Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Формирование социально-активной личности школьника через развитие его индивидуальности - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Формирование социально-активной личности школьника через развитие его индивидуальности


Автор(ы): Рубан Маргарита Леонидовна, социальный педагог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
«Воспитание достигло своей цели, когда человек обладает силой и волей самого себя образовывать и знает способ и средства, как это осуществить».
А. Дистерверг
В социальной сфере резко интенсифицировались процессы политические, экономические, энергетические, экологические и другие, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека многопланово усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.
Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи. Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению.
Воспитание – одна из основных категорий педагогики, тем не менее, общепринятого определения нет. Одно из объяснений тому – его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, как процесс, как ценность, как систему, как воздействие, как взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание, как педагогическую категорию в целом. В последние годы воспитание рассматривается, как целенаправленное управление процессом развития личности, что дает основание говорить о создании социально-психолого-педагогических условий для развития ребенка, самоопределению его в социуме.
Цели воспитания подвергаются дискуссиям. Они всегда специфичны не только для определенной эпохи, но и для конкретных социальных систем, а также конкретных институтов. Цель понимается, как воспитание всесторонне и гармонично развитой личности; приобщение человека к культуре, развитие у него творческой индивидуальности; воспитание социально компетентной личности; автономной личности; эмансипация, свободное развитие личности и др.[2].
Наша школа второй год работает над методической темой: «Управление развитием индивидуальности личности в учебно-воспитательном процессе» и мне, как социальному педагогу общеобразовательной школы, интересен процесс социализации учащихся в рамках данной темы.
Известный психолог и деятель образования А.Г. Асмолов объясняет индивидуальность личности, как своеобразие и уникальность психического мира человека. Ученый разделяет два уровня индивидуальности – мир особенного психического процесса в проявлениях темперамента и познании (индивидуальность индивида) и уникальность, неповторимость в личности – стремления, мотивы, ориентации, установки (индивидуальность личности). Особое выделение индивидуальности позволяет отличить развитие личности определенного социального типа от нетипичного, несовпадающего с социально-типовым, где первое есть процесс социализации, а второе – процесс индивидуализации [1].
Любое внешнее воздействие, всякая социально-воспитательная функция, направленная на человека, вызывает его ответную реакцию – активность, творение человеком самого себя и предметного мира, как условие и фактор развития. Необходимо выделить два вида активности:
1). активность объекта (процесс социальной адаптации);
2). активность субъекта (психическое качество человека, активное осознание личностью себя, своего Я – самосознание, самоанализ, самооценка).
Субъектная активность лежит в основе процессов самопознания, самоутверждения, самоопределения, самовоспитания, самообразования, самоактуализации и самореализации. Проявлением субъектной активности служит творчество. Благодаря субъектной активности обнаруживаются все важнейшие социальные качества личности: индивидуальность, предприимчивость, инициативность, конкурентоспособность и т.д. В результате чего можно с уверенностью говорить о социальном воспитании человека, которое осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им, наряду со своими основными функциями. Социальное воспитание – взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-ценностной ориентации [2]. В конкретной воспитательной организации условия для развития человека создаются в процессе взаимодействия групповых и индивидуальных субъектов в трех тесно взаимосвязанных и в то же время относительно автономных аспектах:
  • организации социального опыта человека – умения, навыки, знания и способы мышления, стереотипы поведения, ощущения, переживания, опыт адаптации и обособления в процессах самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения (быт, формальные и неформальные группы);
  • образования – систематическое обучение, просвещение (культура);
  • индивидуальной помощи – сознательной попытки помочь человеку в приобретении умений, навыков и знаний, необходимых для удовлетворения своих позитивных потребностей, в осознании своих ценностей, в развитии самосознания и т.д.
Современные социально-воспитательные технологии не всегда обеспечивают условия, стимулирующие субъективную активность детей и подростков. Хорошо известен эффект выученной беспомощности. Он возникает в строго контролируемом распорядке жизни. Суть его в том, что ребенок, убедившийся в невозможности изменить ход событий, в результате вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами его характера становятся – подчинение и исполнительность. «Обнищание души при пресыщении информацией» (по А.Н. Леонтьеву) – также следствие слабого развития субъектной активности. Между тем, современная социальная педагогика дает утвердительный ответ: чтобы решить проблему субъектной активности, необходимо:
  • организовать комплекс адекватных воспитывающих воздействий на личность (цели, содержание и методы);
  • учитывать индивидуальные качества личности.
В группу индивидуальных качеств самоуправляющего механизма личности, которые определяют процессы субъектной активности, входят:
  • мотивация, основанная на удовлетворении той или иной потребности;
  • приобретенный в процессе жизнедеятельности опыт;
  • Я – концепция;
  • направленность личности.
Сегодня в пространстве социального воспитания имеются технологии, опирающиеся на субъектную активность личности и ставящие целью развить различные ее виды[4].
Многие российские ученые, в области воспитания и образования, разрабатывали различные концепции педагогической поддержки саморазвития, самоопределения, самоутверждения и самосознания школьника. Это известные имена, такие как - О.С. Газман, А.В. Мудрик, И.А. Колесникова, С.В. Бондаревская, А.Н. Тубельский, Г.К. Селевко, С.Г. Шуман и многие другие.
Например, А.В. Мудрик считает, что развитие личности подростка включает три «само»: самосознание, самоопределение и самоутверждение. О.С. Газман в саморазвитие личности включает процесс самоопределения как выбор и сознательную постановку целей, самореализацию как творческую реализацию своих целей и самореабилитацию как умение восстанавливать потребности и энергию. Г.К.Селевко разработал технологию саморазвития личности учащихся. Она основывается на том, что деятельность ребенка организуется как удовлетворение не только познавательных, но и других потребностей саморазвития личности. Потребность порождает мотив, мотив ведет к действию, к взаимодействию с окружающей средой, в процессе которого и происходит усвоение личностью социального опыта, т.е. развитие. Приемы данной педагогической технологии используются мной на практике, что можно проследить через цикл заданий развития индивидуальности личности (в дальнейшем – РИЛ), которые создают возможность для самоопределения учащегося:
  • выбор заданий;
  • уровня сложности;
  • как и с кем делать задание;
  • определение позиции относительно какого-либо вопроса;
  • задания на самоопределение, когда от школьника требуется выбор нравственной, научной, эстетической, идеологической позиции;
  • зона ближайшего развития (помощь учителя);
  • зона актуального развития (самостоятельная работа).
РИЛ включает в себя и другие задания, помогающие участникам учебно-воспитательного процесса раскрыть потенциал школьника, а именно:
  • задания на создание возможностей самопознания (анализ и самооценка);
  • задания на «включение» самореализации (творчество в содержании работы);
  • задания, ориентированные на совместное развитие школьников (совместное творчество с применением специальных технологий и форм групповой работы);
  • задания и группа приемов организации учебно-воспитательной работы, направленных на развитие стремления изменить себя, совершенствовать и саморазвивать (прослеживается проявление различных качеств: терпение, творчество, практичность, умение взаимодействовать и т.д.).
Все перечисленные выше задания РИЛ перекликаются друг с другом и поэтому можно с уверенностью говорить о том, что формирование социально активной личности школьника через управление развития его индивидуальности в учебно-воспитательном процессе будет эффективно при условии совместной организованной деятельности, в которую личностно-ориентированный педагог включает своих воспитанников.
Возникает резонный вопрос, как нам узнать, сколь далеко готов устремиться ребенок в своем развитии? Ответ прост. Ребенок сам совершает, либо не совершает выбор в пользу развития. Никто не может решить за него, по какому пути он должен идти. Все, что мы можем сделать, - это поманить его вперед, при этом с уважением отнестись к любому выбору ребенка, признав за ним право на страх и медлительность или отклонения в развитии. Поэтому использование РИЛ-приемов окажется гораздо эффективнее, если им будет придан характер игры как средство формирования социально-активной личности. В практике социального педагога таковыми являются деловые игры (ролевые, инновационные, имитационные, моделирующие и др.). Игра позволяет каждому участнику ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность, ее индивидуальность. Игра эффективна, прежде всего, благодаря:
  • вариативности;
  • организации на основе самоуправления;
  • выбору содержания, раскрывающего творческий потенциал участников;
  • наличию системы группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры ;
Особенностью воспитательного процесса в школе, осуществляющей технологию саморазвития личности, является ее направленность на самовоспитание и самосовершенствование школьников. Внеурочная деятельность учащих...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.21 | Просмотров: 3129

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340