Главная / Методические материалы / Преподавание литературы
Преподавание литературы
Автор(ы): Самкова Людмила Александровна, старший преподаватель
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний. ТЕМА: “Нравственно-психологический роман “Преступление и наказание” Ф.М.Достоевского. Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Система образов романа”. ЦЕЛИ УРОКА: - продолжить знакомство с жизнью и творчеством Ф.М.Достоевско го; показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым;
- развивать и совершенствовать умения выявлять основную проблематику произведения; владеть навыками сопоставительного анализа и выразительного чтения прозаического текста; развитие речевых умений и навыков; выполнять индивидуальную и сравнительную характеристики героя; готовить доклады на литературную тему, пользуясь различными типами справочной литературы;
- воспитать бережное отношение к духовному наследию народов как источнику формирования общей культуры человека; воспитать эстетическое восприятия прозаического текста; воспитать чувство ответственности и сознательное отношение к учебному труду; воспитание чувства прекрасного.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, тексты, рабочие тетради, иллюстрации. ХОД ЗАНЯТИЯ I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: построение, принятие рапорта, приветствие кадет. (1 мин.) II. МОУ: Определение цели занятия. (1 мин.) III.ЗАПИСЬ ТЕМЫ. СЛОВО УЧИТЕЛЯ. (10 мин.) В ПЕТЕРБУРГЕ ДОСТОЕВСКОГО ИЛИ “ЛИК МИРА СЕГО”. Я приступил к новому роману-трагедии… Ф.М.Достоевский Роман точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, - весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. А.Фадеев Итак, перенесемся мысленно в 60 годы девятнадцатого века. - Что происходит в это время в судьбе писателя? Это годы, которые сам писатель назвал годами перерождения убеждений. Он пережил много нравственных и физических потрясений: умерла жена Мария Дмитриевна и брат Михаил. Редакционное дело журнала “Эпоха” легло на его плечи. На литературно-художественную работу не остается времени. Участились припадки болезни. Опутанный долгами, Достоевский прекращает издание журнала и уезжает за границу, где и начинает работу над романом. - Как же создавался роман-трагедия? IV.ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СООБЩЕНИЕ КАДЕТА. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНА. (8 мин.) V. АНАЛИТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ РОМАНА.(10 мин.) - Какую информацию дает нам автор в первой главе романа? -Что еще мы узнаем о главном герое – молодом человеке, вышедшем из каморки? * работа над репродукцией этюда Н. Ярошенко “Студент” -Действительно ли главный герой романа – студент? -Почему молодой человек вышел из каморки? - И не просто бедный, а нищий. Сможете это доказать? -А что значит “нанимал от жильцов”? -Следующая деталь: зашифрованные названия переулка и моста. Мы можем узнать, где происходит действие? -Для чего автору понадобилось зашифровывать названия, столь легко выделяемые чуть-чуть посвященным читателем? -И последняя деталь: “Молодой человек остановился в нерешительности…” Найдите в ближайшем продолжении романа повторение этого слова. VI. ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ПЕТЕРБУРГУ ДОСТОЕВСКОГО. ГРУППОВАЯ РАБОТА. (45 мин.) Люблю тебя, Петра творенье! А.С.Пушкин Виноват, не люблю его – окна, дырья, монументы. Ф.М.Достоевский -Каким мы видели Петербург в изображении русских писателей? -Каким изображает его Ф.М.Достоевский? *работа 1 группы -Какими вы видите улицы, по которым шел Раскольников? *Анализ эпизодов “Первый день Раскольникова в Петербурге” ч.1, гл. 1,2 “Пьяный в телеге, запряженный огромными ломовыми лошадьми” ч.1, гл. 1 “Сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние” ч.2, гл. 2 “Шарманщик и толпа женщин у распивочной” ч.2, гл. 6 “Смерть Катерины Ивановны” ч.5, гл.5 -Меняется ли Петербург в зависимости о времени суток? *Анализ эпизодов из ч.1, гл.1; ч.2, гл.!,6; ч.4,гл.5,6 *работа 2 группы -Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются на этих улицах. Какое впечатление они производят на вас и почему? *Анализ эпизодов “Катерина Ивановна с детьми на улицах” ч.5, гл.5 “Смерть Мармеладова” ч.2, гл.7 “Встреча с пьяной девочкой на бульваре” ч.1, гл.4 *работа 3 группы -Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, покидая улицы ,входите в трактир, комнату, где живут Мармеладовы, и другие помещения? *Анализ эпизодов “Описание каморки Раскольникова” ч.1, гл. 1,3 “Описание комнаты Сони” ч.5, гл.4 “Описание комнаты Мармеладовых” ч.1, гл.3 “Трактир, в котором Раскольников слушает исповедь Мармеладова” ч.1, гл.2 -Как использует Достоевский световые эффекты в описании интерьеров? -Найдите в текс...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2383
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|