Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Имидж социального педагога - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Имидж социального педагога


Автор(ы): Пирогова Елена Салимгареевна, социальный педагог, учитель английского языка


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Ему по роду своей деятельности приходится работать как с учениками и их родителями, так и с учителями, а так же с руководителями и работниками организаций и учреждений от которых зависит решение того или иного вопроса, связанного с подопечными социального педагога. Поэтому от того, как окружающие люди будут воспринимать социального педагога, от их отношения к нему как к личности, будет зависеть успех его деятельности. Мы знаем о требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам социального педагога. Это естественность, доброжелательность, эмпатия, открытость, деликатность, конкретность, коммуникабельность, непосредственность. Но все эти качества будут сведены к нулю, если социальный педагог не будет работать над своим имиджем.
Тема имиджа социального педагога активно обсуждается в научной литературе, даются различные определения и понятия. Имидж (лат. слово- образ, вид) – целенаправленно формируемый образ, призванный оказывать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях создания впечатления, мнения окружающих о носителе созданного имиджа. Позитивно созданный имидж является одним из важных факторов успешной деятельности социального педагога. Приоритетными характеристиками для имиджа социального педагога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивное настроение, интерес к людям, желание помочь в решении их проблем, уверенность в себе, оптимизм, развитое чувство юмора, активность, индивидуальный стиль деятельности и общения, ответственность и смелость.
Старинная пословица гласит: “ Встречают по одежке, а провожают по уму”. Первые 20 секунд нас внимательно оглядывают: обувь, прическа, отмечают манеру держаться, оценивают осанку, смотрят на лицо, следующие 20 секунд оценивают наше умение говорить и слушать, затем определяют нашу коммуникабельность и следят за нашими жестами.
Итак, исходя из всего выше изложенного, можно составить схему имидж – составляющих:
Визуальноевосприятие человека


Интеллектуальное
восприятие

Статусное восприятие
Социальный фон



Влияние интерьера
Степень физической привлекательности;выразительности манер; запах, исходящий
от человека, одежда и аксессуары как
отражение личной незаурядности, элегантности.
Впечатляющие личностные характеристики ;
качества, отражающие профессиональный
портрет специалиста
Оценка положения в обществе; профессия, должность
Личностные характеристики окружения:
семья, друзья, знакомые, коллеги; к какой
социальной группе относится и степень
престижа положения этой группы.
Качество, стиль; цветовое оформление;
пространственные характеристики.
Таким образом, меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении, выбирая стиль одежды и аксессуаров, сочетая их с прической и стилем общения – социальный педагог может корректировать свой имидж, улучшать его, а значит, находить взаимопонимание с учениками, коллегами, а так же с людьми, от которых зависит успех работы.
С точки зрения науки
Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек в зависимости от своего эмоционального состояния расположен к одним цветам, равнодушен к другим и неприемлем к третьим. Эти закономерности открыл М. Люшер еще в середине прошлого века. Интересно, что свои исследования он проводил по заданию одной рекламной фирмы. Однако , постигнув всю глубину и сложность проблемы, ученый стал разрабатывать ее фундаментально. М. Люшер исходил из того , что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития. Сначала жизнь человека определялась главным образом двумя факторами, не подлежащими произвольному изменению: ночью и днем, светом и тьмой. Ночь означала условие, когда активная деятельность могла прекращаться. День требовал активных действий – поиска пищи, элементарного обустройства. Отсюда темно синий цвет ассоциировался с ночным покоем, а желтый- с солнечным днем и его заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и связанными сними ситуациях, требующих высокой мобилизации, активности. Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений. А любое проявление жизнедеятельности, в свою очередь, сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету было и остается эмоциональным. Кроме того, М. Люшером был сделан еще один важный вывод- цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции и даже характер. Согласно результатам полученным в ходе других психологических экспериментов ученым был сделан так же вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта. Так ,красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы “подогревая его”, в то время как голубой , синий, фиолетовый, черный цвета , визуально удаляют объект, уменьшают его и “ охлаждают” . Известно так же влияние цвета на физическое самочувствие человека: от цвета исходит физическая волна, которая может “лечить ” человека.. В зависимости от длины волны различают длинноволновые (красный, оранжево-красный, оранжевый), средневолновые (желтый, желто-зеленый) и коротко волновые (голубой, синий, фиолетовый) цвета. По утверждению специалистов по цветотерапии, на орган зрения наиболее благоприятное влияние оказывают малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желто-зелено-голубые), так называемые оптимальные. Таким образом, выбор цвета (в одежде и окружении) может повлиять на физическое и психическое самочувствие человека, а так же на восприятие одного человека другим, являясь одним из существенных факторов формирования благоприятного или негативного персонального имиджа. Рассмотрим это влияние на конкретных примерах.
Семантика цвета
Красный
это импульс, воля к победе, стремление получать быстрый результат, добиваться головокружительного успеха. По М.Люшеру красный в символической форме соответствует “цене победы, троичному свету, который воспламеняет человеческий дух; сангвинистическому темпераменту и мужественности”. Настраивая на решительность, данный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд. Тот, кто предпочитает в одежде красный цвет, хочет, чтобы его деятельность приносила ему весь спектр переживаний и ощущений полноты бытия. В профессиональном плане такой человек инициативен, мобилен, безусловный лидер, обладающий формальным или неформальным авторитетом. Отвержение красного цвета, нелюбовь к нему часто связано с тем, что человек устал, находится на грани физического морального или нервного истощения, ему недостает жизненной силы и кажется, что со всех сторон его окружают только неразрешимые проблемы.
С точки зрения влияния данного цвета на физическое самочувствие известно, что красный цвет повышает внутреннюю энергию, сексуальность, способствует активизации кроветворения и обмена веществ. В психотерапии красный цвет используется для работы с людьми с заниженной самооценкой, неуверенными в своих силах.
Социальный педагог должен осторожно использовать этот цвет в своей одежде и окружении, поскольку при всех его положительных свойствах красный цвет при длительном воздействии способен вызывать агрессию, особенно у детей с неустойчивой нервной системой, число которых, к сожалению, в последние годы не уменьшается, а только увеличивается. Вторая причина , по которой не стоит злоупотреблять этим цветом: подсознательно человек в красном представляет некоторую опасность для окружающих – “огонь, пламя”, на располагает к доверительным, партнерским отношениям. Но это, однако, не означает ,что надо исключать красный цвет из своего гардероба. Наоборот, его надо носить , но тогда, когда ситуация требует мобилизации и “закладки непререкаемого авторитета”, к примеру первое родительское собрание, выезд с учениками на экскурсию или выступление на педагогическом совете , а так же когда надо произвести впечатление на человека авторитетного и компетентного, обладающего властью.
Оранжевый – помогает вызвать прилив новых жизненных сил, дает оптимистический тонус, прибавляет активность, но при этом дарит человеку ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии. В древневосточной геральдике цветов оранжевый цвет считается цветом здоровья и творчества .В цветотерапии оранжевый цвет используется для работы с людьми, находящимися в депрессии, поскольку помогает победить усталость, хандру, неуверенность, тревогу, страх. Оранжевый цвет , как никакой другой, создает ощущение праздника, именно поэтому его присутствие в гардеробе социального педагога необходимо. Другое дело , что использование его так же должно соответствовать требованиям ситуации. К примеру, при сдаче экзаменов, написании контрольных работ, проведении “открытых” мероприятий, когда необходимо создать благоприятную атмосферу, снять нервозность. Рекомендуется использовать оранжевый цвет при оформлении интерьера кабинета.
Желтый – настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости, общительности и интеллекта. А еще он помогает придать уравновешенность эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить внутреннее волнение. Желтый, по утверждению М.Люшера, символически соответствует “приему солнечного тепла, духу жизнерадостности и счастья”. Его эмоциональное содержание- оптимизм и обнадеживающее непостоянство. Предпочитающие желтый цвет находятся в постоянном поиске счастья во всех его сферах – от личных до профессиональных. Они нацелены вперед, к новому , современному, развивающемуся и еще не сформированному. Способны к обучению и к тому, чтобы видеть перспективы там, где их не видят другие. С точки зрения влияния на физическое самочувствие желтый цвет повышает концентрацию внимания, улучшает настроение и память. Не случайно в ведущих школах и университетах Европы рекомендуют использовать тетради с желтыми страницами. Как показала практика, запоминание материала при этом идет в несколько раз быстрее и эффективнее. Желтый цвет так же следует включить в гардероб социального педагога в ситуациях предполагающих равноправное общение с коллегами по работе, в беседах с родителями учащихся , этот цвет будет незаменим.
Зеленый все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. Психологически он выражает себя как волю к работе, упорство и настойчивость. Предпочтение зеленого цвета в одежде и окружении указывает на твердость, постоянство, способность выстоять перед изменениями, а также на постоянство воззрений и высокую самооценку. Для такого человека важно производить впечатление, иметь признание, сохранять свой образ действия и поступать по-своему, придерживаясь, впрочем, некоторого идеализированного представления о себе Зеленый цвет активно используется в медицине, поскольку способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие, полезен при сниженной функции почек, головокружении, нервозности. Но, опять таки, зеленый цвет надо использовать соответственно целям и ситуации, так как он лишает человека носящего его , права на эмоции и проявление чувств.
Розовый – прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Недаром говорят, что розовый – цвет любви. Данный цвет необходим при работе с маленькими детьми, нуждающимися в опеке и любви, опеке и защите. Именно поэтому социальному педагогу необходимо включить в свой гардероб розовый цвет.
Голубой – тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Этот цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой – цвет мира и всеобщей гармонии.
С точки зрения влияния на физическое самочувствие человека голубой цвет успокаивает, повышает иммунитет, снимает воспаление и ощущение жжения при солнечных ожогах, благоприятно влияет на работу щитовидной железы. Голубой цвет, так же как и зеленый, будет необходим социальному педагогу, когда от него потребуется дипломатия и рациональный подход к решению проблемы.
Синий – помогает сконцентрироваться на самом необходимом: на распыляться по мелочам, не разбрасываться. Ф. Шеллинг поэтично описал значение синего цвета в своем труде “Философия искусств”: “Синий – символически соответствует спокойному морю, сдержанному темпераменту, женственности”. Тот, кто отдает предпочтение синему цвету в одежде и окружении, ищет спокойной и тихой среды, лишенной неприятностей и волнений, в которой события идут и развиваются плавно в более или менее привычном направлении, а так же среды, в которой его взаимоотношения с окружающими ровны и свободны от разногласий. Синий цвет семантически означает покой в душе, спокойное поведение и заботу о том, чтобы делом заниматься честно, не нарушая моральных норм. В психотерапии синий цвет также активно используется, поскольку помогает при бессоннице, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.
Фиолетовый – цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет пытается объединить импульсивность завоеваний красного и тихую капитуляцию синего. Он способствует внутреннему углублению: помогает абстрагироваться от всего в данный момент ненужного и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь- фиолетовый цвет хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. И эту особенность необходимо учесть социальному педагогу при оформлении своего кабинета. С точки зрения влияния на физическое состояние человека фиолетовый цвет усиливает интуицию, нормализует состояние лимфатической системы, помогает при мигренях.
Черный – цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. Однако в то же самое время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Символически выражая идею небытия и угасания, черный цвет является отрицанием цвета как такового. Именно поэтому не рекомендуется его частое использование в одежде и окружении социального педагога.
Белый – цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. Этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений, но никак и не защищает своего обладателя. Ег...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2737

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340