Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Развитие адаптивных навыков младших школьников в социально–психологических условиях школьной среды
Автор(ы): Серкова Анастасия Борисовна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Когда ребенок поступает в школу, он попадает в новые социально-психологические условия, которые могут повлиять на его психологическое здоровье. Психологическое здоровье учащихся начальной школы очень тесно связано с индивидуальными особенностями каждого ребенка, его психологической и физиологической подготовленностью, степенью развития его адаптивных навыков приспособления к новым условиям среды. Школьная среда – это новые социально-психологические условия, в которые попадает ребенок, когда впервые переступает порог школы. На первый план в этих условиях выходит учебная деятельность учащихся школы. Учебная деятельность включает в себя не только познавательный компонент, но и эмоциональный тоже, так как в процессе учебной деятельности происходит тесное сотрудничество с учителем, с одноклассниками и с самим собой, так как необходимо постоянно обращаться к своим внутренним ресурсным возможностям. От успешной учебной деятельности ученика зависит его самочувствие в школе, желание учиться. Чтобы учебная деятельность была успешной, необходимо подходить к ней с точки зрения развития адаптивных навыков младших школьников на определенном возрастном этапе, который характеризуется рядом специфических социально – психологических проблем ребенка. В первом классе – это первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учиться выполнять. Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Во втором классе происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый взрослыми, начинает оценивать причины своих достижений и неудач, то есть развивает познавательную рефлексию. Основное внимание второклассников начинает постепенно смещаться с учебной деятельности на отношения, которые в ней устанавливаются: с педагогами, родителями, сверстниками. В третьем классе учебная деятельность становится стандартной, менее изобретательной. Происходят качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителем и родителями. Более значимой становятся темы взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе, и они меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. В четвертом классе у ребят появляется глубокий интерес к своему внутреннему миру. Они легко включаются в беседы о прошлом и будущем, пытаются анализировать происходящие в них изменения, размышляют о своих способностях и возможностях. В связи с обозначившимися проблемами, психологом был составлен курс адаптационных занятий, предполагающий оказание помощи учащимся, испытывающим трудности в процессе адаптации в социально-психологических условиях школьной среды. В ходе занятий учащиеся могут разобраться и справиться с причинами своих неудач, возникших на определенном возрастном школьном этапе. Основной целью курса является развитие основных адаптивных навыков учащихся в новых социально-психологических условиях. Поставленная цель реализуется через осуществление следующих задач курса: - Знакомство с основными требованиями школьной жизни.
- Научить принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
- Научиться справляться с трудностями, используя внутренние психологические ресурсы.
Курс рассчитан на детей от 7-10 лет (младшие школьники с 1-го по 4-ые классы). Предлагаемые занятия по своей сути являются уроками, хотя и предполагают игры, подвижные упражнения, обсуждение в круге. С уроками их сближает индивидуальная работа каждого ученика в тетради и обязательные домашние задания, которые выполняются под руководством и при непосредственном участии взрослых (родителей) или самостоятельно. Также обучение умению учиться и умению общаться в школьных социально-психологических условиях. Занятия с младшими школьниками по данной программе проводятся 1-2 раза в неделю. Продолжительность занятия от 30 до 50 минут в зависимости от возрастного состава группы детей. Состав группы от 5 до 10 человек. В курсе выделено несколько блоков: - Когнитивный –
включает в себя работу с самосознанием и самопознанием. Эмоциональный – включает в себя работу с эмоциями. Поведенческий – включает в себя работу с ролевым поведением. Эти блоки являются одним связующим звеном всего курса, каждого раздела и каждого конкретного занятия. В структуре каждого занятия выделяются основные этапы работы. Они традиционны для всех форм предлагаемых психологических занятий. - Приветствие
- Разминка
- Рефлексия предыдущего занятия и анализ домашнего задания
- Основное содержание занятия
- Рефлексия текущего занятия
- Прощание.
Структура программы В программе использованы методические приемы, которые обеспечивают решение поставленных задач. Материал представлен в виде разделов, в которых отражена специфическая проблема определенного возрастного этапа, и предпринята попытка помочь учащимся адаптироваться к этой проблеме и достойно выйти из нее, при этом не принести вреда своему психологическому здоровью. Все разделы, входящие в структуру программы можно распределить по классам. Так первый и второй разделы предназначены для первого класса, третий – для второго, четвертый – для третьего, пятый – для четвертого класса. Выделены следующие разделы: - Вводный раздел “Здравствуй школа!” (Тема: “Знакомство с правилами школьной жизни”. Тема: “Зачем мне нужно ходить в школу”. Тема: “ Оценка”. Тема: “ Учимся работать дружно”.) Его цель – ознакомление детей с задачами и формами работы, сплочение группы, создание в ней доброжелательной атмосферы, знакомство с требованиями новых социально-психологических условий, вселение уверенности и стимулирование активности в игровой деятельности.
- Раздел “Кто Я?” (Тема: “Я-школьник”. Тема: “Я-хозяин своих чувств”. Тема: “ Я и мой класс”. Тема: “Мои силы, мои возможности”.) Цель – содействовать осознанию позиции школьника, формировать умение управлять своими чувствами, способствовать формированию дружеских отношений в классе, развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.
- Раздел “ Какой Я – Какой Ты?” (Тема: “Чем все люди похожи и чем отличаются друг от друга?” Тема: “Трудности второклассника в школе, дома, на улице”. Тема: “Учимся вместе учиться”.) Цель – формирование первичных навыков самоанализа и познания себя как субъекта учебной деятельности, сформировать позитивное представление о себе и других людях, помочь детям увидеть перспективы и средства развития своих возможностей, научить усваивать материал, понимать, перерабатывать и принимать его на практике.
- Раздел “ Я и мое окружение” ( Тема: “Я и мое творчество”. Тема: “Я и моя школа”. Тема: “ Я и мои родители”. Тема: “Я и мои друзья”. Тема: “Что такое сотрудничество?”) Цель – развивать творческие способности детей, помочь детям осознать особенности позиции ученика по отношению к другим субъектам учебной деятельности.
- Раздел “Мои силы, мои возможности” ( Тема: “Мой внутренний мир”. Тема: “Мой личностный рост”. Тема: “Мои желания”.) Цель – помочь каждому ребенку осознать свою уникальность и неповторимость, научить планировать цели и пути самоизменения, помочь наметить “стратегию жизни”.Тематическое планирование курса
“Развитие адаптивных навыков младших школьников в социально-психологических условиях школьной среды” (1-й класс) № | Разделы и темы | Количество часов | 1 | Здравствуй школа! | 5 | | Тема: Знакомство с правилами школьной жизни. | 1 | | Тема: Зачем мне нужно ходить в школу....
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.27 | Просмотров: 1556
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|