Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Преподавание литературы - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Преподавание литературы


Автор(ы): Самкова Людмила Александровна, старший преподаватель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.
ТЕМА: “Нравственно-психологический роман “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского. Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа”.
ЦЕЛИ УРОКА:
  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством Ф.М.Достоевско го; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
  • развивать и совершенствовать умения выявлять основную проблематику произведения; владеть навыками сопоставительного анализа и выразительного чтения прозаического текста; развитие речевых умений и навыков; выполнять индивидуальную и сравнительную характеристики героя; готовить доклады на литературную тему, пользуясь различными типами справочной литературы;
  • воспитать бережное отношение к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека; воспитать эстетическое восприятия прозаического текста; воспитать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду; воспитание чувства прекрасного.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, тексты, рабочие тетради, иллюстрации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет. (1 мин.)

II. МОУ: Определение цели занятия. (1 мин.)

III.ЗАПИСЬ ТЕМЫ. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (10 мин.)

В ПЕТЕРБУРГЕ ДОСТОЕВСКОГО ИЛИ “ЛИК МИРА СЕГО”.
Я приступил к новому роману-трагедии…
Ф.М.Достоевский
Роман точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом.
А.Фадеев
Итак, перенесемся мысленно в 60 годы девятнадцатого века.
- Что происходит в это время в судьбе писателя?
Это годы, которые сам писатель назвал годами перерождения убеждений. Он пережил много нравственных и физических потрясений: умерла жена Мария Дмитриевна и брат Михаил. Редакционное дело журнала “Эпоха” легло на его плечи. На литературно-художественную работу не остается времени. Участились припадки болезни. Опутанный долгами, Достоевский прекращает издание журнала и уезжает за границу, где и начинает работу над романом.
- Как же создавался роман-трагедия?

IV.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ КАДЕТА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. (8 мин.)

V. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ РОМАНА.(10 мин.)

- Какую информацию дает нам автор в первой главе романа?
-Что еще мы узнаем о главном герое – молодом человеке, вышедшем из каморки?

* работа над репродукцией этюда Н. Ярошенко “Студент”
-Действительно ли главный герой романа – студент?
-Почему молодой человек вышел из каморки?
- И не просто бедный, а нищий
. Сможете это доказать?
-А что значит “нанимал от жильцов”?
-Следующая деталь: зашифрованные названия переулка и моста. Мы можем узнать, где происходит действие?
-Для чего автору понадобилось зашифровывать названия, столь легко выделяемые чуть-чуть посвященным читателем?
-И последняя деталь: “Молодой человек остановился в нерешительности…” Найдите в ближайшем продолжении романа повторение этого слова.

VI. ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ПЕТЕРБУРГУ ДОСТОЕВСКОГО. ГРУППОВАЯ РАБОТА. (45 мин.)

Люблю тебя, Петра творенье!
А.С.Пушкин
Виноват, не люблю его – окна, дырья, монументы.
Ф.М.Достоевский
-Каким мы видели Петербург в изображении русских писателей?
-Каким изображает его Ф.М.Достоевский?

*работа 1 группы
-Какими вы видите улицы, по которым шел Раскольников?

*Анализ эпизодов
“Первый день Раскольникова в Петербурге”
ч.1, гл. 1,2
“Пьяный в телеге, запряженный огромными ломовыми лошадьми”
ч.1, гл. 1
“Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние”
ч.2, гл. 2
“Шарманщик и толпа женщин у распивочной”
ч.2, гл. 6
“Смерть Катерины Ивановны”
ч.5, гл.5
-Меняется ли Петербург в зависимости о времени суток?
*Анализ эпизодов из ч.1, гл.1; ч.2, гл.!,6; ч.4,гл.5,6
*работа 2 группы
-Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются на этих улицах. Какое впечатление они производят на вас и почему?

*Анализ эпизодов
“Катерина Ивановна с детьми на улицах”
ч.5, гл.5
“Смерть Мармеладова”
ч.2, гл.7
“Встреча с пьяной девочкой на бульваре”
ч.1, гл.4
*работа 3 группы
-Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, покидая улицы ,входите в трактир, комнату, где живут Мармеладовы, и другие помещения?

*Анализ эпизодов
“Описание каморки Раскольникова”
ч.1, гл. 1,3
“Описание комнаты Сони”
ч.5, гл.4
“Описание комнаты Мармеладовых”
ч.1, гл.3
“Трактир, в котором Раскольников слушает исповедь Мармеладова”
ч.1, гл.2
-Как использует Достоевский световые эффекты в описании интерьеров?
-Найдите в текс...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2383

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340