Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Семинар для педагогов Гиперактивный ребенок - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Семинар для педагогов Гиперактивный ребенок


Автор(ы): Павлова Юлия Евгеньевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель:
  • познакомить педагогов с особенностями проявления гиперактивности у детей;
  • совместно разработать рекомендации по работе с такими детьми.
Ход семинара
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Тема нашего семинара «Гиперактивные дети». Иначе их еще называют: непоседы, шустрики, энерджайзеры.
Есть ли в ваших детских объединениях дети, которых можно охарактеризовать как гиперактивные? Пожалуйста, приведите примеры поведения детей, в которых проявляется их излишняя активность и невнимательность. Какие методы воздействия вы использовали? Какие из них оказались более эффективными?
Немного теории.
Гиперактивность - совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Он расторможен в отношениях со взрослыми, не умеет играть со сверстниками и не имеет настоящих друзей.
Для таких детей характерны агрессивное поведение и негативизм. В подростковом возрасте такие дети склонны к асоциальному поведению. При всех проблемах таких детей с обучением и взаимоотношениями с окружающими, такие дети имеют нормальный или даже высокий интеллект.
Причина такой подвижности, как правило, многочисленные микроорганические поражения головного мозга во время беременности, родов или в младенчестве.
СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. Диагностируется он с началом учебной деятельности.
Гиперактивный ребенок нуждается в помощи. В каждом конкретном случае нужно определить, какой должна быть помощь гиперактивному ребенку: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция.
У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.
Пики проявления: 1 год, 3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. Потом активность идет на спад.
В большинстве случаев, если у ребенка присутвует только гиперактивность (подвижность, импульсивность), скорее всего, это связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии.
Перед вами лежит раздаточный материал (Приложение 1). Посмотрите на страницу 1, где перечислены основные признаки диагностики гиперактивности. О проявлениях чрезмерной подвижности можно говорить тогда, когда присутствует 8 и более поведенческих признаков. Пожалуйста, разделитесь на группы и постарайтесь определить: является ли данный ребенок в примере гиперактивным или же подвижность – это особенность его темперамента.
Если примеров мало или по другой причине, можно их предложить (Приложение 2). Деление на группы происходит в зависимости от количества педагогов и примеров. Удобнее всего разделить на 2-4 группы.
Обсуждение в группах. Все возвращаются в круг, и каждая группа педагогов обосновывает свое решение.
Так что же делать? Как взаимодействовать с такими детьми? Давайте попробуем, исходя из особенностей таких детей, составить общие рекомендации по работе с гиперактивными детьми.
Педагоги предлагают свои варианты. Психолог записывает рекомендации на доске, комментирует и добавляет пункты.
Особенности организации работы с гиперактивными детьми:
Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба и вырабатывали усидчивость (занятия за компьютером, ИЗО, ДПИ). Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве с родителями и психологом.
Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия. Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.
Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями, благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и «усидчиво».
Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.
Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.
Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.
Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения.
У гиперактивных детей до 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать (обычно это свойственно младшим детям)....

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.24 | Просмотров: 1606

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340