Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Конспект урока алгебры в 8-м классе. Решение квадратных уравнений с применением теоремы Виетта
Автор(ы): Коровкина Надежда Михайловна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели урока: - выработать навыки решения квадратных уравнений, используя теорему Виета и ей обратную; - обратить внимание учащихся на решение квадратных уравнений ах2 +bx + c =0, в которых а + b +с = 0 и a + c = b; - прививать навыки устного решения таких уравнений; - развивать самостоятельность и творчество. Ход урока (Презентация к уроку представлена в Приложении 1) I. Организационный момент - Давайте вспомним, какую большую тему мы с вами изучаем? (Квадратные уравнения). - Назовите виды квадратных уравнений? (Полные, неполные; приведенные, неприведенные) II. Актуализация опорных знаний На магнитной доске висят карточки, на которых написаны квадратные уравнения. Задание (устно) Разделите данные квадратные уравнения на группы. 7у2 -8 у + 1 = 0 х2 + 9х +14 =0
| х2 - 5х + 6 =0 3х2 + 6 = 27
| 7 – у2 = 0 х2 -8х -20 =0
| 2х2 – 9х + 10 =0
| Ответы: х2 - 5х + 6 =0 х2 + 9х +14 =0 х2 – 8х – 20 =0
| 7у2 – 8у + 1 = 0 2х2 – 9х -10 = 0
| 7 – у2 = 0 3х2 + 6 = 27
| Учитель: По какому принципу вы это сделали? I группа – приведенные квадратные уравнения, II группа - полные неприведенные квадратные уравнения, III группа - неполные квадратные уравнения. * А есть еще другие способы с помощью которых можно разделить данные уравнения на группы? (Ответы учащихся: Да. Объясняют.) Каким свойством обладают приведенные квадратные уравнения? (Сумма корней приведенного квадратного уравнения равна второму коэффициенту, взятому с противоположным знаком, а произведение корней равно свободному члену.) А как называется это свойство? (Теорема Виета.) Один из учащихся записывает эту теорему на доске: х2 + px + q = 0
| x1 + x2 = - p X1 * x2 = q
| Как вы думаете для чего нам нужна теорема Виета? II. Формирование умений и навыков учащихся Учитель: Итак, мы подошли к теме нашего сегодняшнего урока: «Применение теоремы Виета к решению квадратных уравнений». Устные упражнения. Задание 1. Найдите сумму и произведение корней приведенных квадратных уравнений. х2 - 5х + 6 =0 х2 + 9х +14 =0 х2 – 8х – 20 =0
| Ответ: | (х1+ х2 = 5 х1+ х2 = - 9 х1 + х2 = 8
| х1*х2 = 6 х1*х2 = 14 х1*х2 = -20)
| * Можно ли использовать теорему Виета для решения неприведенных квадратных уравнений вида ax2 + bx + c= 0? Для уравнений вида ax2 + bx + c= 0 сумма корней равнах1 + х2 = - , а произведение х1х2 = Записываем на доске в тетради. Ученица читает стихотворение: По праву, достойна в стихах быть воспета О свойствах корней теорема Виета. Что лучше, скажи, постоянства такого: Умножишь ты корни - и дробь уж готова: В числителе с в знаменателе а, А сумма корней тоже дроби равна. Хоть с минусом дробь эта, то не беда – В числителе b в знаменателе а. Задание 2. Найдите сумму и произведение корней уравнений: 7у2 – 8у +1 = 0 2х2 – 9х -10 = 0 | Ответ: | (х1 + х2 = х1 + х2 = 4,5
| х1* х2 = х1* х2 = -5.)
| * Вспомните теперь теорему обратную теореме Виета: Если выполняется равенство х1 + х2 = - и х1 х2 = , то числа х1 и х2 являются корнями квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0. Задание 3 (письменно). Методом подбора найдите корни уравнений и выполните проверку по теореме обратной теореме Виета. Учащиеся работают парами. Каждая пара получила карточку с уравнением. Затем решение заданий проверяется на доске. х2 – 6х +8 =0 у2 -10у – 39 =0 х2 - 14х + 33 =0
| ( х1 = 4 ( х1 = 13 ( х1 = 11
| х2 = 2 х2 = -3 х2 = 3
| х1 + х2 = 6 х1 + х2 =10 х1 + х2 = 14
| х1 * х2 = 8 ) х1 * х2 = -39) х1 * х2 = 33)
| Задание 4 (устно). Составьте приведенное квадратное уравнение, корнями которого являются числа: а) – 5; 4 б) 11; 8 в) (4 - )(4 +)
| Ответы: | ( х2 + х – 20 =0) ( х2 + 19х + 88 = 0) ( х2 - 8х +13х=0) | Задание 5. (работа в парах) Каждой паре учащихся предлагаются карточки, на которых записаны числа, являющиесякорнями квадратных уравнений. Карточки содержат задания разного уровня сложности. Составить приведенное квадратное уравнение. I уровень : II уровень : III уровень :
| а) 5; 3. а) 3; 4. а) 10; 8.
| б) 3 ; 1. б) – 12; 1. б) (2 - ); ( 2 + ).
| Ответы: I х2 - 8х +15 =0 х2 – 4х +3 = 0
| II х2 – 7х + 12 = 0 х2 +11х -12 = 0
| III х2 – 18х + 80 = 0 х2 – 4х + 1 =0
| * А сейчас мы проведем небольшую исследовательскую работу. Работать будем по группам. III. Работа в группах На доске записаны 3 группы уравнений. Iгруппа х2 + 2х– 3 =0
| IIгруппа х2 – 3х+ 2 = 0
| IIIгруппа 5х2 – 8х+ 3 = 0
| Задание 1. Найдите коэффициенты a, b, c и корни уравнений. Ответы. а = 1 b = 2 с = - 3 х1= 1 х2= -3
| а = 1 b= -3 с = 2 х1=1 х2=2
| а = 5 b= - 8 c = 3 х1=1 х2=
| Задание 2. Попробуйте найти какую-либо закономерность. 1) В сумме коэффициентов: ( а + b +с = 0) 2) В корнях этих уравнений: ( х1=1 х2 = с, если а = 1; х1= 1 х2 =, если а ? 1) 3) В соответствии между коэффициентами и корнями ( х2 = с или х2 = х1= 1) (Вывод делают сами учащиеся.)
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.26 | Просмотров: 1955
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|