Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Развитие интеллектуальных умений согласования сенсорных и семантических компонентов образа у детей с нарушением зрения
Автор(ы): Шаудер Лидия Павловна, учитель-дефектолог(тифлопедагог)
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современная наука и практика воспитания детей с нарушением зрения показывают, что недостатки зрительной ориентации затрудняют обогащение непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребёнка об окружающем мире. В связи с этим у детей данной категории наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении её словарно-семантической стороны и в формализме употребления значительного количества слов. Их использование детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребёнку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлечённым от конкретных признаков и свойств. Всё это создаёт трудности в развитии познавательной сферы дошкольников с нарушением зрения, приводит к формальному усвоению знаний, механическому запоминанию материала. Дети лишаются возможности применять полученные знания в игровой и учебной деятельности. В многочисленных психологических исследованиях установлено влияние речи на развитие восприятия и представлений. В соответствии с концепцией социогенеза Л.С. Выготского осмысленность восприятия формируется в результате объединения его с речевым мышлением в новую психологическую систему. Поэтому при коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные зрительные возможности, крайне необходимо особое внимание уделять речевому сопровождению специально подобранных игр и игровых пособий. Развивая зрительное восприятие, мы формируем системный зрительный образ, содержащий несколько компонентов: перцептивный, связанный с сенсорно-перцептивными механизмами обработки зрительной информации; когнитивный (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, и т.д.); семантический. Формирование мотивации и эмоционального восприятия зрительной информации может улучшить состояние сенсорной сферы и способствовать интеллектуальному развитию детей. Вашему вниманию представлены некоторые игры, направленные на развитие психологической базы речи и активизацию речевых возможностей детей с нарушением зрения. «Речевое лото» Цель: - развитие наглядно образного и логического мышления, внимания, памяти, речи (активизация соотнесённости слова и образа);
- развитие предметности и избирательности зрительного восприятия;
- закрепление знаний об окружающем.
Материал: - рабочий лист (игровое поле) с графическим изображением различных предметов (черно-белое изображение), расположенных в несколько рядов по всему листу.
- карточки с изображением тех же предметов, цветные кружочки, наборы мелких геометрических фигур.
Игра содержит множество вариантов, в зависимости от того, какую развивающую задачу ставит тифлопедагог. 1. «Какого цвета предмет?» Дети вспоминают, какого цвета бывает этот предмет, кладут рядом с предметом кружочки соответствующего цвета (огурец – зеленый, желтый. А желтым когда бывает огурец? – Если переспеет). Если дети затрудняются, педагог задает наводящие вопросы. 2. «Какой формы предмет» (раскладывают геометрические фигуры). 3. «Найди самый большой предмет в ряду» (отмечают кружочком). 4. «Угадай предмет, о котором я говорю». 5. «Назови предмет, который находится в левом верхнем углу и т.д.» (Варианты: в 3-ем ряду, 4-ый слева и т.д., т. е. закрепляется порядковый счет). 6. «Расскажи, где находится книга? велосипед? телевизор?» и т.д. 7. «Что из чего сделано?» 8. «Кому это нужно?» 9. «Расскажи, для чего это нужно». 10. «Лото» (Педагог показывает карточку с изображением предмета, ребенок называет и отыскивает предмет на игровом поле, закрывает фишкой). 11. «Раздели на группы» (классификация). 12. «Найди предметы, которые подходят друг к другу» или «Найди пары» (отмечают кружочками одного цвета). 13. «Логическая цепочка». 14. «Природный мир, рукотворный мир». 15. «Что без чего не бывает?» (Книги – без листочков, стул – без ножек, велосипеда – без колес и т.д.). 16. «Что с чем?» (Птица – с крыльями, машина – с колесами, роза – с шипами и т.д.). 17. «Найди предмет, к которому подходит действие» (сварил, сшил, снял, смял, спас, склеил и т.д.). 18. «Подбери предмет к слову» (красивый – цветок, нарядное – платье и т.д.). 19. «Составь предложение, используя названия предметов первого ряда» (Другие варианты). 20. «Найди предмет в названии которого есть звук ...». 21. «Найди предмет в названии которого два слога (3,4)». 22. «Разложи схемы слов». 23. «Какой вопрос можно задать?» (Кто это? Что это?). И многие другие варианты развивающих игровых заданий. «Назови, запомни, отыщи» Цель: - развитие звуковой стороны речи, номинативной функции слова;
- развитие внимания, вербальной памяти, наглядно-образного мышления;
- развитие зрительной функции прослеживания, предметности и избирательности зрительного восприятия.
Материал: - карточки с изображением 3-4-х предметов, имеющих в начале слова, в середине и в конце один звук;
Игровое поле, на котором изображены те же предметы, что и на карточках только в другом ракурсе (изменены или цвет, или форма, или расположение и т.д.). Ребенок берет карточку, называет предметы, изображенные на ней, запоминает их последовательность и отыскивает предметы на игровом поле в той же последовательности, повторяя при этом названия предметов (т.е. идет автоматизация звуков). Пособие «Что нас окружает?» Цель: - расширение знаний детей об окружающем мире;
- развитие зрительного восприятия, внимания (переключаемость), памяти, наглядно-образного и логического мышления
- развитие семантической стороны речи;
- развитие и активизация зрительных функций: выделение, прослеживание, фиксация;
- развитие зрительно-моторной координации.
Материал: - рабочий лист, по периметру которого изображения различных предметов,
- лист-вкладыш.
По заданию тифлопедагога ребенок соединяет на листе-вкладыше (проводит линии цветным карандашом) определенные предметы друг с другом («Найди пару»), предметы с нужной геометрической фигурой, нарисованной на листке-вкладыше («Какой формы предмет?», с кружком определенного цвета («Какого цвета предмет?») и т.д.). Можно предложить детям выполнить следующие задания: - «Раздели на группы» («Универсальный магазин»). Каждый предмет одной группы соединяется карандашом определенного цвета с «вывеской» магазина, нарисованной на листке-вкладыше. Другим цветным карандашом соединяются предметы с другой «вывеской» и т.д.;
- «Какие предметы относятся к зиме? лету? ...» (Соединяют предмет с картинкой на вкладыше или с определенным знаком, нарисованным на вкладыше);
- «Что дала нам природа? Что сделано руками человека?» (Соединяют предметы с определенными знаками);
- «Найди отгадку»;
- «Скажи правильно» (Вербально соедин...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.23 | Просмотров: 2572
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|