Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Лаборатория нравственного иммунитета как нестандартная форма работы по предмету Православная культура - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Лаборатория нравственного иммунитета как нестандартная форма работы по предмету Православная культура


Автор(ы): Черных Елена Анатольевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Высказывание великого немецкого философа И. Гёте “Главное условие нравственности – желание стать нравственным” можно считать девизом педагогической деятельности в воспитательном направлении. В связи с обновлением содержания образования особое внимание уделяется воспитательному процессу, а именно, воспитанию нравственных ценностей как ядра личности. Введение в общеобразовательной школе предмета православной культуры предоставляет прекрасную возможность создания условий для формирования духовно-нравственных качеств обучающихся.
Для достижения формирования положительной духовно-нравственной атмосферы в коллективе педагогу необходимо диагностировать имеющийся уровень нравственного развития учащихся (например, по методике О.В. Соловьёва). Анализ результатов тестирования показал, что не каждый современный школьник может сопереживать и сорадоваться, просить прощение за проступки, культурно общаться, правильно давать оценку происшедшему, то есть необходимо было работать над такими духовно-нравственными качествами, как доброжелательность, великодушие, уважительность, тактичность, внимательность, совестливость, сопереживание.
Работа над формированием духовно-нравственных качеств выявила ряд противоречий, главным из которых было – разница микроклиматов в классе и дома.
Актуальность данного педагогического опыта подтверждается анализом духовно-нравственное воспитание в России за последние несколько лет, где:
  1. нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности общему, коллективному, соборному идеалу ответственности человека за другого человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание лишь собственной удачи, на проявление практичности и рационализма.
  2. в результате этого усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества. Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государственными образовательными структурами, ответственными за здоровье нации, неотложную задачу: введение новой дидактической формы, необходимой выполнять духовно – нравственную коррекцию общества.
В качестве дидактической формы по духовно – нравственному оздоровлению (воспитание и перевоспитание) современных школьников в общеобразовательных школах России преподается предмет “Православная культура”. Цель предмета “Православной культуры” не привить веру, а привить доброе отношение к вере своего народа. По Белгородской области с 2006-2007 учебного года он выступает как обязательный компонент у учащихся со второго по одиннадцатый класс.
Во исполнении постановления правительства Белгородской области от 9 июня 2006 года № 130-пп “О концепции программы “Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 гг.”, в целях воспитания в обществе духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины, правительство Белгородской области постановляет: утвердить областную программу “Основы духовно-нравственного воспитания населения Белгородской области на 2007-2010 гг.”
Сущность опыта состоит в разработке системы психологических, дидактических материалов по теории и практике работы с детьми разной возрастной категории, интеллектуальными, творческими и социально-личностными способностями, а также в создании образовательно-воспитательной среды, благоприятной для развития психофизической, волевой, эмоциональной и других сфер психики ребенка.
С целью полного представления этапов проведения эксперимента предлагается рассмотреть занятие по православной культуре, проводимое в форме лаборатории нравственного иммунитета (по программе Л.Л. Шевченко) (Модель проведения предлагалась в “Картотеке форм нравственного воспитания учащихся” Ромашковой Е.И.)
Данная форма урока универсальна, так как может быть использована для изучения любого школьного предмета.
Основная цель урока: показать, как строилась система отношений христиан и учить противостоять вирусам нравственности
В ходе занятия автором были использовано следующее оборудование:
  1. Журналы наблюдений
  2. Белые халаты
  3. Марлевые повязки
  4. Колбы
  5. Микроскоп
  6. Карточки с текстами рассказов Л.Н.Толстого
  7. Карточки с названиями нравственных вирусов
  8. Карточки с названием добродетелей
  9. Дерево мудрости
  10. Конверты с заданиями
  11. Слайды с основными понятиями урока
При проведении учащимся предлагалось ознакомиться с основными терминами, такими как:
  1. лаборатория (от лат. laborare – работать) – учреждение, отдел, где проводятся научные, лабораторные и технические опыты, экспериментальные исследования
  2. иммунитет (от лат.immuni – освобождение, избавление) – защитная реакция организма на вирусы
  3. повреждающие агенты – вирусы
  4. вакцинация воздействие способами вербального убеждения
  5. добродетели
  6. золотое правило жизни
На одном из первых этапов урока детям предлагалось прослушать проблемную ситуацию и ответить на вопросы:
За окном плачет мартовский дождь, роняя тяжелые капли. Серые лужи отражают небо, серое, без чувств, эмоций и жизни, отражает так, как отражает равнодушное зеркало; мокрый асфальт, асфальт, по которому прошли сотни ног, на который упали взгляды, чувства, слова, упали и разбились, как бокалы из тонкого стекла. Я встречаю мартовский дождь.
Вопросы:
- Кто мог сказать такие слова? (несчастный, печальный человек)
- Отчего он мог быть несчастлив ? (обидели, что-то случилось, заболел)
- Поможем этому человеку по-другому смотреть на мир.
Следует помнить, что учащиеся должны четко представлять тему и цели урока, которые озвучивает учитель, вспоминая слова Л.Н.Толстого “Истинное познание человека начинается с самого себя”
Каждый, кто хоть раз был в лаборатории, ассоциирует её со словами: халат, пробирки, колбы, опыты, учёные, диагностика ”. Учащимся предлагается одеть халаты и стать сотрудниками лаборатории и помнить главное правило нахождения в лаборатории – соблюдение дисциплины труда и техники безопасности.
В связи с тем, что предметом научных изысканий нашей лаборатории является выявление степени нравственного иммунитета и её усиление, учитель рассказывает детям, что человек нуждается в иммунитете не только в биологическом, но и нравственном.
Далее учащиеся по группам докладывают о выполнении домашнего задания, в ходе которого отмечают, что все учащиеся прошли испытания на выявления уровня нравственного иммунитета. Это может выглядеть следующим образом:
Лаб. №1“Наша малая лаборатория №1 выявляла отношение учащихся к жизни. Результаты таковы: у 35 человек выявлено духовное отношение к жизни, у 60- бездуховное отношение к жизни, а у 10 человек- непостоянство при выявлении духовного восприятия к жизни”
Лаб.№2 “Наша малая лаборатория №2 выявляла отношение 4-классников к людям. Результаты таковы: 50 человек проявили хорошее отношение к людям, 45- плохое отношение к жизни, а 10- проявили непостоянство по отношению к людям”
Лаб. №3 “Наша малая лаборатория №3 выявляла отношение к коллективному и собственному. Результаты таковы: 41человек коллективистическое отношение к людям, а 63 – индивидуалистическое отношения к людям.
Таким образом, по окончании проведения экспериментального урока учитель может без промедления подвести итоги диагностики учащихся, сообщив им, что у всех тестируемых проявился разный уровень иммунитета.
В связи с этим были выделены 3 группы:
1 – имеющие стойкий нравственный иммунитет
2 – имеющие слабый нравственный иммунитет
3 – не имеющие иммунитета
Иммунитет (от лат.immuni – освобождение, избавление) – защитная реакция организма на вирусы.
После процесса диагностики учитель предлагает учащимся на практике освоить понятие вирус. Работа проводится в группах. Учащиеся получают инструкцию:
1. Прочитай текст (рассказы Л.Толстого)
2. Определи среди имеющихся названий вирусов тот, о котором идёт речь в вашем тексте
3. После проверки старшим научным сотрудником правильности выбора вывеси название на доску
Для работы первой группе предлагается рассказ “Старый дед и внучек” и необходимо было выделить вирус непочитания родителей. Второй группе – рассказ “Мальчик и овцы” – вирус лжи, обмана. Третьей группе – рассказ “Собака и её тень” – вирус зависти.
Далее учитель предлагает выбрать ёще вирусы из представленного на доске перечня:
Воровство
Смирение
Бранные слова
Курение

Милостыня
Чистота
Кротость
Любовь
Учитель обращает внимание, что невыделенные слова – это добродетели, с которыми вы познакомитесь на следующих занятиях.
Человечество давно нашло ответ, как бороться с вирусами безнравственности,- их ещё называют грехами, – с помощью соблюдения определённого ряда правил – их называют заповедями божьими. Их 10 , но 6 из них учат, как нужно относиться к другому человеку. Прочитаем их и определим, какая же из них будет являться противоядием вирусов, которые мы выделили.
Учащиеся “срывают” с дерева мудрости плоды, на которых написаны божьи заповеди и вывешивают их против вирусов, к...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.25 | Просмотров: 1439

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340