Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Модуль Перекрестки мировой художественной литературы - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Модуль Перекрестки мировой художественной литературы


Автор(ы): Киселева Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
“Моноцентризм вреден при изучении родной литературы. Желательно использовать любую возможность для сравнения и сопоставления русских писателей с зарубежными. Широкий взгляд на мир даст молодым людям уверенность в себе, раскроет возможность критического отношения к духовным ценностям прошлого и настоящего”.(В.С. Вахрушев “Уроки мировой литературы в школе”.)
Модуль “Перекрёстки мировой художественной литературы” построен по принципу поиска тематических, проблемных и художественных точек пересечения в произведениях писателей, относящихся к разным культурным пластам и разным эпохам. (“Тема ханжества и лицемерия в пьесах Ж. Б. Мольера “Тартюф” и А.Н. Островского “Гроза”. “Художественные точки пересечения французского и русского символизма. Верлен и русский символизм.”) Такой подход позволяет учащимся лучше понять философию развития мира, глубже проникнуть в мировые проблемы, критически оценить и усвоить общечеловеческие духовные ценности.
Применение модульной технологии даёт возможность развивать диалогическое и проблемное мышление через самостоятельное разрешение поставленной художественной задачи в ходе выполнения нетрадиционной творческой работы с исследовательским подходом. Сюда можно отнести:
– различные варианты сравнительного анализа;
– диалог авторов (героев);
– доказательство литературной теоремы;
– фантазия на тему;
– создание литературной композиции;
– графики, схемы.
Нравственную, мировоззренческую значимость и актуальность вычленяемых проблем подчёркивают нетрадиционные формы урока:
– защита творческих работ, вплетённых в канву определённого литературного произведения;
– урок- диалог поэтов (героев);
– “круглый стол”;
– урок – судебное заседание;
– ролевая игра;
– пресс-конференция.
Творческие работы могут выполняться учащимся как индивидуально, так и в творческих группах; при подготовке к уроку, на уроке, как следствие урока.
Во внеклассной работе модуль может быть представлен творческими работами в виде литературных композиций, написанных учениками на волнующую их тему.
Уроки модуля непосредственно сопряжены с программным материалом по русской литературе, изучаемой в 10 и11 классах.
Цель – формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности.
Задачи:
1.
  • способствовать приобщению учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
  • учить находить в сравниваемых произведениях тематические, проблемные, художественные точки пересечения;
  • учить доказывать эстетическое родство (различия) произведений литературы, относящихся к различным культурным пластам;
  • формировать навыки творческого применения полученных знаний по анализу художественного текста;
2
  • совершенствовать аналитические способности личности по отслеживанию путей взаимопроникновения и взаимовлияния культурных традиций через приобщение к мировой литературе;
  • способствовать развитию активных творческих форм взаимодействия личности с действительностью;
  • актуализировать процессы самопознания, самореализации и саморазвитие личности в исследовательской деятельности;
3
  • способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к духовным, этическим традициям различных культур;
  • способствовать формированию понимания природы литературного произведения как произведения искусства на разных этапах развития цивилизации;
  • способствовать осознанию высокой значимости русской литературы в мировом литературном процессе.

10-й класс

№№ Тема, проблема,
художественное решение
Тема урока Форма урока Кол-во
час.
1 Тема ханжества и лицемерия в пьесах Ж.Б. Мольера “Тартюф” и
А.Н. Островского “Гроза”
Можно ли поставить знак равенства между Марфой Игнатьевной Кабановой (Островский “Гроза”) и Тартюфом (Мольер “Тартюф”)? Защита творческих работ 1
2 Сюжетное родство и идейное различие романа Г. Флобера “Госпожа Бовари” и пьесы А.Н. Островского “Гроза” Можно ли пьесу А.Н. Островского “Гроза” считать “зеркальным отражением” романа Г. Флобера “Госпожа Бовари”? Урок – суд.
Г. Флобер против
А.Н. Островского:
обвинение в плагиате
1
3 Тема природы в стихах А. Фета и
М. Басё
Природа – источник наслаждений, размышлений и творческого вдохновения. (Поэзия А. Фета и М. Басё) Урок – диалог поэтов ( с выходом на творческие работы:
стихи в стиле “хокку”)
1
4 Женская тема в поэзии Н.А. Некрасова и Р. Бёрнса Женский вопрос. Его отражение в европейской поэзии XVIII-XIX веков. (Р. Бёрнс и Н.А. Некрасов. Историческое толкование) Диалог за “круглым столом” 1
5 Социальная сатира П-Ж. Беранже и Н.А. Некрасова. Особенности художественного подхода Размышления о человеческих пороках (Социальная сатирическая поэзия
П-Ж. Беранже и Н.А. Некрасова)
Защита творческих работ 1
6 Тема народа и власти в романах Дж. Свифта “Путешествия Гулливера” и М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” А что народ? (Дж. Свифт “Путешествия Гулливера” и М. Е. Салтыков-Щедрин “История одного города”) Урок – ролевая игра 1
7 Тема сверхличности в романах Стендаля “Красное и черное” и Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников и Жюльен Сорель (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание, Стендаль “Красное и чёрное”) Урок – диалог.
Часть I – Защита творческой работы.
Часть II - Размышления
2
8 Тема эгоизма в романах Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” и
О. Уайльда “Портрет Дориана Грея”
Чем русский “бытовой” эгоизм отличается от английского “эстетического” эгоизма? Защита творческих работ 1
9 Тема самопожертвования и возрождающей любви. О. Уайльд “Соловей и роза” и Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание” Зачем и с чем пришел я в этот мир?
(О. Уайльд “Соловей и роза”,
Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”)
Музыкально-литературная композиция 1
10 Итоговый урок:
“Вслед за Вергилием по кругам ада” Данте “Божественная комедия”
Защита творческих работ, вплетённых в сюжетную канву литературного произведения 2

11-й класс

№№ Тема, проблема,
художественное решение
Тема урока

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.30 | Просмотров: 1394

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340