Главная / Методические материалы / Работа с дошкольниками
Взаимодействие руководителя и психолога в организации инновационной деятельности в детском саду
Автор(ы): Думова Наталья Ивановна, заведующий детским садом № 7 МДОУ; Панина Людмила Алексеевна, заведующий д/с № 10 МДОУ
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Меняющаяся социальная и политическая среда оказывают влияние на все институты жизни и прежде всего на образование и культуру. Меняются целевые установки жизнедеятельности, соответственно происходят изменения в образовательных системах. Прежние подходы, дающие положительные результаты при обычном ритме работы дошкольного учреждения, не позволяют достичь желаемых целей, актуальных для сегодняшнего дня. Нужны новые подходы к управлению, которые, в том числе, предусматривают организацию работы в инновационном режиме, только в этом случае возможно перевести дошкольное образовательное учреждение из функционирующего в развивающее и развивающееся. При этом необходимы и особые управленческие действия руководителя по подготовке дошкольного учреждения к работе в режиме развития. Управление станет эффективнее, если руководители будут целенаправленно совершенствовать себя и параллельно своих сотрудников, что позволит подготовить высокомотивированных профессионально подготовленных руководителей и педагогов, готовых к инновационной деятельности и сформировать сплоченный общностью цели коллектив детского сада. В словаре живого великорусского языка В.И. Даля указывается, что слово «управление» произошло от глаголов править, справляться и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то хорошее, исправно, ладно». Слово «инновация» происходит от латинского и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». «Инновация - это новое явление в чем-либо» [9]. Таким образом, управлять инновациями – значит давать ход, направление «новому, правильному и хорошему». Инновационная деятельность в настоящее время является неотъемлемой составляющей образовательной деятельности детского сада, если детский сад работает в режиме развития и учитывает потребности социума и направления государственной политики в сфере дошкольного образования (в том числе потребность в инновационных системах образования и воспитания, внедрении новых технологий и содержания образования в области детства). Инновационная деятельность (ИД) включает в себя обновление содержания воспитания и обучения в соответствии с госcтандартами; обновление педагогических технологий, методов и форм работы; сочетание самоанализа, самоконтроля с самооценкой и экспертной оценкой. Она строится на основе следующих принципов [8]: - Демократизация. Этот принцип предполагает распределение прав, полномочий и ответственности между всеми участниками процесса управления, его децентрацию.
- Гуманизация. Она обеспечивает равнодоступный для каждой личности выбор уровня, качества, направленности образования, способа, характера и формы его получения, удовлетворения культурно-образовательных потребностей в соответствии с индивидуальными ценностными ориентациями. Переориентация учебного процесса на личность ребенка.
- Гуманитаризация образовательных программ, т.е. такое соотношение и сочетание программ, применение таких дидактических подходов, методов и технологий обучения, которые обеспечивают приоритет общечеловеческих ценностей, целостность, последовательность, преемственность и опережающий характер обучения.
- Дифференциация, мобильность и развитие. Эти принципы предполагают многоуровневость, полифункциональность образовательных программ.
- Открытость образования, т.е предоставление как основного так и дополнительного образования.
- Стандартизация. Этот принцип предполагает соблюдение федеральных стандартов качества образования, введение региональных стандартов, учитывающих национальные и другие особенности региона.
Качество и результаты инновационной деятельности во многом зависят от специалистов, которые эту деятельность реализуют. Речь идет о команде специалистов-единомышленников, которые только во взаимодействии обеспечивают качественный результат. Мы рассматриваем взаимодействие двух членов такой команды – это руководитель и психолог, - не потому, что мы умаляем роль других специалистов, например, старшего воспитателя, который, в частности, организует реализацию содержания инновационной деятельности и роль его огромна; а потому, что мы имеем возможность, учитывая собственный опыт, посмотреть на проблему изнутри, глазами психолога и глазами руководителя. Итак, нас заинтересовал вопрос, как целесообразно организовать взаимодействие руководителя и психолога в осуществлении инновационной деятельности в детском саду? Ориентируясь на функции управления, предложенные Третьяковым П.И., Белой К.Ю. и др. авторами, мы попробовали обозначить роль руководителя и роль психолога в организации инновационной деятельности, наметить необходимые точки соприкосновения, учитывая также функционал педагога-психолога, разработанный на методическом объединении психологов и опыт работы в детских садах МДОУ г.Новоуральска. Результаты наших размышлений и опыта представлены в модели взаимодействия, которая содержит в себе функции, задачи по организации инновационной деятельности, содержание работы руководителя и психолога. Модель взаимодействия руководителя и психолога в организации ИД в детском саду Функции управления | Задачи по организации инновационной деятельности | Роль руководителя (содержание деятельности) | Примерное содержание взаимодействия | Роль психолога (содержание деятельности) | 1. Информационно-аналитическая функция. | 1. Сбор и анализ информации о внутренних ресурсах детского сада: - кадровые ресурсы;
- материально-технические;
- правовые ресурсы;
- программно-методическое обеспечение.
2. Оценка внешних ресурсов и возможностей: - сотрудничество с наукой;
- профессиональная коммуникация (обмен опытом);
- финансовая поддержка образовательных инноваций.
3. Создание динамичного банка данных на основе изучения состояния внутренних ресурсов и внешних условий. | 1.Системно-структурный анализ имеющихся и необходимых условий инновационной деятельности: - материально-техническое, программное и кадровое обеспечение(образовательный, квалификационный уровень и др.);
- нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность;
- внешние условия.
2.Создание системы информационного обеспечения управления инновационной деятельностью (информационный банк и цикличные информационные потоки). | Социально-психологический аудит как инструмент управления инновационной деятельностью [1].Обязательно совместное обсуждение результатов в процессе и после проводимой работы.
| 1.Экспертный анализ профессионализации кадров – психологический аспект (разработка процедур психологического анализа, социально-психологических основ подбора и расстановки кадров, оценка их профессиональной компетентности, готовности к инновационной деятельности, потенциала их становления).2.Оценка целесообразности содержания инновационной деятельности с учетом особенностей субъектов образовательного процесса (коллектив педагогов, детей) – психологический аспект. | 2. Мотивационно-целевая функция. | 1.Определение стратегических целей инновационной деятельности (постановка цели) и определение отношения членов коллектива к инновациям.2. Создание условий для формирования внутренней мотивации (мотивированности) к инновациям в начале и в процессе деятельности.
| 1. Создание эффективной системы морального и материального поощрения работников.2. Работа по формированию благоприятного микроклимата в коллективе, обеспечение руководителем успеха в деятельности педагогов, создание ситуации признания значимости труда и уважения сотрудника.
| 1. Система мероприятий по определению целей, по созданию условий формирования мотивации к инновациям.2. Специальная работа с коллективом с учетом стадий его формирования в инновационном процессе (установление сотрудничества и выработка системы общих профессиональных ценностей, утверждение субъект-субъектных взаимоотношений). Совместное обсуждение. | 1. Выявление мотивов участников инновационной деятельности на начальном этапе.2. Разработка программы по созданию условий становления мотивации в процессе деятельности, в том числе посредством социально-психологического тренинга. | 3. Планово-прогностическая функция. | 1.Планирование деятельности по цели (разработка идеи, целеполагание, выбор путей и средств). 2.Прогнозирование результата (описание желаемых и ожидаемых результатов).
| 1. План организации инновационного процесса в детском саду, который строится поэтапно и включает в себя мероприятия по работе с педагогами, социальному партнерству; контролю и анализу, информационному обеспечению.Приложение № 1. 2. Координация по поводу полномочий и закрепления функций в совместной деятельности (фиксируется в должностных инструкциях, приказах и т.д.).
| 1.Разработка планов, прогностических моделей деятельности коллектива.2. Выработка алгоритма реализации инновационных технологий и продуктивной коммуникации. Совместное обсуждение. | 1. Оценка планирования.2. Участие в планировании программ профессионального совершенствования персонала. 3. Прогнозирование результата –психологический аспект.
| 4. Организационно-исполнительская функция. | 1. Создание условий для работы коллектива в инновационном режиме (для осуществления инновационной деятельности).2. Собственно организация инновационной деятельности (реализация инновационного содержания).
| Роль руководителя:1. Организация выполнения инновационных программ: - повышение квалификации специалистов;
- координация инновационного процесса, взаимодействия специалистов;
- мероприятия по сохранению психологического здоровья педагогов в меняющихся условиях жизнедеятельности, обеспечению психологической безопасности и комфортных условий деятельности персонала, а также система мер по развитию инициативы членов коллектива. Приложение № 2 -«Как развивать инициативу членов коллектива».
| Содержание взаимодействия руководителя и психолога: система мероприятий по осуществлению инновационной деятельности. Совместное обсуждение. | Психолог обеспечивает:1. Сопровождение реализации инновационных программ: - приобретение психологических знаний и овладение адекватными приемами деятельности;
- формирование психологических установок педагогов (в их числе - установка на личностное преобразование педагога, на работу над собой);
- формирование оценочно-рефлексивной позиции педагога, развитие его профессиональной рефлексии и др.
| 5. Контрольно-диагностическая функция. | 1.Контроль реализации целей (сбор информации в ходе контроля).2.Мониторинг качества инновационной деятельности: - оценка условий инновационного процесса в детском саду;
- контроль рубежных и конечных результатов инновационной деятельности.
| 1. Административный контроль инновационного процесса (выполнение приказов, планов и др.).2. Мониторинг качества реализации инновационных технологий через оценку условий, результатов деятельности.
| 1. Контроль организации условий инновационной деятельности и хода эксперимента.Инструмент – система мониторинга (оценка ситуации, оценка качества, анализ полученных результатов, поиск р...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.28 | Просмотров: 1742
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|