Главная / Методические материалы / Социальная педагогика
Социально-психологические аспекты организации профилактической деятельности в школе. Тренинг как нетрадиционная форма обучения
Автор(ы): Арепьева Елена Викторовна, воспитатель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов жизни человека. Происходит очень быстрое развитие всех систем и органов, одновременно начинает активно функционировать гормональная система. Наступает период половой зрелости. Но одновременно с перестройкой всего организма происходит и перестройка психики. В этот период жизни подросток активно ведет поиск своего “я”, появляется потребность в автономии. Теперь для него на первое место выходят собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. В результате происходит ослабление контактов со взрослыми: родителями, учителями. Повышается критическая оценка наставлений взрослых. Подростки в этот период сами выбирают “кумира для подражания”. Это подражание может носить как положительный, так и отрицательный характер. Потому что подросткам свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутым и стремление влиться в группу сверстников. А это может привести к поведению, опасному для здоровья. Кроме того, личность подростка восприимчива и быстро впитывает как хорошее, так и плохое. Проводя тренинги для подростков, мы даем им возможность приобретать необходимые знания, умения и навыки для сохранения своего здоровья, которые будут использоваться ими в течение всей жизни. При работе с данной возрастной группой следует учитывать то, что именно в возрасте 13-15 лет начинают происходить “сдвиги” и “бури” в физиологии человека. Так как в подростковом возрасте основным видом деятельности является учение, поэтому в учебных заведениях учащиеся проводят большую часть времени. На мой взгляд, следует в данном возрасте уделять внимание нетрадиционным формам и методам обучения (тренинги, круглые столы, дискуссионные клубы и игры интенсивного обучения). Одной из лучших форм обучения в профилактической деятельности является тренинг. Поэтому в нашем общеобразовательном учебном заведении создается система, в основу которой входят социально-психологические аспекты организации профилактической деятельности на основе проведения тренингов в малых группах. Мной организована работа добровольцев по профилактике ВИЧ/ИППП, наркомании в средней общеобразовательной школе № 31 г. Бийска. За небольшой промежуток времени были проведены семинары-тренинги с группой добровольцев из учащихся нашей школы, принимавших участие в интерактивной выставке “Маршрут безопасности” г. Барнаула (рисунок 1), которая состояла из 5 станций, дающих информацию, побуждающую к размышлению о различных аспектах ВИЧ/СПИДа: “Пути передачи ВИЧ”, “ВИЧ/СПИД: вопросы и ответы”, “Рядом с тобой”, “Методы контрацепции”, “Береги себя”. С данной выставкой добровольцы работали с детьми старше 15 лет, как в своей школе, так и выезжали в другие школы города по графику, предоставленному МУ “Комитет администрации г. Бийска по образованию”, работая в тесном сотрудничестве с МУЗ “Городской центр по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями”. Работа добровольцев осуществлялась в рамках информационной кампании “Здоровые дети – здоровый город”, проводимой общественно-информационным центром при администрации г. Бийска, и была отмечена лично управляющим администрацией г. Бийска Юдиным И.К., а также главным врачом МУЗ “Городской центр по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями” Зязиным П.А. (рисунок 2, 3) Рисунок1. Добровольцы МОУ “СОШ № 31” с руководителем на “Маршруте безопасности”. Рисунок2. Добровольцы МОУ “СОШ № 31” с руководителем (нижний ряд в центре). Рисунок3. Стенд “Наши успехи” в рекреации школы с дипломами. ТРЕНИНГ КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ. Психологический термин “тренинг” происходит от английского “to train” – обучать, тренировать, дрессировать. В данной методике термины “семинар” и “тренинг”, “тренер” и “ведущий”, “микрогруппа” и “малая группа” равнозначны. Тренинг – это: познание себя и окружающего мира; изменение “Я” через общение; общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке; эффективная форма работы для усвоения знаний; инструмент для формирования умений и навыков. Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно – когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. Приобретение собственного опыта является основой процесса познания во время тренинга. Неформальную обстановку общения на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он – такой же, как и все, он – часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели. Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории – они рассаживаются по кругу. Круг, или как его еще называют – тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий. Поэтому аудитория для проведения тренинга должна быть просторной, со свободно передвигаемой мебелью. В ней не должно быть никаких препятствий (столы, парты, лишние стулья), отгораживающих людей друг от друга. Круг способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и ведущим. Кроме того, нахождение в кругу ассоциируется в сознании человека с безопасностью, чувством доверия, наличием интереса и внимания. Для эффективного проведения тренингов ведущему необходимо: 1. владеть необходимой, интересной и достоверной информацией по тематике тренинга (Перечень вопросов, ответы на которые должен знать тренер, приводятся в Приложении 1) 2. знать основы возрастной психологии и физиологии; 3. уметь работать с аудиторией и знать, как ее заинтересовать; 4. обладать навыками ведения группы. Все результаты тренинга невозможно оценить сразу после его завершения. Результаты могут проявиться намного позже, когда человек, прошедший обучение, реализует полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ГРУППЫ Все зависит от возможностей тренера. Но оптимальным количеством участников в группе считается 12 – 14 человек. Если семинар ведут два тренера, то группа может и быть больше. 20 человек – максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Любому человеку проще довериться небольшому числу людей. Атмосфера малой группы способствует более быстрому сближению участников и сплочению группы. Если же группа участников превышает 20 человек, то следует продумать программу и упражнения таким образом, чтобы задания были групповыми, так как индивидуальные задания требуют много времени и внимание участников становится рассеянным. Возраст детей в средних общеобразовательных учреждениях должен быть не моложе 15 лет. ОСОБЕННОСТИ ПРАВИЛ ГРУППЫ Для того чтобы тренинг был эффективным, нужны специальные правила. Правила – это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга. Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник: 1. Мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды; 2. Не боялся стать объектом насмешки и критики; 3. Был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы; 4. Получал информацию сам и не мешал получать ее другим. СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ОБЕСПЕЧИТЬ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ: конфиденциальность, взаимоуважение, пунктуальность, “Не давать оценок”, право ведущего (Приложение 2) ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА Лекция (5% усвоения) Чтение (10% усвоения) Аудиовизуальные средства (20% усвоения) Использование наглядных пособий (30% усвоения) Обсуждение в группах (50% усвоения) Обучение практикой действия (70% усвоения) Выступление в роли обучающего (90% усвоения) (Приложение 3) СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА Профилактический тренинг в средних общеобразовательных учреждениях может провести инструктор, не имеющий специального психологического (психотерапевтического, психиатрического) образования. Профилактический тренинг развивает коммуникативные навыки детей, в процессе его проведения затрагиваются проблемы ответственного поведения. Но главной функцией такого тренинга все же является информирование. ЦЕЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ – сохранение здоровья и улучшение качества жизни детей и подростков. ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: 1. Повышение уровня информированности учащихся о проблеме; 2. Изменение их отношения к проблеме; 3. Выработка и развитие навыков сохранения здоровья; 4. Формирование мотивации к сохранению здоровья. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИНГА Все профилактические семинары состоят из одних и тех же этапов. Но объемное соотношение этих этапов в каждом отдельном семинаре может быть различным. ЭТО ЗАВИСИТ ОТ: 1. целей семинара (если это только информационный семинар, этап формирования практических навыков может быть сильно сокращен); 2. особенностей малой группы; 3. продолжительности семинара; 4. уровня подготовленности группы (если группа хорошо информирована, большее количество времени можно посвятить навыкам и обсуждению социальных явлений)... Примерная продолжительность 1,5 часового семинара в средних общеобразовательных учебных заведениях Этап | Продолжительность этапа | | Введение – 5% | 10-15 мин. | 1. Знакомство – 5% | 2. Ожидания участников – 5% | 3. Принятие правил работы группы – 5% | 4. Оценка уровня информированности – 5-10% | 5-10 мин. | 5. Актуализация проблемы – 10-30% | 10-25 мин. | б. Информационный блок – 20-40% | 20-35 мин. | 7. Приобретение практических навыков – 20-60% | 20-50 мин. | 8. Завершение работы – 5% | 5 мин. | Подробное описание этапов профилактического тренинга находится в Приложении 4. Методы, используемые при работе с группой | ДИСКУССИЯ | МОЗГОВОЙ ШТУРМ | РОЛЕВЫЕ ИГРЫ | КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ | Описание методик приводится в Приложении 4. ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА С помощью различных методик можно получить ответы на следующие вопросы: - Насколько эффективно то, что я делаю? - Какой тренинг можно считать эффективным? - Како...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.30 | Просмотров: 1319
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|