Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование информационных технологий в преподавании географии - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Использование информационных технологий в преподавании географии


Автор(ы): Дресвянский Сергей Александрович, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Одной из задач современной школы является коренное качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу школа может решить только на основе существенного повышения педагогического мастерства учителей и применения новых методов и форм их решения. В свое время, я, как учитель, столкнулся с ситуацией, когда мои ученики знали больше, чем я. Они свободно владели компьютером, вели разговор о сайтах, Интернете, электронной почте. С каждым необходимым мне документом я вынужден был обращаться к людям, которые владели компьютерными технологиями.
В результате, все это заставило меня заняться этой проблемой вплотную. Сначала в рамках компьютерного класса, затем благодаря Федерации Интернет-образования я познакомился с информационными технологиями более подробно. И начал применять их на уроках географии (c презентацией по данной теме можно познакомиться по адресу: www.gym.zelenogorsk.ru/projects/geo.htm ).
Как и в любом производстве, для получения качественного результата нужно иметь качественное сырье. В нашем случае таковым, в первую очередь, является содержание образования. Мы постоянно стремимся улучшить содержание образования, а об ученике стараемся узнать больше и глубже, очень часто наши усилия бывают недостаточны, хотя мы прилагаем все наши силы.
Проблему качества обучения эффективно помогают решить информационные технологии. Давайте посмотрим, что мне, как учителю, дают информационные технологии.
Оперативность информации: только информационные технологии позволяют достаточно быстро получить полную и новую информацию по моей предметной области.
Динамичность хранения. Позволяет накапливать и сохранять дидактическую базу, решить проблему наглядности. В последнее время перед учителями географии стоит проблема обеспечения учебного процесса географическими картами. Благодаря информационным технологиям мы любую карту можем, по мере необходимости, с диска компьютера вывести на экран и использовать в учебном процессе.
Коммуникативность (дает возможность организации электронных конференций, проектной деятельности, участию в методических объединениях).
Интерактивность позволяет участвовать в виртуальном методическом объединении учителей географии России.
Эти свойства информационных технологий позволяют мне использовать новые формы в педагогической деятельности:
  • Дистанционные проекты, олимпиады. С 2000 года учащиеся нашей гимназии принимают участие в дистанционных проектах по географии: “Живая карта”, “ДООГ-2001”, “ДООГ-2003”. По итогам 2001 года заняли первое место. В этом учебном году — 2 место. Участвуя в дистанционном проекте, учащиеся повышают свой познавательный уровень, возрастает интерес к предмету.
  • Электронные учебники. С 2001 года учащиеся нашей гимназии начали работать по электронному учебно – методическому комплексу “География. Наш дом – Земля” для 7-го класса. Работу по учебнику я начинал с группы учащихся, которые помогли мне увидеть преимущества и недостатки данного учебника. Проанализировав ситуацию, я начал проводить уроки для всего класса в кабинете информатики или через цифровой проектор в классе. На сегодняшний день в гимназии по географии ведется работа по электронным учебникам для 6-8-го класса.
  • Презентация. Это форма позволяет более наглядно и интересно проводить уроки по географии. Сейчас уже подготовлены презентации по “Природным катастрофам”, “Мировому океану”, “Географической оболочке”, которые могут быть использованы при прохождении тем в 6-7-х классах. Также существует интеграция уроков информатики и географии. Сдавая ряд тем по географии, учащиеся создают свои презентации, которые после защиты поступают в банк данных на сервер и могут быть использованы в учебном процессе.
  • Интернет-ресурсы:
    а) ресурсы самореализации – сайты школ, учителей, детей;
    б) средства массовой информации;
    в) ресурсы библиотек.
Эти ресурсы нам необходимы для подготовки детей к НПК, олимпиадам, для проведения уроков. Библиотеки очень часто не располагают литературой (это является проблемой многих малых городов), и получить ее можно, используя только Интернет-ресурсы, тем более у нас в гимназии существует библиотечный медиацентр с выделенной линией Интернета, а также в компьютерных кабинетах, подключенных к локальной сети гимназии.
  • Ресурсы дистанционного образования. Я могу повышать свою профессиональную подготовку, участвуя с учащимися в дистанционных проектах и в виртуальном методическом объединении учителей географии России.
Работая в объединении, я получаю методические материалы, имею возможность высказаться по интересующим меня проблемам и получить квалифицированную консультацию.
Однако, применяя информационные технологии на уроке, учителю следует помнить, что:
  • на уроке освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал;
  • на уроке закрепления целесообразно использовать программы – контролеры, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки по данной теме;
  • на контрольном уроке - использовать для тщательной проверки большого объема пройденного материала.
Также учитель должен учитывать уровень технических навыков учащихся, планируя темп урока и количество выносимого на занятия материала.
Компьютер – это величайшее достижение современной технологии - должен стать незаменимым помощником учителя. Школа должна готовить конкурентоспособных учеников, готовых свободно ориентироваться в мировом информационном пространстве.
Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока географии с использованием информационных технологий (презентацию по данной теме можно посмотреть по адресу: www.gym.zelenogorsk.ru/projects/geo.htm.)
Предметная область: география.
Учебный модуль: литосфера.
Тема урока: “Природные катастрофы”.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: урок-лекция.
Цель: сформировать отношение к проблеме природных катастроф, происходящих в земной коре.
Педагогические задачи: заинтересовать поставленной проблемой, координировать деятельность учащихся.
Задачи учащихся: получить первоначальное представление о движениях земной коры; познакомиться с процессами вулканизма и землетрясениями; выяснить влияние этих явлений на жизнь и хозяйственную деятельность человека; продолжить формирование коммуникативных умений при работе в группах.
Формы и методы:
  1. Фронтальная форма работы на основе информационных технологий.
  2. Групповая форма.
  3. Индивидуальная форма.
  4. Интерактивный метод.
Оборудование: Компьютер, видеопроектор, выставка литературы по теме, пластилин, фломастеры, цветные карандаши, бумага формата А4, карточки-задания для групп.
Ход урока
1. Организация класса:
  • санитарно-гигиеническое состояние кабинета;
  • рабочее место: подготовлено для работы в группах, подобрана выставка литературы по данной теме, подготовлено рабочее место учителя;
  • целеполагание: постановка целей на языке учащихся.
На данном этапе урока учащиеся совместно с учителем формулируют задачи урока. Для этого я использую собственное стихотворение о природных катастрофах:
Природа нас предупреждает,
Ругает, как бы невзначай,
И, ничего не замечая, мы покоряем этой рай.
Раскаты, молнии, торнадо,
Обвалы, оползни, вулкан –
Для человека этот фактор
Навечно страшной карой стал.
Ы вздымалась, горбилась планета,
Еще сильней гремел вулкан.
Как реки огненная лава
Алея, смерть с собой несла.
Так было, помните, в Помпее,
А кто-то вспомнит и еще…
Сметая, все сжигая на планете,
Теперь идут несчастья на нее.
Разумно пробовали люди
Описывать явленья, объяснять,
Фактически мы знаем, где, что будет
Ы Но как же это все предотвращать
После того как учащиеся прослушали стихотворение, я прошу их назвать те вопросы, которые им было бы интересно узнать по теме. На основании запроса учащихся формулируются задачи урока. Таким образом мы добиваемся, что учащиеся становятся активными участниками урока, так как все поставленные цели прошли через их сознание, а не навязаны учителем.
2. Изучение нового материала.
Провожу данный этап урока на основе созданной мной мультимедийной презентации. Презентация выводится на экран через цифровой проектор (либо в компьютерном классе может быть выставлена на каждую машину).
Движение земной коры (лекция с привлечением презентации).
Земные недра никогда не бывают спокойны. Под влиянием происходящих в них процессов поверхность планеты деформируется: поднимается и опускается, растягивается и сжимается, покрывается сетью трещин. Колебательные движения поднимают и опускают огромные участки суши и океанов. Движения бывают двух видов: горизонтальные и вертикальные. Давайте познакомимся более подробно с этими процессами.
Горизонтальные движения:
Твердая оболочка Земли – литосфера – состоит из гигантских блоков – литосферных плит. В состав самых крупных из них входят материки и прилегающие части океанов. Литосферные плиты медленно перемещаются в горизонтальном направлении со скоростью нескольких сантиметров в год. В местах раздвижения плит возникли океаны, а материки заняли современное положение, в местах столкновения возникли горы.
Вертикальные движения:
Кроме горизонтальных перемещений, земная кора испытывает медленные вертикальные движения. В своё время ученые обнаружили интересные факты. На Скандинавском полуострове в горах на высоте более трёх тысяч метров нашли окаменевшие раковины моллюсков. Откуда ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.25 | Просмотров: 2489

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340