Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема урока: Преподавание психологии в условиях сельской школы (из опыта работы) - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Тема урока: Преподавание психологии в условиях сельской школы (из опыта работы)


Автор(ы): Комлева Мария Анатольевна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
За последние годы словосочетание “ситуация успеха в учебной деятельности” стало для педагогов привычным. Никто не спорит, что именно положительные эмоции могут стать для ребенка важнейшим стимулом в учебной деятельности. Но при этом подчас забывают о том, что в педагогике, как впрочем, и в психологии, не существует единой панацеи на все случаи жизни. Поэтому и ситуацию успеха нужно применять продуманно. И где как не на уроках психологии легче всего создать эту ситуацию.
Наша школа работает по теме: “Индивидуализация и разноуровневая дифференциация – основополагающие факторы личностно-ориентированного подхода в обучении”.
Самый большой блок в моей работе – это работа с учащимися. Одно из направлений – преподавание психологии (осуществляется по программе М.В. Поповой, М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2000 год / Под редакцией И.В. Дубровиной – М.: Академия, 2000 год / Под редакцией И.В. Дубровиной – М.: Гардарика, 1998 год.)
Целью преподавания психологии в школе является задача – помочь ребенку стать творческим, социально адаптированным, защищенным человеком и, как следствие, – целенаправленно формировать базу его внутренних ресурсов в рамках здоровьесберегающих технологий.
Часы на преподавание психологии выделены из школьного компонента Базисного учебного плана:
1 класс – “Психология” – 1 час, цель: дать учащимся первичные, общие знания о психологии как науке, помочь ребенку в постепенном открытии им собственного внутреннего мира.
5 класс – “Программа развития способности к самопознанию и уверенности в себе у детей 10-12 лет” 1 час, цель: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, наиболее успешно и полно реализовывать себя в поведении и деятельности, более эффективно действовать в повседневной жизни, решать встающие перед ними каждодневные задачи.
9-11 классы – “Психология” – 1 час, цель: развитие чувства собственного достоинства, повышение уровня рефлексии и самосознания, понимание и принятие другого человека, умения прогнозировать свою жизнь на более длительный период, личностный рост.
Для реализации поставленных целей применяются следующие методы:
  • лекционный метод передачи знаний;
  • методы исследования личности (психодиагностические процедуры);
  • экспрессивные методы творческого самовыражения в движении, в рисунках, в письменных работах;
  • методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем (чтение вслух художественных текстов, обсуждение которых вызывало дискуссию);
  • метод анализа конкретных ситуаций;
  • игровое моделирование;
  • имитационные игры;
  • методы психической саморегуляции и тренировки психических функций.
На уроках психологии в первом классе учащиеся знакомятся с наукой – психологией. Узнают о том, что у них уже есть свой собственный внутренний мир и что является условием развития этого внутреннего мира. На примере художественных произведений учащиеся высказывают свое мнение о тех или иных нравственных проблемах, в рисунках выражают отношение к героям. Учатся через эмоциональное состояние героев определять свое собственное. В процессе общения познают, какие потребности есть вообще у людей и у них лично, чем люди отличаются друг от друга, для чего нужны знания законов психологии, как развиваются и совершенствуются способности.
В 5–х, 9-11–х классах занятия проводятся в кабинете психологии, где можно довольно быстро организовать учебное пространство – переставить стулья и столы, освободить место для упражнений, связанных с двигательной активностью детей.
Учащиеся 5-го класса заводят личные дневники, которые никто (в том числе и я) не имеет права смотреть без специального “приглашения” со стороны школьников. Между занятиями дневники остаются в кабинете психолога. Ведение личного дневника имеет большое значение для детей: оно создает ощущение безопасности, обеспечивает почву для самораскрытия и подчеркивает суверенность внутреннего мира человека, воспитывает уважение к собственному внутреннему миру и внутреннему миру другого человека.
Благодаря занятиям психологии, ребята учатся правильно, реалистично оценивать свои результаты и возможности. На занятиях предоставляется возможность проявить себя всем желающим; делаю это во время групповой дискуссии, когда каждый должен сказать хотя бы несколько слов. С этой целью использую прием – “запрещающий знак”. Во время занятий поощряю естественность, изобретательность в самовыражении, стремление к самостоятельности, независимым суждениям. Ребятам нравится выполнять следующие задания: обыграть ситуацию, обсудить проблему, закончить предложение, выполнить игровые упражнения, придумать историю или сказку. В конце каждого занятия проводится ритуал завершения занятия: рефлексия, благодарность друг другу и педагогу, прощание до следующего занятия.
В 9-11-х классах на уроках психологии учащиеся углубляют знания о закономерностях развития природы и общества, психического и личностного развития самого человека.
В практике обучения использую следующие виды занятий: теоретические, творческие, практические и дискуссионные. Теоретические занятия проводятся в форме урока, семинара; дискуссионные – в форме обсуждения; творческие – в форме тренинга; практические – в форме психодиагностических исследований.
Упражнения для домашних заданий и самостоятельной работы разработаны как тематические, так и творческие: написать сочинение на тему “Как я понимаю счастье?”, “Что значит, для меня быть счастливым?”, составить психологический портрет человека творческой профессии – реального или вымышленного, сделать анализ проблемной ситуации, нарисовать свой герб и написать свой девиз жизни. Процедура выполнения рисунков на значимую тему развивает у учащихся способность к творческому самовыражению и самопознанию, а также является средством психологической коррекции. Предметом разговора на уроках часто являются явления, очень...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1579

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340