Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Математическая игра для 5-х классов Путешествие в страну математики - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Математическая игра для 5-х классов Путешествие в страну математики


Автор(ы): Симакова Наталия Ивановна, учитель математики, замдиректора по УР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • развивать и укреплять интерес к математике, как науке;
  • развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление, стремление к преодолению трудностей;
  • воспитывать познавательный интерес.
Оборудование:
  • портреты математиков;
  • высказывания о математике;
  • плакаты сказочного путешествия;
  • карточки и плакаты с заданиями;
  • магнитофонные записи.
Игра проводится в виде путешествия по стране “Математика”.
План путешествия перед Вами.
ВЕДУЩИЙ: Для того чтобы пройти все этапы игры, Вы должны быть волевыми, настойчивыми, целеустремленными, поэтому девиз нашей игры: “Усердие все превозмогает!”
Итак, добро пожаловать в страну МАТЕМАТИКИ!
ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЙОН.
“ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБЬ ВЕКОВ”
ВЕДУЩИЙ: Обратимся к истории.
Искусство счета развивалось с развитием человечества. В те времена, когда человек лишь собирал в лесу плоды и охотился, ему для счета хватало четырех слов: один, два, три и много. Именно так считают и сейчас некоторые племена, живущие в джунглях Южной Америки.
Способов счета было придумано немало: делались зарубки на палке по числу предметов, завязывались узлы на веревке, складывались в кучку камешки. Но палку с зарубками с собой не возьмешь, да и камни таскать не очень приятно, а пастуху надо знать – не отбилась ли какая коза от стада.
И тут на помощь людям приходят пальцы рук и ног.
Давайте посмотрим такую историческую сценку:
…В центре друг против друга стоят два человека в шкурах, потрясают копьями, танцуют ритуальный танец. (Звучит музыка из м/ф “Маугли”).
НГАМ. Надо окружить лося. Ты, Арет, возьмешь (показывает 5 пальцев) одну руку человек и будешь загонять лося справа. Мирдин возьмет (показывает) человек и подстережет слева, Эмрис закроет путь к отступлению, а я с остальными охотниками буду в засаде. Племя голодает, добыча необходима. Торопись, скоро лоси пойдут на водопой. Эгей! (Оба убегают).
ВЕДУЩИЙ: Ну, а что же делали первобытные люди, когда им надо было использовать большие числа?
НГАМ. Хвала духу леса! Пославшему нам удачу! Большая добыча у племени. Наконец-то сородичи будут сыты.
АРЕТ. Мужчины племени храбры и сильны. Они никого не боятся. Ответь мне, о Нгам, как разделить мясо между семьями охотников?
НГАМ. В охоте участвовали две руки, одна нога и один палец на другой ноге человек, а еще я, ты и Эмрис. Это еще три пальца. У меня есть еще жена (показывает на свой последний неучтенный палец), три сына (пальцы начинает загибать Арет), две дочери, старая мать. Ты молод, но имеешь много родни: жена, два сына, дочь (Арет все время загибает пальцы, либо указывает копьем на соответствующие пальцы ног), покалеченный изюбром брат и четыре члена его семьи. У Эмриса есть старая мать, отец и три брата. У Мирдина …
АРЕТ. Подожди.
НГАМ. А что?
АРЕТ. Не могу посчитать. Пальцев не хватает.
(Оба задумываются. Вдруг Нгам поднимает руки).
НГАМ. Хвала духу леса! Он показал мне выход. Чтобы знать, как правильно разделить добычу, надо позвать сюда несколько человек из нашего племени. Тогда пальцев хватит.
АРЕТ. Да будет вечной твоя мудрость, о НГАМ!
ВЕДУЩИЙ: Сейчас нам, привыкшим к начертанию цифр, даже не верится, что была какая-то другая система записи чисел. Очень разные и порой забавные были эти “цифры” у разных народов.
(Два человека).
Древнегреческие цифры остались лишь в истории, а древнеримскими мы продолжаем пользоваться. Записи “ХХ век”, “глава IV” не ставят нас в затруднительно положение.
На руке человека пять пальцев, чтобы не изображать руку, цифру 5 стали изображать значком “V” , потом к пяти прибавили один, и получилось шесть – “VI”. А сколько написано здесь “VIII”? Правильно, 8. Ну а как записать 4? Это пять без одного, т.е. – IV.
А как записать десять? Вы знаете, что 10 состоит из двух пятерок, поэтому в римской нумерации цифру “10” изображали двумя пятерками, одна пять стоит как обычно, а другая – перевернутая вниз – “X”.
Особенности римской нумерации таковы: ЕСЛИ МЕНЬШАЯ ЦИФРА СТОИТ СПРАВА ОТ БОЛЬШЕЙ, ТО ОНА ПРИБАВЛЯЕТСЯ К НЕЙ (Например, XI = 10 +! = 11),
ЕСЛИ ЖЕ МЕНЬШАЯ ЦИФРА СТОИТ СЛЕВА ОТ БОЛЬШЕЙ, ТО ОНА ВЫЧИТАЕТСЯ ОТ НЕЕ (Например, IX = 10 – 1 = 9).
КОНКУРС
Назовите числа, записанные в римской нумерации:
I - 1, V = 5, X = 10, L = 50, C = 100, D = 500, M = 1000. Кстати, обозначение для тысячи произошло от латинского слова “mille” - тысяча.
XXV - 25, XCII - 92, CXIX - 119, MCDLII - 1452.
А как записать наш текущий год с помощью римских цифр? MMV .
ВЕДУЩИЙ: Современная достаточно простая и удобная десятичная система записи чисел была заимствована европейцами у арабов, которые в свою очередь переняли ее у индусов.
Эта система была введена в Европе примерно в 1120 году английским ученым путешественников Аделардом. К 1600 году она была принята в большинстве стран мира, и мы ею пользуемся до сих пор.
Конечно, на нашем колесе истории нельзя не вспомнить о выдающихся ученых, чьи портреты представлены здесь. Будьте внимательны!
КОНКУРС “КТО ОН?”
Рассказ о Пифагоре (3-5 мин.)
Рассказ о Пифагоре (3-5 мин.)
Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!
На радужной узрел я оболочке
Бегущие квадратики, кружочки,
Вселенной опрокинутый узор,
И вспыхнуло в мелькании сквозь строчки
Пылающее имя – Пифагор!
Рассказ об Архимеде (3-5 мин.)
“Эврика!” - слово, которое он произнес, стало символом открытия чего-то нового, неведомого.
Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: “Отойди, не трогай моих чертежей”?
Рассказ о Гауссе (3-5 мин.)
Имя этого математика из пяти букв известно нам из учебника математики 5-го класса.
ВЕДУЩИЙ: Вот и закончился первый этап нашего путешествия. Мы рассказали Вам только маленькую часть того, что можно рассказать о ней. За годы учебы в школе Вы еще многое узнаете. Запомним то, что всем сказал Гаусс “Математика – царица всех наук”.
А теперь на нашем пути “Математическое кафе”, где я Вам предлагаю пообедать и немного отдохнуть, но отдых у нас будет активным.
Знакомимся с МЕНЮ. (Плакат)
Закуски:
Винегрет из анаграмм.
Салат “Ромашка” из загадок с числительными.
Первое блюдо:
Борщ с математическими обгонялками.
Второе блюдо:
Рагу из математических смекалок.
Сладкие блюда и напитки:
Компот из натуральных чисел.
Приступаем к праздничному обеду.
Официантка предлагает каждое блюдо (5-7 мин.)
Как всегда сначала легкие закуски.
Салаты.
ВИНЕГРЕТ ИЗ АНАГРАММ:
Решите анаграмму. Переставьте буквы так, чтобы из них можно было получить математические термины: КОЧТА (ТОЧКА), ВАРТАДТК (КВАДРАТ), АВИНУРЕНЕ (УРАВНЕНИЕ).
САЛАТ “РОМАШКА” из загадок с числительными:
Крышка стола имеет 4 угла. Один угол спилили. Сколько углов осталось? (5).
Двенадцать братьев друг за другом бродя...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.30 | Просмотров: 1305

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340