Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Социально-психологические аспекты организации профилактической деятельности в школе. Тренинг как нетрадиционная форма обучения - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Социально-психологические аспекты организации профилактической деятельности в школе. Тренинг как нетрадиционная форма обучения


Автор(ы): Арепьева Елена Викторовна, воспитатель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов жизни человека. Происходит очень быстрое развитие всех систем и органов, одновременно начинает активно функционировать гормональная система. Наступает период половой зрелости. Но одновременно с перестройкой всего организма происходит и перестройка психики.
В этот период жизни подросток активно ведет поиск своего “я”, появляется потребность в автономии. Теперь для него на первое место выходят собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. В результате происходит ослабление контактов со взрослыми: родителями, учителями. Повышается критическая оценка наставлений взрослых. Подростки в этот период сами выбирают “кумира для подражания”. Это подражание может носить как положительный, так и отрицательный характер. Потому что подросткам свойственны склонность к риску и острым ощущениям, низкая устойчивость к стрессам, страх быть отвергнутым и стремление влиться в группу сверстников. А это может привести к поведению, опасному для здоровья. Кроме того, личность подростка восприимчива и быстро впитывает как хорошее, так и плохое. Проводя тренинги для подростков, мы даем им возможность приобретать необходимые знания, умения и навыки для сохранения своего здоровья, которые будут использоваться ими в течение всей жизни. При работе с данной возрастной группой следует учитывать то, что именно в возрасте 13-15 лет начинают происходить “сдвиги” и “бури” в физиологии человека.
Так как в подростковом возрасте основным видом деятельности является учение, поэтому в учебных заведениях учащиеся проводят большую часть времени. На мой взгляд, следует в данном возрасте уделять внимание нетрадиционным формам и методам обучения (тренинги, круглые столы, дискуссионные клубы и игры интенсивного обучения). Одной из лучших форм обучения в профилактической деятельности является тренинг. Поэтому в нашем общеобразовательном учебном заведении создается система, в основу которой входят социально-психологические аспекты организации профилактической деятельности на основе проведения тренингов в малых группах.
Мной организована работа добровольцев по профилактике ВИЧ/ИППП, наркомании в средней общеобразовательной школе № 31 г. Бийска. За небольшой промежуток времени были проведены семинары-тренинги с группой добровольцев из учащихся нашей школы, принимавших участие в интерактивной выставке “Маршрут безопасности” г. Барнаула (рисунок 1), которая состояла из 5 станций, дающих информацию, побуждающую к размышлению о различных аспектах ВИЧ/СПИДа: “Пути передачи ВИЧ”, “ВИЧ/СПИД: вопросы и ответы”, “Рядом с тобой”, “Методы контрацепции”, “Береги себя”. С данной выставкой добровольцы работали с детьми старше 15 лет, как в своей школе, так и выезжали в другие школы города по графику, предоставленному МУ “Комитет администрации г. Бийска по образованию”, работая в тесном сотрудничестве с МУЗ “Городской центр по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями”. Работа добровольцев осуществлялась в рамках информационной кампании “Здоровые дети – здоровый город”, проводимой общественно-информационным центром при администрации г. Бийска, и была отмечена лично управляющим администрацией г. Бийска Юдиным И.К., а также главным врачом МУЗ “Городской центр по профилактике и борьбе со СПИДом и другими инфекционными заболеваниями” Зязиным П.А. (рисунок 2, 3)

Рисунок1. Добровольцы МОУ “СОШ № 31” с руководителем на “Маршруте безопасности”.

Рисунок2. Добровольцы МОУ “СОШ № 31” с руководителем (нижний ряд в центре).

Рисунок3. Стенд “Наши успехи” в рекреации школы с дипломами.
ТРЕНИНГ КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ.
Психологический термин “тренинг” происходит от английского “to train” – обучать, тренировать, дрессировать. В данной методике термины “семинар” и “тренинг”, “тренер” и “ведущий”, “микрогруппа” и “малая группа” равнозначны.
Тренинг – это: познание себя и окружающего мира; изменение “Я” через общение; общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке; эффективная форма работы для усвоения знаний; инструмент для формирования умений и навыков.
Человек усваивает информацию быстрее, если обучение проходит интерактивно – когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. Приобретение собственного опыта является основой процесса познания во время тренинга.
Неформальную обстановку общения на тренинге обеспечивает ведущий. Он общается с участниками на равных: он – такой же, как и все, он – часть группы. Он вместе с группой устанавливает правила работы. Он ведет группу к поставленной цели.
Все вышесказанное отличает тренинг от традиционных занятий. Кроме того, для тренинга характерно необычное расположение участников в аудитории – они рассаживаются по кругу.
Круг, или как его еще называют – тренинговый круг, является необходимым условием таких занятий. Поэтому аудитория для проведения тренинга должна быть просторной, со свободно передвигаемой мебелью. В ней не должно быть никаких препятствий (столы, парты, лишние стулья), отгораживающих людей друг от друга. Круг способствует возникновению доверительной атмосферы, позволяет участникам видеть всех, свободно общаться друг с другом и ведущим. Кроме того, нахождение в кругу ассоциируется в сознании человека с безопасностью, чувством доверия, наличием интереса и внимания.
Для эффективного проведения тренингов ведущему необходимо:
1. владеть необходимой, интересной и достоверной информацией по тематике тренинга (Перечень вопросов, ответы на которые должен знать тренер, приводятся в Приложении 1)
2. знать основы возрастной психологии и физиологии;
3. уметь работать с аудиторией и знать, как ее заинтересовать;
4. обладать навыками ведения группы.
Все результаты тренинга невозможно оценить сразу после его завершения. Результаты могут проявиться намного позже, когда человек, прошедший обучение, реализует полученные знания и навыки в реальных жизненных ситуациях.
НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ГРУППЫ
Все зависит от возможностей тренера. Но оптимальным количеством участников в группе считается 12 – 14 человек. Если семинар ведут два тренера, то группа может и быть больше.
20 человек – максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Любому человеку проще довериться небольшому числу людей. Атмосфера малой группы способствует более быстрому сближению участников и сплочению группы. Если же группа участников превышает 20 человек, то следует продумать программу и упражнения таким образом, чтобы задания были групповыми, так как индивидуальные задания требуют много времени и внимание участников становится рассеянным.
Возраст детей в средних общеобразовательных учреждениях должен быть не моложе 15 лет.
ОСОБЕННОСТИ ПРАВИЛ ГРУППЫ
Для того чтобы тренинг был эффективным, нужны специальные правила.
Правила – это законы группы, по которым она живет во время всего тренинга.
Правила принимаются всей группой вместе с тренером в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:
1. Мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
2. Не боялся стать объектом насмешки и критики;
3. Был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
4. Получал информацию сам и не мешал получать ее другим.
СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ОСНОВНЫХ ПРАВИЛ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ОБЕСПЕЧИТЬ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ:
конфиденциальность,
взаимоуважение,
пунктуальность,
“Не давать оценок”,
право ведущего (Приложение 2)
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТРЕНИНГА
Лекция (5% усвоения)
Чтение (10% усвоения)
Аудиовизуальные средства (20% усвоения)

Использование наглядных пособий (30% усвоения)
Обсуждение в группах (50% усвоения)
Обучение практикой действия (70% усвоения)
Выступление в роли обучающего (90% усвоения)
(Приложение 3)
СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Профилактический тренинг в средних общеобразовательных учреждениях может провести инструктор, не имеющий специального психологического (психотерапевтического, психиатрического) образования.
Профилактический тренинг развивает коммуникативные навыки детей, в процессе его проведения затрагиваются проблемы ответственного поведения. Но главной функцией такого тренинга все же является информирование.
ЦЕЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
– сохранение здоровья и улучшение качества жизни детей и подростков.
ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
1. Повышение уровня информированности учащихся о проблеме;
2. Изменение их отношения к проблеме;
3. Выработка и развитие навыков сохранения здоровья;
4. Формирование мотивации к сохранению здоровья.
ПЛАНИРОВАНИЕ ТРЕНИНГА
Все профилактические семинары состоят из одних и тех же этапов. Но объемное соотношение этих этапов в каждом отдельном семинаре может быть различным.
ЭТО ЗАВИСИТ ОТ:
1. целей семинара (если это только информационный семинар, этап формирования практических навыков может быть сильно сокращен);
2. особенностей малой группы;
3. продолжительности семинара;
4. уровня подготовленности группы (если группа хорошо информирована, большее количество времени можно посвятить навыкам и обсуждению социальных явлений)...
Примерная продолжительность 1,5 часового семинара в средних общеобразовательных учебных заведениях
Этап Продолжительность этапа
Введение – 5% 10-15 мин.
1. Знакомство – 5%
2. Ожидания участников – 5%
3. Принятие правил работы группы – 5%
4. Оценка уровня информированности – 5-10% 5-10 мин.
5. Актуализация проблемы – 10-30% 10-25 мин.
б. Информационный блок – 20-40% 20-35 мин.
7. Приобретение практических навыков – 20-60% 20-50 мин.
8. Завершение работы – 5% 5 мин.
Подробное описание этапов профилактического тренинга находится в Приложении 4.
Методы, используемые при работе с группой
ДИСКУССИЯ МОЗГОВОЙ ШТУРМ РОЛЕВЫЕ ИГРЫ КОЛЛЕКТИВНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Описание методик приводится в Приложении 4.
ОЦЕНИВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРЕНИНГА
С помощью различных методик можно получить ответы на следующие вопросы:
- Насколько эффективно то, что я делаю?
- Какой тренинг можно считать эффективным?
- Како...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.30 | Просмотров: 1319

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340