Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Разработка урока в 8-х классах по курсу История Отечества на тему Внутренняя политика России периода правления Александра I


Автор(ы): Кузовлева Галина Владимировна, заместитель директора по ВР

Задачи образовательного процесса на данном уроке:
1. Образовательные задачи:
усвоениенаучных знаний (факты, понятия, закономерности, обобщающая картинаопределенного исторического периода);
формированиеумений и навыков:
а) специальные: анализ исторических фактов, документов;
установление причинно- следственных связей;
анализ деятельности исторических личностей и умение дать им
характеристику.
б) общеобразовательные: умение выбрать главное;
умение работать с книгой, правильно строить ответ.
2. Воспитательная задача:
  • осмыслениесобственного «знания- незнания»;
  • корректностьв коллективной работе.
3. Развивающая задача:
  • развитиетеоретического мышления (причинно- следственные связи, выводы, обобщения,сравнения);
  • развитиелогического мышления;
  • совершенствованиеимеющихся навыков и умений;
  • оценкарезультата решения намеченных задач.
Задачи урока:
  1. Определить направленность и цель внутренней политики Александра I;
  2. Дать характеристику цели внутренней политики Александра I;
  3. Выявить причины, определившие цель внутренней политики Александра I.
Данный урок рассчитан на два академических часа. Учащимся заранее было дано опережающее задание ознакомиться с материалами учебника по данной теме (учебник Е.Н.Захаровой «История России XIX- начало XX века» параграфы №№ 3;6.)

Ход урока

Вопросы учителя
Ожидаемые ответы учащихся
Определите временные рамки правления Александра I
1801-1825 года
Чью власть наследовал Александр I и каким образом он пришел к власти?
Наследовал власть своего отца императора Павла I путем дворцовогопереворота, в результате которого Павел I был убит. Александр знал о заговоре.
Делаем вывод: Александр I жаждал власти.
Почему А.С.Пушкин о начале правления Александра I сказал: «…днейАлександровых прекрасное начало!».Что «прекрасного» было в начале правленияАлександра I?
Обнадеживающим и были его заявления о возврате к идеаламЕкатерины II, кидеалам Просвещения и либерализма.
(Здесь же вспоминаемреальные итоги правления Екатерины II, которыми сталоукрепление самодержавия и его опоры- дворянства).
Итак, Александр I заявил о намерении провести либеральные реформы.
Решаем 1-ую задачу: Определите суть либеральных идей исопоставьте их с реалиями политической и экономической жизни России.
Суть либеральных идей:
-индивидуальные права на жизнь, свободу и собственность;
-равные права и всеобщее равенство перед законом;
-свободная рыночная экономика;
-ограничение власти государства и церкви;
-правительство, избираемое на честных выборах.
(Примечание:вспоминаем курс Всеобщей истории)
Реалии политической и экономической жизни России, скоторыми идеи либерализма явно расходятся:
  • самодержавная власть;
  • крепостное право- основа экономики России.
Значит, если Александр I заявил о либеральной направленности своей политики, то вкаких областях он должен был проводить свои реформы прежде всего?
В области государственного управления и в социальной сфере(отмена крепостного права).
Далее работаем с фактами, изложенными в учебнике.
Учащиеся по мере обсуждения проводимых реформ в царствование Александра I заполняют таблицу 1:
Разрабатываемыереформы
Реальноосуществленные реформы
Значение реальноосуществленных реформ
1.Деятельность «Негласного комитета» (1801-1803 гг.)
Основные идеи:
1) изменение формы правления;
2) отмена крепостного права.


1. 1802г.- создание министерств вместо коллегий;
Более четкая работа исполнительных органов, следовательно- упорядочена государственная власть.
2. 1803г - «Указ о вольных хлебопашцах»
В масштабах страны значения не имел
( освобождено ок. 47 тыс. крестьян, т.е.не более 1,5%крепостных).
2. Деятельность М.М.Сперанского (1808-1811гг.):
Реформагосударственной системы: Император (средоточие власти) назначает: исполнительнуювласть (министры), судебную власть (Сенат), законодательную власть (Госсовет).
Государственная дума избирается (4-х ступенчатые выборы).
3. 1810г.- создан Государственный Совет-законосовещательный орган при императоре ( обсуждал и разрабатывал проектызаконов, принимал меры к исполнению).
Упорядочение государственной власти
( т.к. упорядочена законотворческая деятельность).
3.Деятельность Н.Н.Новосильцева (1820-1821гг.).
Проект Российской Конституции:
Россия- конституционная монархия с разделениемзаконодательной и исполнительной власти, равноправием граждан)
Проект принят не был
-
4.Деятельность А.А.Аракчеева
(последние годы царствования Александра I):
1) Проект отмены крепостного права;
2) Реформа в армии.
1) 1822г.- право помещиков ссылать крестьян в Сибирь безсуда и следствия;
2) 1816г.- создание военных поселений («аракчеевскиедеревни»).
Усиление крепостничества.
Лучшим показателем ухудшения положения крестьян является рост крестьянских волнений. Поэтому далее по ходу урока учащиеся зачитывают заранее подобранный самостоятельно материал о крестьянских волнениях в период правления Александра I ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.29 | Просмотров: 2696

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!