Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Элективный курс по литературе Человеку не прожить без смеха… (сатира и юмор в русской классике). 9-й класс - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Элективный курс по литературе Человеку не прожить без смеха… (сатира и юмор в русской классике). 9-й класс


Автор(ы): Морякова Надежда Владимировна, методист


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
І. Особенности курса
В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом курс ориентирован на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования Российской Федерации.
Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильной подготовки и обладает новизной для учащихся, что составляет актуальность содержания обучения по данному курсу.
Особенностью программы является её ориентированность на расширение знаний школьников в области комического в русской литературе, на углубление эстетической мысли и культуры чувств. Вместе с тем сдвиги в развитии школьников должны сказаться в реальной эстетической деятельности, важными видами которой являются выразительное чтение и рассказывание.
Выразительное чтение и рассказывание связаны с оценкой актёрской итерпретации художественного текста, поэтому, делая акцент на выразительном чтении и рассказывании по жизненным и литературным наблюдениям, в дальнейшем можно усложнить работу, сопрягая выразительное чтение и рассказывание с другими видами искусства (музыка, театр, изобразительное искусство).
Данная программа призвана дать учащимся основы теории комического, помочь осознать универсальное значение смеха для человека.
В программе элективного курса шире, чем на уроках, включается художественная деятельность учеников.
Для развития творческой самостоятельности школьников внимание акцентируется на недостаточно широко представленных в базовой программе мастерах сатиры и юмора.
XVIII в.: А.П. Сумароков, М.М. Херасков, Н.И. Новиков и др.;
XIX в.: Д.В. Давыдов, П.П. Ершов, Козьма Прутков (А.К. Толстой, А.М. и В.М. Жемчужниковы), Г.И. Успенский, Н.С. Лесков и др.;
XX в.: А.Т. Аверченко, Тэффи (Н.А. Лохвицкая-Бучинская), Саша Чёрный (А.М. Гликберг), С.Я. Маршак, М.А. Светлов, Ю.К. Олеша, Д.И. Хармс, М.М. Зощенко, В.С. Высоцкий, М. М.Жванецкий, А.И. Райкин, А.А. Иванов, М.Задорнов и др.
Программа имеет также ориентировочный характер, способствуя развитию самоопределения личности старшеклассника (в частности при выборе профиля) и мотивации обучения.
Курс рассчитан на 18 часов лекционно-практических занятий.
II. Цели и задачи курса
Ученик будет иметь представление:
1. о комическом как эстетической категории,
2. о социально-исторических предпосылках возникновения и развития сатиры и юмора в русской литературе,
3. об известнейших мастерах в области сатиры и юмора XVIII-XX вв.
Ученик будет знать:
4. содержание художественных текстов или фрагментов, выбранных для изучения, а также их авторов;
5. наиболее существенные особенности методов и стилей, изученных авторов.
Ученик будет уметь:
На элементарном уровне анализировать предложенные фрагменты художественных текстов, т. е.
6. видеть тему и идею произведения;
7. выделять эпизода в тексте;
8. видеть закономерность в композиционной структуре;
9. характеризовать образ героя;
10. уловить основную эмоциональность художественного текста и динамику авторских чувств;
11. оправдать содержанием литературного произведения смену эмоциональных мотивов в чтении;
12. «видеть» читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
13. соединять образы, масли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
14. правильно читать художественный текст (отчётливость произнесения слов, логические ударения, паузы, темп речи, соблюдение интонаций, зафиксированных пунктуацией и т. д.);
15. соотнести характер чтения со стилем писателя;
16. оценить и мотивированно высказать суждение о чтении товарища;
17. услышать и передать своеобразие речи персонажа и авторской речи;
18. различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике: на элементарном уровне оценивать и комментировать художественный текст с точки зрения его содержания и формы, т. е.
19. комментировать особенности стиля художественных текстов с точки зрения использования автором различных способов выражения идеи, в том числе и отбора языкового материала;
20. осознавать ценностные ориентации в области собственного круга чтения;
21. пользоваться аппаратом книги, словарями литературоведческих терминов, справочниками и энциклопедиями;
22. характеризовать главных героев произведения, выявлять в каждом общее и индивидуальное, объясняя связь героев и событий в произведениях.
Ученик будет иметь опыт:
23. публичного выступления и выразительного чтения;
24. в создании текстов юмористического и сатирического характера;
25. редактирования своих работ и работ сверстников.
III. Структура курса
Рисунок 1
IV. Содержание курса
Цели Часы Темы практических
занятий и лекций
Виды деятельности
учащихся
1 – 3 1 Введение. Знакомство с программой курса. Постановка целей и задач. Начальная диагностика (викторина «Сатира и юмор в произведениях русской классики»). Слушают, конспектируют, задают вопросы. Участвуют в планировании деятельности. Отвечают на вопросы викторины.
1 – 8;
18
1 Сущность и искусство комического. О природе комического: обрядово-зрелищные формы, словесно-смеховые произведения, различные формы фамильярно-площадной речи. Слушают, конспектируют, участвуют в дискуссии, задают вопросы.
1 - 8;
18-20
2 Речевые средства юмора и сатиры: художественная лексика (тропы), синтаксические фигуры (повтор, параллелизм, антитеза, инверсия, риторические вопросы, обращения, восклицания и т. д.), эвфония (особенности звучания: благозвучие, ритм, рифма, анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс, диссонанс, звуковые повторы) Слушают, конспектируют, комментируют особенности стиля художественных текстов с точки зрения отбора языкового материала.
1 – 8;
18-22
4 Почему мы смеёмся, читая Гоголя и Зощенко? (Выразительное чтение и анализ рассказов, стихотворений и фрагментов произведений сатирического характера по выбору учителя:- афоризмы Козьмы Пруткова;
- шутливые жанры в поэзии Жуковского и Пушкина;
- творчество Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова;
- творчество современных юмористов: А. Райкина, А. Иванова, М. Задорнова, В. Вишневского и др.
Формулируют тему и идею текста. Представляют читаемое в воображении. Учатся соотносить характер чтения со стилем писателя. Характеризуют образ героя. На элементарном уровне оценивают и комментируют текст с точки зрения его содержания и формы.
4 – 5;
20-22;
24, 25
6 Индивидуальные занятия (в микрогруппах). Консультации по совершенствованию исполнительского мастерства. Отрабатывают навыки выразительного чтения сатирических произведений. Готовятся к конкурсу «Проба пера». Работают над рефератами и докладами (с использованием фондов библиотек (хрестоматий, сборников, рекомендованных учителем) и возможностей Интернета)
10,
12-17;
23,24
2 Урок концерт «Улыбайтесь, господа!» Участвуют в творческом отчёте: выступают с сатирическими произведениями разных жанров: частушки, басни, юмористические рассказы (в рамках конкурса «Проба пера»). Принимают участие в конкурсе чтецов юмористических стихотворений и рассказов.
2 Зачётное занятие Защита творческих работ. Выступления докладчиков, обсуждение работ. Итоговая викторина (комплексное задание).
V. Учебно-методическое обеспечение
1. Комментарий к содержанию программы
Предметом смеха является комическое в действительности, хорошо смеяться – значит говорить языком данного предмета. Поэтому после вводных лекций по теории комического важно провести индивидуальные занятия с общим для группы заданием по анализу какого-либо произведения, лучше – рассказа. Эти занятия надо особенно хорошо подготовить и, тщательно отмечая плюсы и минусы работы, провести так, чтобы школьники сразу поняли многое из того, что от них потребуется дальше в подготовке докладов (творческих работ).
Наибольшие практические задания группе даются и в последующем (привести пример литературно-художественного гротеска (гиперболы, иронии и т.д.) и дать ему оценку, или: что смешного приключилось с Вами в последнее время?...), но основная работа продолжается в виде выразительного чтения эпизодов, рассказов, стихотворений, а также консультаций по творческим работам (доклады, рефераты, конкурс «Проба пера»). Тематика их в программе не прилагается, она с достаточной конкретностью подсказывается изложением актуальных вопросов в изучении творчества того или иного писателя.
Наряду с творческим подходом к избранной теме от докладчика требуется свобода и живость выступления. Способов и приемов такого оживления бесконечное множество. Это не только увлекательность монолога, но и привлечение различных диалогических форм, вплоть до разыгрывания сценок. К примеру, доклад о речевых средствах комического в Ревизоре» может сопровождаться сценками, к исполнению которых привлекаются и другие школьники. Защита докладов, рефератов проводится на «Смотре знаний» (зачетном занятии). Итоги обсуждения подводит руководитель курса.
Как вариант возможно, чтобы каждое из занятий – консультаций начинали «дежурные по смеху» (их назначает учитель). Они проводят пятиминутную смеховую «зарядку»: разыгрывают сценку, читают веселые страницы из художественных произведений, юморески из журналов и газет, рассказывают смешные случаи из своей жизни. Немало смеха поставляют зачитываемые перлы из рубрики «Нарочно не придумаешь» (в том числе из школьных сочинений и ответов учеников), великолепные нелепости из детской сокровищницы «от трех до пяти», исполняют частушки, шуточные песенки (под гитару или без сопровождения), быть может собственного сочинения с припевом на известный мотив. Все это также является подготовкой к итоговому уроку-концерту.
Периодически (можно бы и к каждому занятию) выпускаются «смехомолнии». Различные шаржи и карикатуры настраивают аудиторию на юмористическую волну, поддерживают на занятиях атмосферу веселой работы.
По итогам работы курса проводится зачетный урок-концерт. «Зачет» принимает коллектив учащихся и учителей. Урок-концерт готовится в течение всех занятий.
На первом занятии-консультации проводится начальное тестирование (возможно, в форме викторины). Вопросы могут быть как из курса литературы 5-9 классов, так и опережающего характера (на выявление общего читательского кругозора учащихся).
2. Викторина
1. Какую народную пословицу использовал Н.В. Гоголь для эпиграфа в комедии «Ревизор»? («На зеркало неча пенять, коли рожа крива»).
2. Что такое интермедия? (Небольшая пьеса или сценка, обычно комического характера, разыгрываемая между действиями пьесы (драмы или оперы), а иногда в тексте самой пьесы).
3. Под каким псевдонимом выпустил Гоголь своё произведение? (Своё первое произведение «Ганс Кухельгартен» (1827) Н.В. Гоголь выпустил под псевдонимом «В. Алов»).
4. Назовите фамилии трёх героев комедии Фонвизина «Недоросоль» (Скотинин, Правди...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.22 | Просмотров: 2009

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340