Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Мы в ответе за тех, кого приручаем... (по рассказу Л.А. Андреева Кусака) - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Мы в ответе за тех, кого приручаем... (по рассказу Л.А. Андреева Кусака)


Автор(ы): Федяева Людмила Владимировна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Помочь учащимся разобраться в идейном содержании рассказа Л. Андреева.
  2. Развивать художественный вкус, творческие способности учащихся; внимательного и вдумчивого отношения к слову.
  3. Воспитывать доброе и внимательное отношения к природе, животному миру; подвести учащихся к мысли об ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг.
Оборудование: фотовыставка «Мои верные друзья», слова для словарной работы, карточки для работы в парах, эпиграф, магнитофонная запись песен «Собачий секрет», «Не дразните собак…».
Предварительная подготовка к уроку: учащиеся класса делятся на группы.
1 группа - готовит речь в защиту животных, пишет лозунги.
2 группа - учит наизусть стихотворения о собаках: С.Есенин «Песнь о собаке», В. Инбер «Ирландский сеттер Джек» и другие.
3 группа - подбирает материал о памятниках собакам, интересные факты из жизни собак.
4 группа - готовит оформление фотовыставки «Мои верные друзья». (Используются фотографии животных, которые принесут дети, составляются подписи к этим фотографиям, экскурсовод.)

Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Рефлексия «Читаю тему урока и думаю…» (ответы 2-3 учащихся озвучиваются).
3. Слово учителя.
Наш мир неповторим и вечен. Наша жизнь в этом мире – мгновение. Но осознаем ли мы это? Существует точное наблюдение: воздух мы «замечаем» тогда, когда его не хватает. Когда нет воды, понимаем ценность ее. Ценим здоровье тогда, когда тяжело заболели или когда в дом постучалась беда… К нам ко всем она, кажется, уже постучалась. Один за другим исчезают на земле целые виды растений, животных, птиц. Гибнут реки, озера, степи, луга… Человек почему-то перестает быть человеком, а больше напоминает дикаря. Вспомним трагедию Белого Бима…. К сожалению, она повторяется. Сегодня нам предстоит соприкоснуться с горькой судьбой другой собаки, о которой нам поведал в рассказе «Кусака» Леонид Андреев. На прошлом уроке мы прочитали рассказ. А сегодня попробуем разобраться в прочитанном.
4. Чтение эпиграфа.
Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться,
Чтобы потом у запертых дверей,
Когда окончен пир, не очутиться.
В. Сергеев
- Ребята, в конце урока вы должны будете изложить свое понимание эпиграфа в применении к событиям рассказа «Кусака».
5. Беседа.
  1. Какие чувства вызвал у вас рассказ? Запишите в тетради название цвета, при помощи которого можно выразить ваше настроение от рассказа. (Радостное – оранжевый, восторженное – красный, приятное – желтый, спокойное – зеленый, грустное – синий, тревожное – фиолетовый, крайне неудовлетворительное – черный.)
  2. Запишите слова-ассоциации к слову Кусака. Почему такие слова подобрали?
  3. Почему так назван рассказ?
  4. Какова тема рассказа?
  5. Какую проблему ставит перед нами писатель?
  6. Как вы думаете, кто виноват в одиночестве собаки?
  7. Когда Л.Андреев как бы наделяет собаку свойствами человека? («Жучка! – позвал он ее именем, общим всем собакам… Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…»)
  8. Что изменилось в жизни собаки после встречи с дачниками?
6. Как относились дачники к Кусаке? Дополните предложения, добавляя слова из текста. (Работа в парах по карточкам).
Карточка №1
  1. Они ей позволили…
  2. Шутили по поводу…
  3. Жалели, что она…
  4. Но никто не видел…
  5. Кормили…
  6. Уехали, а …
Вывод: Интересовался ли кто судьбой Кусаки по-настоящему?
7. Звучит песня в исполнении Т.и С. Никитиных «Собачий секрет».
Чем похожи и чем отличаются песня и рассказ?
8. Проследите за описанием природы. Как описание природы перекликается с описанием жизни Кусаки? (Работа в парах по карточкам).
Карточка №2
  1. «Зимняя ночь тянулась долго-долго, и черные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонек: то отражались на стекле упавшая звезда или остророгий месяц посылал свой робкий луч».
  2. «Наступила весна, тихая дача огласилась громким говором, скрипом колес и грузным топотом людей, переносящих тяжести. Приехали из города дачники, целая веселая ватага взрослых, подростков и детей, опьяненных воздухом, теплом и светом; кто-то кричал, кто-то пел, смеялся высоким женским голосом». Жадно и нетерпеливо, желая охватить и сжать в своих объятьях все видимое, она (хорошенькая девушка в форменном платье) посмотрела на ясное небо, на красноватые сучья вишенки, быстро легла на траву, лицом к горячему солнцу. Потом та...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.27 | Просмотров: 1450

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340