Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование диалога культур во внеурочной работе по химии. Химический вечер на тему: Металлы на перекрестке культур - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Использование диалога культур во внеурочной работе по химии. Химический вечер на тему: Металлы на перекрестке культур


Автор(ы): Власенко Мария Владимировна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Создание методики использования диалога культур во внеурочной работе по химии при изучении темы “Металлы” обусловлено тенденциями развития современного культуросообразного образования, и методики химического образования, направленного на:
  • формирование ценностного отношения учеников к различным культурам как к наследию всего человечества,
  • участие каждого школьника в процессе продуктивно-творческой мотивированной учебной деятельности,
  • на получение знаний, умений и навыков при изучении темы “Металлы”.
Диалог предполагает встречу двух культур, каждая из которых видит в оппоненте иное. Цель диалога – не переубеждение, не поучение, а взаимопонимание, проникновение в иную культуру посредством взаимного раскрытия взглядов и позиций. Завязкой диалога, который предполагает включение учителя и учащихся, выступает проблема. Очень часто это предполагает перевоплощение педагога или специально подготовленных учеников в представителей иной эпохи, носителей другой культуры.
В качестве основной организационной формы реализации диалога был проведён вечер на тему: “Металлы”.
В качестве методов были выбраны:
  1. Самостоятельная подготовка учащихся по теме;
  2. Химический демонстрационный эксперимент;
  3. Дидактическая игра;
  4. Анкетирование, семантический дифференциал.
Основное внимание мы сосредоточили на тех химических явлениях, которые способны вызвать удивление у учащихся, побудить их к включению в культурологический диалог. Обязательным условием реализации этих “точек удивления” в учебном процессе Школы диалога культур является наличие “культурологического собеседника”: средневекового алхимика, современного ученого.
В обучении учащихся химии особую роль могут сыграть алхимические тексты. Они характеризуют представления о природе людей средневековой культуры.
Диалог возможен лишь тогда, когда есть единый предмет, о котором говорят. Поэтому мероприятие строится вокруг 2-3 "точек" диалога. Одна из точек – опыт (выделение слоя меди на железе в опыте с раствором медного купороса). Вторая точка – история из истории алхимии. Каждая команда должна объяснять опыт или трактовать текст со своих позиций.
Для упрощения ограничились сопоставлением только современной и алхимической точек зрения. Сценарий мероприятия: алхимические аргументы буду приводить я, а учащиеся будут отстаивать современную точку зрения и персональные точки зрения (для этого нужно предоставить им возможность). В итоге должен получиться диалог современной – алхимической и личностной культур учащихся. Для контроля результатов можно будет использовать анкетирование и семантический дифференциал.
Что будут говорить и делать действующие лица, расписано в сценарии. Я и кто-то из подготовленных учеников должны задавать направление дискуссии. Все учащиеся должны иметь возможность высказывать собственные мнения (Приложение1).
Семантический дифференциал.
Дать таблички заполнить ученикам (каждому с указанием фамилии) до мероприятия, потом собрать. Затем в конце мероприятия выдать новые таблички, когда заполнят снова собрать. Потом сделать анализ результатов (Приложение 2).
Предусмотрела наводящие вопросы, которые нужно было задать, если учащиеся не дадут ответов. Дала большую возможность детям фантазировать по поводу разных точек зрения (в этом суть диалога культур). Мы не должны были доказать ложность алхимической и правоту современной точек зрения, а сопоставлять их и давать возможность школьникам самим рассуждать.
Что может изменить это занятие в учениках? Отношение к изучению химии,
Отношение к теме "Металлы", отношение к алхимии... Это можно выяснить с помощью вопросов анкеты (Приложение 3).
Химический вечер на тему: “Металлы на перекрёстке культур”
Действующие лица:
Ведущий, Алхимик и Учёные.

1. Подготовка к вечеру.

В кабинете химии на столе учителя создаётся интерьер лаборатории алхимика: размещают колбы с разноцветными растворами, весы, реторты и т.п. Из бумаги сделан макет печи – необходимого атрибута алхимической лаборатории. Печь подсвечена изнутри красным фонарём. Для создания атмосферы таинственности поставить скелеты животных, зашторить окна и зажечь свечи.

2. Вступление.

Ведущий:
Сегодня мы с вами присутствуем на съезде крупных ученых, научные труды которых посвящены металлам и производству на их основе.
Необычность нашего мероприятия в том, что с минуты на минуту к нам должен присоединиться ученый, вызванный из далекого прошлого.
В истории химии был период, который отличался таинственностью и мистичностью. В 8-м веке, в завоеванных арабами европейских странах, эта наука распространяется под названием “алхимия”.

3. Основная часть вечера.

Ведущий:
Вопрос: Чем занималась данная наука?
– Основной задачей алхимиков было найти “философский камень”, якобы превращающий любой металл в золото. Несмотря на обширные знания, полученные в результате экспериментов, теоретические воззрения алхимиков отставали на несколько веков. Но поскольку они проводили различные опыты, им удалось сделать несколько важных практических изобретений. Стали использоваться печи, реторты, колбы, аппараты для перегонки жидкостей. Алхимики приготовили важнейшие кислоты, соли и оксиды, описали способы разложения руд и минералов.
В начале XVI века в алхимии начинается новая эра. Её возникновение и развитие связано с учениями Парацельса(1493-1541 г.) и Агриколы (1494-1555 г.). Парацельс утверждал, что основной задачей химии является изготовление лекарств, а не золота и серебра. Это побудило многих врачей заинтересоваться химией, что послужило мощным толчком для её развития. Агрикола же изучал горное дело и металлургию. Его труд “О металлах” более двухсот лет являлся учебником по горному делу.
(Появляется алхимик).
Алхимик:
Я очень рад, что меня пригласили, уж кто как не мы алхимики, можем рассказать вам о металлах и все, что с ними связано.
Например, если смешать медь, ртуть и олово, то в результате получается серебро.
Ученый 1:
Да стыдно нести такой бред в XXI веке! Ведь даже школьник знает, что при смешивании металлов получается сплав. Просто в данном случае этот сплав цветом и твердостью похож на серебро. Да Вы вообще знаете, что такое металлы?
Алхимик:
Конечно, что за вопрос.
Металл – тело сложное и составлено из трех “основных элементов” – ртути, соли, связанных между собой в разных соотношениях.
Ведущий:
Давайте вести себя корректно и если суждения нашего гостя кажутся вам нелепыми и не научными, то опровергать её спокойно и достойно нашего ученого общества.
Ученый 2:
Современная формулировка металлов – это простые вещества, обладающие сходными физическими свойствами: металлическим блеском, тепло- и электропроводностью, высокой плотностью, ковкостью, пластичностью и.т.д.
Ведущий:
Алхимики детально описывали способы получения и очистки металлов, особенно их интересовало золото. Почему именно этот металл привлекал алхимиков?
Алхимик:
Железо и свинец не что иное, как больное золото или серебро. Его надо вылечить, но для этого нужно лекарство “медикамент”. Этот медикамент и есть философский камень, одна часть которого, может превратить два миллиона частей неблагородного металла в совершенное золото. Ведь золото это совершенное тело, каждый металл уже содержит золото в потенции. С помощью соответствующих манипуляций, но главным образом с помощью чуда, несовершенный тусклый металл может быть претворён в совершенное, блестящее золото.
Ученый 3:
Безусловно, золото очень ценный металл. Ведь золото – царь металлов и металл царей. Но ни один металл, не играл столь зловещей роли в истории человечества. За право владеть им велись кровопролитные войны, уничтожались целые города и народы, совершались и до сих пор совершаются тяжкие преступления. Сколько горя, страданий и мук принес людям этот красивый желтый металл.
Ученый 4:
Возвышая золото над всеми другими металлами не надо забывать какую роль играют остальные металлы в жизни человека.
Например, медь-это самый древний металл. Каменный век сменился именно медным. Это произошло около 6000 лет до н.э. Из меди делали орудия труда, а также использовали в строительстве. Древние египтяне строили медные водопроводы, позже стали покрывать крыши церквей и замков медными листами. Сплав меди и олова – бронза используется скульпторами для изготовления памятников.
Ученый 5:
Академик Ферсман о железе сказал: “этот металл не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, он основа культуры и промышленности, он орудие войны и труда... ”.
У некоторых народов железо ценилось дороже золота. Так, один из египетских фараонов (2-е тыс. до н.э.) обращался к царю хелтов с просьбой дать ему железа в обмен на золото. В египетских гробницах находили ожерелья, в которых железные бусины чередовались с золотыми. А в древнем Риме из железа даже делали обручальные кольца. О большой значимости железа очень красочно в форме грустной сказки рассказал академик Ферсман. Что было бы если бы вообще железо исчезло и на Земле не осталось ни единого грамма этого элемента? “...на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей... не оказалось бы: даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без живительного металла.Разрушение ураганом прошло бы по всей Земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой.
Впрочем, человек не дожил бы до этого момента, ибо, лишившись тех граммов железа в своём теле и крови, он бы прекратил своё существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события”.
Ведущий:
Я думаю, что настала очередь следующего вопроса, так если мы будем слушать о достоинствах каждого металла (а их в таблице больше 80 эле...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.22 | Просмотров: 2139

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340