Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Игра под названием жизнь - Общепедагогические технологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии

Игра под названием жизнь


Автор(ы): Яруллина Екатерина Хуснеевна, заведующий


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Памяти Александры Михайловны Закиевой,
учительницы начальных классов 1945 – 1981 г. г.
учителя средней школы № 6 города Набережные Челны
в 1958 – 1981 годах.

Социум становится все более деловитым, поколение современных детей и играет по- современному. Взрослые стали более откровенны в удовлетворении своих желаний – игра активно наполняет досуг российских леди и джентльменов. В дошкольном детстве игра, по утверждению ведущих ученых, является основным видом деятельности. Так ли это на самом деле? Способны ли мы, взрослые, по долгу службы допущенные к власти над деятельностью ребенка, понять роль игры в судьбе человека?
В садик в детстве я не ходила, не было у родителей такой возможности, про меня говорили “Выросла под школьной партой” - мама работала учительницей в начальных классах, папа – там, куда пошлет партия, частенько, мы встречались с ним лишь в воскресенье. Но именно увлечение отца определило мою профессиональную стезю. Отец обожает шахматы – доска-ящичек с черно-белыми фигурками его жизненный спутник. Я в шахматы не играю, не увлекает меня невидимое сражение. Увлекло меня другое: скучая по отцу, маленькая Катя тихонько открывала заветный ящичек и затевала странную игру. Под сводами кистей, свисающей со стола скатерти размещались дворцы. Во дворцах жили две семьи – Белая и Черная. Каждая семья было огромной (я росла в типичной “двухдетной” советской семье). Мать – фигурка ферзя, отец – фигурка короля, старшие дети: туры, слоны, кони; младшие дети – пешки. Я самозабвенно погружалась в удивительный мир моих семей – строила с ними дома, сажала огород, готовила обеды, устраивала праздники и организовывала походы в гости… Семьи были дружные, сноровистые, ощущение благополучия окутывало меня, успокаивало, упорядочивало мой внутренний мир. Игра, продолжалась бесконечно из вечера в вечер, я выросла, и шахматы осиротели.
Прошли десятилетия, однажды, я внезапно поняла, что удивительный “Балкыш”, который живет в моем сердце теперь уже шестнадцатый год – это ожившая игра моего детства. Большой уютный дом (чем не дворец?) населен разным народом – взрослые и ребятишки от мал-мала меньше до подростков живут дружной неспешной жизнью. И именно я задаю тон этой многоликой семье – забочусь обо всех: взрослые должны успеть переделать массу дел, старшие и младшие в меру сил должны им помогать и учиться у взрослых и друг у друга. В доме царит культ доброжелательности, взаимопонимания, уважения, деловитости и творчества. И культ игры. Играть, играть и играть: всем, крошечкам в яслях, дошколятам, первоклассникам, четвероклассникам, взрослым! Находятся взрослые, в сердцах бросающие в наш адрес – в этом Балкыш не учат ничему, одни игры да праздники!
Моя самая нелюбимая забава на выпускных из дошкольной группы утренниках – игра “Собери портфель”, в которой по правилам ребенок должен положить в портфель учебные принадлежности. Ребятишки торопятся положить в портфель и игрушки, а воспитательница потом назидательно призывает детей и взрослых посмеяться над незадачливым будущим учеником: игрушки в школе не нужны, дескать! Я директор школы, который, приходя в класс, в первую очередь спрашивает – во что играем? И горе тому педагогу, который посмеет утверждать, что гимназистам играть некогда. Волшебница Жизнь даровала нам такое богатство ИГРУ! Её величество Игра не с каждым подружится, и не каждому будет благоволить, но тому, кто постигнет её таинство – откроется великая книга ЖИЗНИ. И мир станет понятным, доступным, безопасным!
Нетрудно догадаться, что одна из любимых игр моего детства – игра в школу. Мама, как семейное предание, рассказывала: “В перемену подходит ко мне коллега из соседнего класса и спрашивает – Шура, ты знаешь, что Катюшка у тебя читает во всю? (Мне шел шестой год, мама вела первый класс – сорок с лишним детских головенок, и за последней партой Катька, не до неё, конечно.) Заглянули в класс: у доски стоит Катя и самая слабенькая в классе девчушка, Катя водит огромной указкой по картонным слогам в тряпочных кармашках и важно - ласково призывает – “тяни: ма-ма мы-ла ра-му” Я хорошо помню, как мама вечером открыла передо мной букварь на странице с большим кораблем-ледоколом “Ленин” и сказала: читай! В субботу старшая сестра повела меня в местную библиотеку. Я выбрала сразу две книжки с потрепанными уголками (это самые интересные, их часто берут!) из деревянного ящика – это был волшебный праздник!
Мама была очень строгой учительницей, и очень любила своих учеников. Больше, чем меня. Я на неё обижалась за это и ревновала её к ученикам. Это сейчас я понимаю, что дороже меня и сестры у неё никого не было, но мама была Настоящей Учительницей. Она подарила мне море друзей – её учеников, мы искренне дружим и гордимся нашей Александрой Михайловной. Мамино учительство открыло мне великий секрет ЦЕЛЬНОСТИ образовательного процесса! Как теоретики педагогики любят все делить и раскладывать по полочкам! Я видела её работу ЦЕЛЬНО. Она всегда и везде была Учительницей: ответственной, организованной, деликатной, справедливой, правильной, в общем, без скидок “я не на работе”. Все лучшее во мне – от неё. И стремление все соединять: ну, просто горе-горькое, если воспитательница на занятии вся “правильная”, а закончилось занятие – “Куда полез? Не смей трогать! Может, мы помолчим?”
Получив право управлять педагогами, я в первую очередь избавилась от понятия “занятие”. В Балкыш жизнью управляют игровые развивающие блоки – дошколята целый день играют, им и невдомек, что такая любимая “подружка” Ольга Николаевна учит их грамоте, Галина Анатольевна – помогает заглянуть в мир математики.
В школе от урока не избавиться – рискованно, прежде всего, потому что выпускнику Балкыш идти в банальную классно-урочную среду, и не везде будут приветствовать ходьбу по классу без разрешения учителя, а уж спорить с учителем, даже если он (учитель!) на глазах ученика делает грубую грамматическую ошибку – просто опасно в некоторых случаях. Поэтому игра на уроке присутствует, и очень активно – но она служит познанию, в том числе познанию секретов взаимоотношений разных людей. На уроке философии мы ребятишками играли в “Школу” по-особенному. Дети учились, как написать обращение, заявление, как правильно обратиться к директору за защитой и, вообще, как отстоять свои права без драки. Поиграли, ничего особенного вроде, игра! Класс закончил учебу, ребята поступили в основную школу. Примечательно, что в одной из конфликтных ситуаций мой воспитанник в пятом классе толково и грамотно обратился к директору школы с письменным заявлением, и, к чести моего коллеги, конфликт был с достоинством разрешен. Вот тебе и игра!
Гордость моих педагогических исканий – творческие лаборатории. Прием не новый, он активно практикуется последователями развивающих технологий: ученик получает доступ в святая-святых – мастерскую Художника, Мастера! Предистория вопроса такова: как и все выпускники дошкольных факультетов педагогических училищ, я прекрасно знаю методику обучения детей лепке (“красный” диплом обязывает!) Дело было летом, в отпуске я, как и большинство моих коллег готовила методические пособия к учебному году. В данном случае – решила вылепить коллекцию образцов для лепки по мотивам Дымковской народной игрушки. Я “ваяю” коней и барышень, а пятилетняя Санька крутится рядом. День, второй, потом берет кусок глины, и раз-раз выставляет передо мной вполне приличную барыню! Без всяких обучений приемам лепки “ленты”, “колокола”, техники накладывания и примазывания! Прошло уже больше 15 лет, раритетная барыня до сих пор жива, а я с гордостью пестую технологию творческих мастерских – в Балкыш их несколько.
Самой ранней можно считать лабораторию “Тел ачкычы” - базируется она на основе программы обучения родному языку как второму государственному. Главное действующее лицо в этой игре – учитель татарского языка. По условиям игры учитель не знает другого языка, кроме татарского. Общение с детьми сводится к активной деятельности: дети, приходя в кабинет-музей, играют роль гостей, по приглашению хозяйки совершают экскурсию, угощаются, примеряют одежду, присоединяются к рукоделью, поют, танцуют, играют в народные игры… Сложнейшая образовательная задача реализуется в гармонии с миром дошкольного детства.
По аналогии с “Тел ачкычы” развивается лаборатория преподавания иностранного языка. “Happy English” - составляет самостоятельную субкультуру “Балкыш” - со своим собственным календарем, стилем взаимоотношений, такая бесконечная, увлекательная игра. Заводилы в этой игре - опытный педагог, интереснейший человек, мама двоих взрослых деток, способная понять любую детскую проблему, учитель 1 квалификационной категории Светлана Васильевна Степаненко и юная, похожая на девочку-подростка, Лена Фаритовна Ямалетдинова, настоящая подружка детям. Это только родители и коллеги знают, Лену Фаритовну как опытного, очень затребованного на рынке образовательных услуг, специалиста! Молодая учительница осенью взяла отпуск – скоро ей предстоит стать матерью, но дети “потери” не почувствовали – в классы пришла Эльза Ильгизаровна Закирова, выпускница Балкыш, ныне учитель английского языка, молодой специалист (закончила Мензелинский педколледж). Учитель, которому нет необходимости тратить время и нервы на адаптацию – она пришла в коллектив знакомый с детства, игры её детства остаются привлекательными для вос...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1737

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340