Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Урок музыки в 6-м классе Что лебедь рассказал о человеке
Автор(ы): Савельева Альбина Альбертовна, учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема четверти: В чем сила музыки. Тема урока: Природа и музыка: Что лебедь рассказал о человеке. Задачи урока: - Образовательные:
- познакомить детей с образами лебедей в музыке К. Сен-Санса, М. Мусоргского, В. Салманова, Е. Мартынова.
- обратить внимание учащихся на средства выразительности хоровой музыки.
- ввести понятия “хоровой концерт”, “декламация”.
- Воспитательные: научить детей с помощью искусства видеть прекрасное в природе, переживать ее как эстетическую ценность, воспитывать средствами искусства доброе сердце и тонкие чувства учащихся.
- Развивающие: совершенствовать навыки общеэстетического и музыковедческого анализа.
Оформление доски: - Тема урока
- Названия музыкальных произведений, звучащих на уроке.
- Портрет композитора В.Н. Салманова
- Слова: “Красота” и “Правда”.
- Термины: “Хоровой концерт”, “Декламация – ритмизированная речь”.
Материалы к уроку: - Карточки настроения: “Лебедь мечтательный”, “Лебедь сказочный”, “Лебедь взволнованный”, “Лебедь трагический”.
- “Копилка чувств” - словарь-справочник, заполняемый детьми в течение всех лет обучения. Содержание его составляют слова, выражающие эмоциональную окраску музыки.
ХОД УРОКА I. Начало урока: разминка Учитель – Ребята, давайте вспомним тему четверти. Дети – Тема четверти: В чем сила музыки. Учитель – Тема, которую мы сейчас рассматриваем одна из самых непростых. Вот, мы говорим: “Притягательная сила музыкального искусства”. И у нас в голове возникает множество “Почему”. Почему музыка способна взволновать сердца миллионов людей? Я пишу на доске два значительных слова “Правда” и “Красота”. Правдивость и красота, – неизменные условия для любого значительного явления в искусстве. Посмотрите в свои тетради. Ко многим урокам мы с вами писали эпиграфы – высказывания великих людей о правде и красоте в искусстве. Давайте вспомним их. Дети: - “Прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценной” В.Шекспир.
- “Единственно правильным путем к красоте я признал для себя правду”. Ф.И.Шаляпин.
- “Жизненным оказывается искусство, лишь глубоко связанное с интересами и чаяниями народа”. Д.Шостокович.
- “Музыка отвечает на наше извечное неутомимое стремление к красоте, идеалу”. Леопольд Стоковский.
- “Музыка, написанная неискренне, лишена живучести”. С.С. Прокофьев.
- “Самая большая тайна искусства – искренность”. Сарьян.
Учитель – Согласны ли вы с мыслями великих людей о правде и красоте искусства? Дети – Да. Учитель – И мы, слушая музыку, исполняя музыкальные произведения, сами на каждом уроке убеждались в этом. Музыкальное произведение – это письмо из прошлых эпох и дальних стран. А может быть, это обращение композитора-современника к нам. Музыка – это чувства композитора, его впечатления, облеченные в звуки. Какими впечатлениями с нами делится композитор 18. века Й. Гайдн в своей “Прощальной песне”? Дети – Грусть расставания с летом, с песнями соловья. Исполнение: Й.Гайдн “Прощальная песня” рус. текст П.Синявского. II. Переход к теме урока Учитель – Чудесную зарисовку природы подарил нам Иозеф Гайдн. Я думаю, что этот хор послужит нам ярким эпиграфом к теме сегодняшнего урока “Природа и музыка: Что лебедь рассказал о человеке”. Лебеди-лебеди - белые лебеди... Эта гордая, величавая птица не оставляет в покое ни поэтов, ни художников, ни композиторов. Я думаю, вы сейчас мне поможете назвать те музыкальные произведения, в которых композиторы восхищались белокрылой красавицей. А помогут нам отрывки из стихотворений разных поэтов, восхищавшихся музыкой. Учитель – “Повелительной палочки тайные взмахи / И мелькают снежинки, как нотные знаки. / И трепещут, сверкая серебряной пылью / Лебединого озера легкие крылья”. (Ахмат Созаев) Дети – “Лебединое озеро” П.И. Чайковского. Учитель – “После грозного потрясения, / Злых обид и черных угроз, / Вдруг почувствуешь: легче дышится. / И внезапно в душе твоей/Ни с того, ни с сего послышится / Танец маленьких лебедей”. (Маргарита Алигер) Дети – “Танец маленьких лебедей” П.И.Чайковский. Учитель – “Все ближе задушевный лепет. / Перед тобой царевна-лебедь. / И вскинула ночная мгла / Ее метельные крыла”. (Илья Сельвинский) Дети – “Сказка о царе Салтане” Н.А.Римский-Корсаков. Эпизод 1. Учитель – Нашу музыкальную коллекцию пополнит еще одно произведение. Французский композитор Камил Сен-Санс также восхищался величием и красотой этой птицы. Давайте послушаем это произведение и ответим на вопрос: не ошибся ли композитор, давая своей музыке такое название? Слушание музыки: Сен-Санс “Лебедь”. Дети – Я согласен с композитором. При звуках музыки мне показалось, что плыл большой, красивый, величавый, гордый лебедь. Я смог даже представить, как выглядела птица. Учитель – Выберите из копилки чувств те слова, которые расскажут нам о настроении этого произведения. Дети – Музыка звучала гордо, величественно, мягко, мечтательно, спокойно, трогательно. Учитель – Каким инструментам поручает композитор пропеть этот гимн красоте? Дети – Виолончель и фортепиано. Учитель – Как вы думаете, лебедь плывет по воде или летит высоко в небе? Дети – По воде. Учитель – Почему вы это поняли? В партии какого инструмента вы это услышали? Какой инструмент подражал легкому плеску воды? Дети – Фортепиано. Учитель – Это произведение так очаровало музыкантов, что появились переложения для различных инструментов, инструментальных ансамблей и даже хора. А выдающийся балетмейстер Михаил Фокин создал знаменитый балетный номер для балерины Анны Павловой. Учитель – Вывод 1: Мы убеждаемся в том, что поэтическое прочтение образов природы рождает необыкновенно чувственные и сильные произведения. Эпизод 2. Учитель – Красоту лебедя воспевали в своем творчестве и русские композиторы. Давайте возьмем в руке партитуры и посмотрим, какое произведение мы сегодня будем разучивать. III. Работа с партитурой: Хор девушек из оперы М.П. Мусоргского Хованщина “Плывет, плывет лебедушка”: учащиеся должны назвать композитора, вспомнить название произведения. Исполнение-показ произведения учителем. Учитель – Многие утверждают, что Мусоргский написал этот хор в духе народной песни. Вы согласны с этим? Докажите, пожалуйста. Дети – Распеваются слоги, вставляются слова “ладу-ладу”. Мелодия очень напевная, широкая, льющаяся. IV. Разучивание хора девушек из оперы М.Мусоргского “Хованщина”. Учитель – Скажите, только ли о лебедях рассказывается в этом хоре? Дети – Нет, музыка рассказывает также о людях, о встрече жениха и невесты. Учитель – Откуда мы об этом узнали? Дети – Слова “с подруженькой помолвился” больше относятся к людям, чем к птицам. Учитель – Скажите, о счастливой или несчастливой любви рассказывает музыка? Дети – О счастливой. Учитель – Мы радуемся или переживаем за героев хора? Дети – Радуемся. Учитель – Вывод 2: Композитор переносит в природу свои радости и горести, свои чувства. Поэтому, глядя на лебедей, мы можем понять человеческие чувства и переживания, узнать ситуации человеческой жизни. В хоре “Плывет, плывет лебедушка” лебеди рассказали нам о счастливой любви. Эпизод 3. Учитель – Я хочу обратить ваше внимание на человека, который смотрит на нас с этого портрета. Вадим Салманов – наш соотечественник, композитор ХХ века. Он самобытно развивает тему природы в музыкальном искусстве. “Лебедушка”, - так назвал он свой хоровой концерт. Впервые мы с вами встречаемся с жанром хорового концерта. Это большое многочастное произведение, в исполнении которого принимает участие хор. Написана “Лебедушка” на народные слова. Сам композитор так говорил об этом произведении. “Мне захотелось написать произведение в народных традициях. Я всегда с большим вниманием относился к национальному фольклору”. Мы послушаем одну из частей этого хорового концерта – четвертую, кульминационную. Она называется “Увели нашу подруженьку”. Послушайте, о чем там рассказывается Чтение учителем поэтического текста произведения. Учитель – Готовясь к этому уроку, я прочитала два разных толкования сюжета этого произведения. Одно толкование принадлежит автору, а второе – другому композитору. Я специально не скажу вам, кому какая трактовка принадлежит. Я хочу, чтобы вы, прослушав музыку, по характеру ее определили правильное объяснение. а) “По сюжету молодую девушку-лебедушку выдают замуж за немилого, нелюбимого, но богатого человека. На свадебном празднике разыгрывается подлинная трагедия души”. б) “Это поэтичнейший песенный сказ о белой лебедушке, отставшей от своей стаи ради белого лебедя, а вернее сказать, ради большой чистой человеческой любви. О прекрасном, хоть и грустном немножко, цветении двух нежных сердец”. Слушание музыки: В. Салманов “Увели нашу подруженьку” из хорового концерта “Лебедушка” Учитель – Как вы думаете, этот хор рассказывает нам о веселой свадьбе и счастливой любви или он рисует нам картину неравного брака, который стал несчастьем для девушки-лебедушки? Дети – …(Возникает дискуссия. Разные ученики соглашаются, кт...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.28 | Просмотров: 3044
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|