Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Разработка урока в 8-х классах по курсу История Отечества на тему Внутренняя политика России периода правления Александра I
Автор(ы): Кузовлева Галина Владимировна, заместитель директора по ВР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи образовательного процесса на данном уроке: 1. Образовательные задачи: усвоениенаучных знаний (факты, понятия, закономерности, обобщающая картинаопределенного исторического периода); формированиеумений и навыков: а) специальные: анализ исторических фактов, документов; установление причинно- следственных связей; анализ деятельности исторических личностей и умение дать им характеристику. б) общеобразовательные: умение выбрать главное; умение работать с книгой, правильно строить ответ. 2. Воспитательная задача: - осмыслениесобственного «знания- незнания»;
- корректностьв коллективной работе.
3. Развивающая задача: - развитиетеоретического мышления (причинно- следственные связи, выводы, обобщения,сравнения);
- развитиелогического мышления;
- совершенствованиеимеющихся навыков и умений;
- оценкарезультата решения намеченных задач.
Задачи урока: - Определить направленность и цель внутренней политики Александра I;
- Дать характеристику цели внутренней политики Александра I;
- Выявить причины, определившие цель внутренней политики Александра I.
Данный урок рассчитан на два академических часа. Учащимся заранее было дано опережающее задание ознакомиться с материалами учебника по данной теме (учебник Е.Н.Захаровой «История России XIX- начало XX века» параграфы №№ 3;6.) Ход урока Вопросы учителя
| Ожидаемые ответы учащихся
| Определите временные рамки правления Александра I
| 1801-1825 года
| Чью власть наследовал Александр I и каким образом он пришел к власти?
| Наследовал власть своего отца императора Павла I путем дворцовогопереворота, в результате которого Павел I был убит. Александр знал о заговоре.
| Делаем вывод: Александр I жаждал власти.
| Почему А.С.Пушкин о начале правления Александра I сказал: «…днейАлександровых прекрасное начало!».Что «прекрасного» было в начале правленияАлександра I?
| Обнадеживающим и были его заявления о возврате к идеаламЕкатерины II, кидеалам Просвещения и либерализма. (Здесь же вспоминаемреальные итоги правления Екатерины II, которыми сталоукрепление самодержавия и его опоры- дворянства).
| Итак, Александр I заявил о намерении провести либеральные реформы. Решаем 1-ую задачу: Определите суть либеральных идей исопоставьте их с реалиями политической и экономической жизни России.
| Суть либеральных идей: -индивидуальные права на жизнь, свободу и собственность; -равные права и всеобщее равенство перед законом; -свободная рыночная экономика; -ограничение власти государства и церкви; -правительство, избираемое на честных выборах. (Примечание:вспоминаем курс Всеобщей истории) Реалии политической и экономической жизни России, скоторыми идеи либерализма явно расходятся: - самодержавная власть;
- крепостное право- основа экономики России.
| Значит, если Александр I заявил о либеральной направленности своей политики, то вкаких областях он должен был проводить свои реформы прежде всего?
| В области государственного управления и в социальной сфере(отмена крепостного права).
| Далее работаем с фактами, изложенными в учебнике. Учащиеся по мере обсуждения проводимых реформ в царствование Александра I заполняют таблицу 1: Разрабатываемыереформы
| Реальноосуществленные реформы
| Значение реальноосуществленных реформ
| 1.Деятельность «Негласного комитета» (1801-1803 гг.) Основные идеи: 1) изменение формы правления; 2) отмена крепостного права.
| 1. 1802г.- создание министерств вместо коллегий;
| Более четкая работа исполнительных органов, следовательно- упорядочена государственная власть. | 2. 1803г - «Указ о вольных хлебопашцах»
| В масштабах страны значения не имел ( освобождено ок. 47 тыс. крестьян, т.е.не более 1,5%крепостных).
| 2. Деятельность М.М.Сперанского (1808-1811гг.): Реформагосударственной системы: Император (средоточие власти) назначает: исполнительнуювласть (министры), судебную власть (Сенат), законодательную власть (Госсовет). Государственная дума избирается (4-х ступенчатые выборы). | 3. 1810г.- создан Государственный Совет-законосовещательный орган при императоре ( обсуждал и разрабатывал проектызаконов, принимал меры к исполнению). | Упорядочение государственной власти ( т.к. упорядочена законотворческая деятельность). | 3.Деятельность Н.Н.Новосильцева (1820-1821гг.). Проект Российской Конституции: Россия- конституционная монархия с разделениемзаконодательной и исполнительной власти, равноправием граждан)
| Проект принят не был
| -
| 4.Деятельность А.А.Аракчеева (последние годы царствования Александра I): 1) Проект отмены крепостного права; 2) Реформа в армии.
| 1) 1822г.- право помещиков ссылать крестьян в Сибирь безсуда и следствия; 2) 1816г.- создание военных поселений («аракчеевскиедеревни»).
| Усиление крепостничества.
| Лучшим показателем ухудшения положения крестьян является рост крестьянских волнений. Поэтому далее по ходу урока учащиеся зачитывают заранее подобранный самостоятельно материал о крестьянских волнениях в период правления Александра I ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.29 | Просмотров: 3006
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|