Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Развитие интеллектуальных умений согласования сенсорных и семантических компонентов образа у детей с нарушением зрения - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Развитие интеллектуальных умений согласования сенсорных и семантических компонентов образа у детей с нарушением зрения


Автор(ы): Шаудер Лидия Павловна, учитель-дефектолог(тифлопедагог)


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современная наука и практика воспитания детей с нарушением зрения показывают, что недостатки зрительной ориентации затрудняют обогащение непосредственного чувственного опыта и обедняют представления ребёнка об окружающем мире.
В связи с этим у детей данной категории наблюдаются специфические особенности формирования речи, проявляющиеся в нарушении её словарно-семантической стороны и в формализме употребления значительного количества слов. Их использование детьми бывает слишком узким, когда слово связывается только с одним знакомым ребёнку предметом, его признаком, или, наоборот, становится слишком общим, отвлечённым от конкретных признаков и свойств.
Всё это создаёт трудности в развитии познавательной сферы дошкольников с нарушением зрения, приводит к формальному усвоению знаний, механическому запоминанию материала. Дети лишаются возможности применять полученные знания в игровой и учебной деятельности.
В многочисленных психологических исследованиях установлено влияние речи на развитие восприятия и представлений. В соответствии с концепцией социогенеза Л.С. Выготского осмысленность восприятия формируется в результате объединения его с речевым мышлением в новую психологическую систему.
Поэтому при коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные зрительные возможности, крайне необходимо особое внимание уделять речевому сопровождению специально подобранных игр и игровых пособий.
Развивая зрительное восприятие, мы формируем системный зрительный образ, содержащий несколько компонентов: перцептивный, связанный с сенсорно-перцептивными механизмами обработки зрительной информации; когнитивный (операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, и т.д.); семантический.
Формирование мотивации и эмоционального восприятия зрительной информации может улучшить состояние сенсорной сферы и способствовать интеллектуальному развитию детей.
Вашему вниманию представлены некоторые игры, направленные на развитие психологической базы речи и активизацию речевых возможностей детей с нарушением зрения.

«Речевое лото»

Цель:
  • развитие наглядно образного и логического мышления, внимания, памяти, речи (активизация соотнесённости слова и образа);
  • развитие предметности и избирательности зрительного восприятия;
  • закрепление знаний об окружающем.
Материал:
  • рабочий лист (игровое поле) с графическим изображением различных предметов (черно-белое изображение), расположенных в несколько рядов по всему листу.
  • карточки с изображением тех же предметов, цветные кружочки, наборы мелких геометрических фигур.
Игра содержит множество вариантов, в зависимости от того, какую развивающую задачу ставит тифлопедагог.
1. «Какого цвета предмет?»
Дети вспоминают, какого цвета бывает этот предмет, кладут рядом с предметом кружочки соответствующего цвета (огурец – зеленый, желтый. А желтым когда бывает огурец? – Если переспеет). Если дети затрудняются, педагог задает наводящие вопросы.
2. «Какой формы предмет» (раскладывают геометрические фигуры).
3. «Найди самый большой предмет в ряду» (отмечают кружочком).
4. «Угадай предмет, о котором я говорю».
5. «Назови предмет, который находится в левом верхнем углу и т.д.»
(Варианты: в 3-ем ряду, 4-ый слева и т.д., т. е. закрепляется порядковый счет).
6. «Расскажи, где находится книга? велосипед? телевизор?» и т.д.
7. «Что из чего сделано?»
8. «Кому это нужно?»
9. «Расскажи, для чего это нужно».
10. «Лото» (Педагог показывает карточку с изображением предмета, ребенок называет и отыскивает предмет на игровом поле, закрывает фишкой).
11. «Раздели на группы» (классификация).
12. «Найди предметы, которые подходят друг к другу» или «Найди пары» (отмечают кружочками одного цвета).
13. «Логическая цепочка».
14. «Природный мир, рукотворный мир».
15. «Что без чего не бывает?» (Книги – без листочков, стул – без ножек, велосипеда – без колес и т.д.).
16. «Что с чем?» (Птица – с крыльями, машина – с колесами, роза – с шипами и т.д.).
17. «Найди предмет, к которому подходит действие» (сварил, сшил, снял, смял, спас, склеил и т.д.).
18. «Подбери предмет к слову» (красивый – цветок, нарядное – платье и т.д.).
19. «Составь предложение, используя названия предметов первого ряда» (Другие варианты).
20. «Найди предмет в названии которого есть звук ...».
21. «Найди предмет в названии которого два слога (3,4)».
22. «Разложи схемы слов».
23. «Какой вопрос можно задать?» (Кто это? Что это?).
И многие другие варианты развивающих игровых заданий.

«Назови, запомни, отыщи»

Цель:
  • развитие звуковой стороны речи, номинативной функции слова;
  • развитие внимания, вербальной памяти, наглядно-образного мышления;
  • развитие зрительной функции прослеживания, предметности и избирательности зрительного восприятия.
Материал:
  • карточки с изображением 3-4-х предметов, имеющих в начале слова, в середине и в конце один звук;
Игровое поле, на котором изображены те же предметы, что и на карточках только в другом ракурсе (изменены или цвет, или форма, или расположение и т.д.).
Ребенок берет карточку, называет предметы, изображенные на ней, запоминает их последовательность и отыскивает предметы на игровом поле в той же последовательности, повторяя при этом названия предметов (т.е. идет автоматизация звуков).

Пособие «Что нас окружает?»

Цель:
  • расширение знаний детей об окружающем мире;
  • развитие зрительного восприятия, внимания (переключаемость), памяти, наглядно-образного и логического мышления
  • развитие семантической стороны речи;
  • развитие и активизация зрительных функций: выделение, прослеживание, фиксация;
  • развитие зрительно-моторной координации.
Материал:
  • рабочий лист, по периметру которого изображения различных предметов,
  • лист-вкладыш.
По заданию тифлопедагога ребенок соединяет на листе-вкладыше (проводит линии цветным карандашом) определенные предметы друг с другом («Найди пару»), предметы с нужной геометрической фигурой, нарисованной на листке-вкладыше («Какой формы предмет?», с кружком определенного цвета («Какого цвета предмет?») и т.д.).
Можно предложить детям выполнить следующие задания:
  1. «Раздели на группы» («Универсальный магазин»). Каждый предмет одной группы соединяется карандашом определенного цвета с «вывеской» магазина, нарисованной на листке-вкладыше. Другим цветным карандашом соединяются предметы с другой «вывеской» и т.д.;
  2. «Какие предметы относятся к зиме? лету? ...» (Соединяют предмет с картинкой на вкладыше или с определенным знаком, нарисованным на вкладыше);
  3. «Что дала нам природа? Что сделано руками человека?» (Соединяют предметы с определенными знаками);
  4. «Найди отгадку»;
  5. «Скажи правильно» (Вербально соедин...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.23 | Просмотров: 2572

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340