Главная / Методические материалы / Администрирование школы

Анализ и планирование контроля учебно-воспитательного процесса


Автор(ы): Воронцова Людмила Николаевна, зам. директора по УВР; Заварина Людмила Михайловна, зам. директора по УВР; Рогушина Тамара Петровна, заместитель директора по УВР

Задачи обновления системы образования, содержание работы общеобразовательной школы обусловлены социально-экономическими преобразованиями, происходящими в стране. Каждое образовательное учреждение должно иметь свое лицо, своего ученика, свои особенные подходы. Вариативность программ, разнообразие учебно-методических комплексов, а так же передача функций контроля образовательным учреждениям в сравнении с единообразием, всеобщим характером программ, учебников, учебных планов школы прошлого позволило по-другому взглянуть на организацию деятельности образовательного учреждения. Самым трудным, самым ответственным звеном в работе школы является внутришкольный контроль.
Внутришкольный контроль – это целостный процесс, который обеспечивает системный анализ и коррекцию деятельности всех участников образовательного учреждения при условии толерантности и уважения личности. С одной стороны внутришкольный контроль – это комплексная диагностика педагогического коллектива с целью выявления проблем в работе педагогов, их образовательных потребностей, с другой – контроль процесса формирования программных знаний, умений и навыков учащихся.
Основные направления внутришкольного контроля нашей школы отражены в таблице 1 приложения.

Составные части внутришкольного контроля – анализ учебно-воспитательного процесса и планирование.
Функции прогнозирования и планирования реализуются в нерасторжимом единстве и направлены на улучшение деятельности образовательного учреждения, достижение более качественных конечных результатов учебно-воспитательного процесса; но без анализа, без оценки спланировать перспективу развития невозможно.
Анализ – это деятельность по накоплению, отбору, систематизации и оценке информации об изменениях в работе учреждения в конкретном временном интервале. Он помогает установить преемственность между истекшим и новым учебным годом, позволяет планомерно из года в год совершенствовать те или иные участки школьной работы. Анализу подвергается деятельность образовательного учреждения в соответствии с направлениями внутришкольного контроля.
Структура анализа внутришкольного контроля:
1. Таблица вида:
Вид контроля Тема контроля Положительные акценты контроля Недостатки в работе Предложения по итогам контроля
2. Выводы;
3. Уровень эффективности контроля:
  • уровень развития учеников;
  • уровень обученности;
  • здоровье детей;
  • готовность детей к продолжению образования;
  • готовность выпускников к самоопределению;
  • внедрение инноваций;
  • повышение профессиональной компетентности учителя.
Предложения в план работы школы на следующий год. В соответствии с нормативными документами планируются виды контроля: тематический и комплексный.
Исходя из направлений и плана инспектирования внутришкольного контроля в 2003/2004 учебном году, анализировались следующие вопросы.

I блок. Обновление содержания образования.

Темы:
  1. Контроль состояния преподавания информатики в профильных классах;
  2. Контроль работы учителей английского языка в начальных классах;
  3. Контроль работы отдельных учителей (физики, английского языка, биологии и т.д.), работающих по новым учебно-методическим комплексам (УМК).

II блок. Учебно-воспитательный процесс.

Темы:
  1. Контроль работы вновь прибывших учителей;
  2. Адаптация учащихся первых классов к школьному обучению;
  3. Контроль работы воспитателей группы продленного дня (ГПД);
  4. Контроль работы методического объединения (МО) учителей иностранного языка по единой методической теме;
  5. Преемственность в обучении учащихся начального и основного звеньев образования;
  6. Контроль работы учителей над качеством знаний, умений и навыков;
  7. Контроль подготовки к итоговой аттестации;
  8. Контроль работы учителей школы и воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) по сквозным учебникам математики под редакцией Дорофеева Г.В.

III блок. Контроль документации.

Проверка журналов (классных, ГПД, индивидуально-групповых), дневников учащихся, личных дел, тематических планов, планов методических объединений, проверка тетрадей и т.д.
В ходе анализа инспектирования выявляются недостатки в работе, отмечаются положительные аспекты, выдвигаются предложения по итогам контроля.
Фрагмент анализа внутришкольного контроля показан в таблице 2 приложения.
Для обоснования выводов, установления причин, противоречий, приоритетов, проблем, формулировки целей и задач деятельности школы информация должна быть достаточно полной, разносторонней, объективной.
Ежегодно не могут подвергаться анализу равноценно все направления деятельности школы. Более основательному анализу подвергается то, что мешает достижению конкретных результатов. По результатам контроля оформляются справки, в которых раскрываются основные причины недостатков и удач, определяются рекомендации, принимаются управленческие решения, назначаются сроки последующего контроля. Обсуждение результатов контроля происходит на методических объединениях, педсоветах, собраниях учащихся и их родителей.
Планирование - это комплексная система мер и мероприятий, направленная на осуществление целей и задач, стоящих перед педагогическим коллективом. Оно строится на основе принципов систематичности, непрерывности, динамичности и целостности и способствует достижению конечных результатов.
Мы считаем, что наиболее приемлема следующая структура плана:
Вид контроля Тема контроля Цель контроля Ответственные за осуществление контроля Подведение итогов контроля
Перспективный план составляется на учебный год, месяц, неделю. Планирование основывается на:
  • анализе учебно-воспитательного процесса;
  • строится с учетом потребностей социума.
Планирование предусматривает комплекс действий:
  • постановка целей;
  • определение объекта и методов контроля;
  • разработка алгоритма проверки;
  • сбор и обработка информации о состоянии проверяемого объекта.
Вопросы, которые ставятся на контроль, рассматриваются всесторонне: с точки зре...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.29 | Просмотров: 1681

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!