Главная / Методические материалы / Администрирование школы
Анализ исследовательских умений педагогов лицея в ходе диагностики и коррекции педагогической деятельности
Автор(ы): Краева Ирина Ивановна, заместитель директора по научно-методической работе
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Постоянное стремление к совершенствованию своего мастерства характерно для большинства творческих профессий, в том числе и для педагогов. Специфика работы с интеллектуально одарёнными детьми многократно усиливает это стремление. Поэтому одной из задач научно-методической работы в лицее естественных наук является создание условий для развития исследовательских умений учителей и содействие им в формировании опыта подготовки учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности. Самообразовательная деятельность педагога в лицее предполагает работу над индивидуальной методической темой. Её выбор часто начинается с определения педагогом проблем в своей профессиональной деятельности и, соответственно, направления её совершенствования. Во время индивидуальной консультации с руководителем кафедры уточняются проблемы, формулируются цели и ожидаемый результат; цели ранжируются на задачи, решение которых планируется на соответствующих этапах предстоящего исследования. Консультации способствуют коррекции знаний и способам деятельности педагога, совершенствованию его исследовательских умений. Все темы, выбранные педагогами, соответствуют общелицейской научно-методической теме, обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры. С каждым педагогом-исследователем администрация лицея заключает трудовое соглашение, которое является дополнительным стимулом для осуществления индивидуальной экспериментальной деятельности. Таким образом, освоение научно-методической темы лицея связано с индивидуальной исследовательской деятельностью педагогов. Для отслеживания результативности индивидуальной опытно-экспериментальной работы педагогов лицея традиционно проводятся дни диагностики, регулирования и коррекции. В 2002-2003 учебном году преподаватели лицея продолжали работать над научно-методической темой "Повышение эффективности образовательного процесса на основе личностно-ориентированных технологий", в соответствии с которой были определены и индивидуальные методические темы педагогов. Для реализации общелицейской темы разработана перспективная программа, рассчитанная на 4 года. Этапы работы над научно-методической темой лицея № | Этап | Срок | Задача этапа | Ожидаемый результат | 1. | Теоретический | 2001–2002 | Информирование педагогов о современных концепциях, теориях и образовательных технологиях; совершенствование умений проектировать учебные занятия в системе личностно-ориентированного образования | Повышение уровня проектной деятельности у педагогов лицея | 2. | Практико-ориентированный | 2002-2003 | Разработка и реализация педагогами лицея моделей учебных занятий в системе личностно-ориентированного образования | Построение индивидуальной исследовательской деятельности педагогов лицея в соответствии с этапами научного исследования; выпуск сборника №1 "Управление исследовательской деятельностью в лицее" | 3. | Контрольно-обобщающий | 2003–2004 | Анализ, обобщение и распространение опыта работы | Подготовка опыта работы к публикации | 4. | Итоговый | 2004–2005 | Подведение итогов работы, коррекция и постановка перспективных целей | Выпуск сборника №2 научно-методических работ педагогов лицея "Управление качеством образования в лицее" | На первом и втором этапах освоения научно-методической темы для педагогов в лицее организована методическая школа, на занятиях которой они совершенствуют методику разработки и реализации программы индивидуального эксперимента. Основными задачами методической школы являются создание условий для повышения качества образования лицеистов через реализацию технологий личностно-ориентированного обучения и развитие исследовательских умений педагогов. Перед вторым этапом возникает необходимость проверки готовности учителя к исследовательской деятельности, так как эксперимент как форма педагогического исследования является для учителя самой сложной, требует от него хорошего знания других методов исследования (наблюдения, социологических исследований и пр.), высокого уровня методологических знаний, что предполагает высокий уровень владения алгоритмом научного исследования. Результаты деятельности педагогов отслеживаются в системе на подготовительном, основном и заключительном этапах экспериментальной деятельности. В лицее принята особая форма диагностики – дни диагностики. регулирования и коррекции (ДДРК). Чтобы выявить уровень готовности педагогов к исследовательской деятельности, был разработан и апробирован ДДРК "Диагностика готовности педагогов к исследовательской деятельности". Он был проведён в конце первого (теоретического) этапа. Как правило, в проведении ДДРК принимает участие большинство педагогов и учащихся лицея. Начинают ДДРК с инструктажа участников (тех, с кем проводят и кто проводит). Каждым организатором в соответствии с целями составляется собственная программа, подбираются под неё диагностические материалы. После проведения ДДРК вся информация статистически обрабатывается и оформляется в виде графических систематизаторов (схемы, диаграммы, графики и т.п.). Благодаря сравнению и сопоставлению данных удаётся выявить тенденции и закономерности, на основе которых и составляется программа регулирования и коррекции деятельности, то есть принимается управленческое решение. Результаты ДДРК обсуждаются на разных уровнях внутрилицейского управления. Перед проведением ДДРК определяются цели, задачи, выбираются объект и предмет исследования, формулируется рабочая гипотеза и выбираются методы исследования. Целью ДДРК "Диагностика готовности педагогов к исследовательской деятельности" явилось выявление готовности педагогов лицея к исследовательской деятельности. Данная цель была ранжирована на задачи: определение уровня теоретических знаний и профессиональных умений педагогов лицея, необходимых для проведения исследовательской работы; уточнение комплекса исследовательских умений, которыми должен владеть педагог; выявление основных затруднений педагогов при организации исследовательской работы учащихся на занятиях. В соответствии с целью и задачами были установлены объект (группа педагогов-исследователей) и предмет (исследовательская деятельность педагогов и учащихся) исследования. Рабочей гипотезой являлось следующее утверждение: если у учителя нет затруднений в работе при организации исследовательской деятельности учащихся, уровень владения исследовательскими умениями допустимый и оптимальный, то он готов к проведению экспериментальной исследовательской работы и управлению исследовательской деятельностью учащихся. Исходя из вышеперечисленного, были выбраны определенные методы исследования: анкетирование, собеседование и наблюдение. Затем последовательно выполнялись три микроисследования: “Изучение профессиональной готовности учителя к педа...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.29 | Просмотров: 1838
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|