все эти народные гулянья были всегда как праздник и поэтому все надевали праздничную одежду. Готовя праздничную женскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберёгом. В последствии рубахи расшивали, украшали, и они стали называться сарафанами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Одежду украшали вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками, использовали речной жемчуг и рубленый перламутр (для примера показываются репродукции картин А.Г. Васнецова с изображением русских женщин в сарафанах). Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок. В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами (просмотр отрывков из мультфильма и кинофильмов). Беседа: Учитель: - Ребята, опишите, из чего состоят головные уборы и какой они формы из просмотренных вами фильмов (ребята отвечают). Учитель: Их называли венцы, пчелки, перевязки, ширинки, кокошники (учитель обращает внимание ребят на репродукцию картины Н. Аргунова “Портрет девушки в кокошнике”), коруны (М. Врубель “Царевна Лебедь”). Лекция: Учитель: Эти головные уборы были с открытым верхом, их расшивали золотой нитью, а по очель...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.21 | Просмотров: 1857
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|