Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема Родины в лирике Сергея Александровича Есенина - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Тема Родины в лирике Сергея Александровича Есенина


Автор(ы): Румянцева Татьяна Валентиновна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Оборудование:
  • портрет С. Есенина, А.С. Пушкина,
  • изображение памятника А.С. Пушкину в Москве,
  • музыкальный сборник произведений Свиридова “Время, вперёд!”.
Слово учителя: 6 июня 1924года в день 125-летней годовщины со дня рождения А.С. Пушкина у подножия его памятника в Москве свое еще не опубликованное стихотворение читает поэт Сергей Есенин.
Пушкину
Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.
Блондинистый, почти белесый,
В легендах ставший как туман,
О, Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.
Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой.
А я стою, как пред причастьем,
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья,
Сподобленный такой судьбе.
Но, обреченный на гоненье,
Еще я долго буду петь…
Чтоб и мое степное пенье
Сумело бронзой прозвенеть.
1924
Он молод и знаменит, популярен и скандально известен. Пушкин для него – самый любимый поэт, в нем Есенин видит гения страны, в которой живет.
Не случайно Есенин чувствует внутреннее родство с Пушкиным, и дело вовсе не в том, что тот повеса, а этот – хулиган. Они оба – поэты.
Свое понимание предназначения поэта Сергей Есенин выражает в юношеском стихотворении, адресованном другу, Григорию Панфилову:
Поэт
Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.
Он все сделает свободно.
Что другие не могли.
Он поэт, поэт народный,
Он поэт родной земли!
1912
-Какими качествами, по мнению Сергея Есенина, должен обладать настоящий поэт?
На доске: Настоящий поэт:
  • Правдивость
  • Любовь к людям
  • Готовность к страданию, состраданию
поэт народный, поэт родной земли
Обратимся к началу творческого пути Сергея Есенина и попробуем определить, удалось ли стать Есенину поэтом родной земли.
Звучит музыка Г.Свиридова “Уральские напевы”
Параллельно звучит стихотворение “В хате”(1914)
В хате
Пахнет рыхлыми драчёнами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке тянется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
1914
С этим стихотворением (в числе 60), завязанным в деревенский платок, приходит Есенин в Петербург и завоевывает его.
-Почему? Какие еще стихотворения привлекли ваше внимание необычными описаниями крестьянского быта, русской природы? (Чтение стихотворений “За горами, за желтыми долами…”, “Край любимый! Сердцу снятся…”, “Гой ты, Русь, моя родная…” и др.)
-Какой предстает Русь в этих стихотворениях? Какие ценности дороги поэту? Почему? (Поэту дороги образы родной природы, патриархальный крестьянский быт, семья). Определите средства художественной выразительности, которые использует поэт.
Именно таким мы привыкли видеть Сергея Есенина. Русь в ранних его стихотворениях цветная, радостная, звенящая. Но есть ряд стихотворений, в которых Россия предстает иной:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Но и такая, сиротливая, родина мила сердцу поэта.
Звучит песня “Топи да болота” (муз. Г.Свиридова, сл. С. Есенина)
Поэт поставил себе цель – стать народным поэтом. Как ее можно достичь?
Пойду в скуфье смиренным иноком
Иль белобрысым босяком –
Туда, где льется по равнинам
Березовое молоко.
Хочу концы земли измерить,
Доверяясь призрачной звезде,
И в счастье ближнего поверить
В звенящей рожью борозде.
1914
-Какую цель ставит? (Хочу концы земли измерить)
Ему будет суждено измерить до края не только географические просторы родины, но и шагнуть во времени.
Есенин окажется в городе накануне грозных событий. И буря грянет. И каждый окажется перед выбором: остаться или уехать. Сергей Есенин, не сомневаясь, выберет Родину.
“В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном”.
-Почему поэт принимает революцию?
Звучит музыка Г. Свиридова “Время, вперед”. Параллельно чтение ч.4 поэмы “Пантократор”
Сойди, явись нам, красный конь!
Впрягись в земли оглобли.
Нам горьким стало молоко
Под этой ветхой кровлей.
Пролей, пролей нам над водой
Твое глухое ржанье
И колокольчиком-звездой
Холодное сиянье.
Мы радугу тебе – дугой,
Полярный круг на сбрую.
О, вывези наш шар земной
На колею иную.
Хвостом земле ты прицепись,
С зари отчалься гривой.
За эти тучи, эту высь
Скачи к стране счастливой.
И пусть они, те, кто во мгле
Нас пьют лампадой в небе,
Увидят со своих полей,
Что мы к ним в гости едем.
Февраль 1919
-О чем мечтает поэт? Что символизирует образ красного коня?
-Суждено ли сбыться этим мечтам?
На смену всеобщей радости очень быстро приходит разочарование.
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.
Не живые, чужие ладони,
Этим песням при вас не жить!
Только будут колосья-кони
О хозяине старом тужить.
Будет ветер сосать им ржанье,
Панихидный справляя пляс.
Скоро, скоро часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час!
1920
Воссоздайте пейзаж, описанный в стихотворении.
Перечислите детали церковного обряда.
О каком обряде идет речь?
Что такое ПАНИХИДА?
С кем или с чем прощается поэт?
Перечитайте 1-ую строфу.
О каком мосте идет речь?
-Какое средство художественной выразительности использует поэт? Метафорический образ моста здесь символичен, МОСТ всегда соединяет два берега.
-О каких берегах идет речь? Дощатый мост песен Сергея Есенина соединяет два берега в жизни России: прошлое и будущее.
-А где же настоящее? Над пропастью настоящего строит поэт мост своих песен.
Мост перекинут, и вперед, в будущее устремлен шаг.
Хотелось Есенину “концы земли измерить”. Жизнь преподнесет ему и такой дар. В 1922-1923годах Сергей Александрович совершает путешествие по Европе и США. Европа и США поразили его, нет, не восхитили, а именно поразили: /звучит музыка Г.Свиридова “Фокстрот”/
“ Что сказать вам об этом ужаснейшем царстве мещанства, которое граничит с идиотизмом? Кроме фокстрота, здесь почти ничего нет. Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. (…)
Пусть мы нищие, пусть у нас голод, холод … зато у нас есть ДУША, которую здесь за ненадобностью сдали в аренду…”

Письмо из Германии. 1 июля 1922года.
-Как могла повлиять эта поездка на отношение С.Есенина к России?
1924 год. Сергей Есенин создает “маленькую поэму” “Русь Советская”.
Читаем 1-ую строфу. О какой буре идет речь? (О годах революции)

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.25 | Просмотров: 1623

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340