Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тема любви и гражданственности в произведениях И.С. Тургенева Накануне и Ф. Стендаля Ванина Ванини - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Тема любви и гражданственности в произведениях И.С. Тургенева Накануне и Ф. Стендаля Ванина Ванини


Автор(ы): Зиганшина Венера Сафаргалиевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • показать взаимосвязь русской и зарубежной литератур в раскрытии темы любви и гражданственности;
  • выявить новаторство писателей в создании художественных образов; через анализ раскрыть черты « нового героя» в русской и зарубежной литературах Х1Х века;
  • показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории;
  • развивать навыки сопоставительного анализа прозаических произведений и умение выявлять и формулировать концептуальные идеи критической статьи;
  • развивать устную речь учащихся;
  • вызвать эмоциональный отклик при анализе произведений, помочь учащимся ощутить гражданский пафос произведения.
Подготовительная работа:
  • прочитать роман И.С. Тургенева « Накануне» и новеллу Ф. Стендаля «Ванина Ванини»;
  • изучить критическую статью Н.А. Добролюбова « Когда же придет настоящий день»;
  • найти лексическое значение слов « гражданственность», « роман», « новелла».
Индивидуальная работа:
  • выступление о жизни и творчестве Ф. Стендаля;
  • наизусть монолог о родине из новеллы « Ванина Ванини»;
  • выступление об истории создания романа « Накануне».
Учитель.. Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения. Но урок необычный, так как разговор пойдет сейчас сразу о двух произведениях: новелле Фредерика Стендаля « Ванина Ванини» и романе И.С. Тургенева « Накануне». Это писатели с мировым именем, писатели одной эпохи. Разница в написании произведений - 50 лет. Тем не менее оба автора затронули в своих произведениях темы, которые остаются и по сей день актуальными как в русской, так и в зарубежной литературах. Это темы любви и гражданственности. Как же герои выдерживают проверку любовью? Можем ли мы говорить о них , как о людях высокой гражданственности ? Совместимы ли великое дело, дума о родине с личным счастьем ? Используя приемы сопоставительного анализа, раскрыв черты характера основных героев произведений, мы попробуем сегодня найти ответы на эти вопросы. Дома вы должны были найти значения слов « роман», « новелла». Послушаем ответы.
Ученик. Новелла - небольшой по объему жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу. Чаще всего в новелле изображается один – два эпизода из жизни одного или нескольких лиц. Как правило, это произведение с острым, захватывающим сюжетом. Жанр сложился в эпоху Возрождения, широкое распространение получил в 19 – 20 веках. Роман - жанр повествовательной литературы , раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени. Характерна разветвленность сюжета , отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер – в обусловленности средой.
Учитель. Вы, конечно же, понимаете, что нельзя хорошо изучить произведения, не зная жизненный путь писателя, не имея представления о его взглядах , принципах.. Об И.С. Тургеневе мы многое уже знаем. Мы изучили роман « Отцы и дети», ознакомились с циклами « Записки охотника» и « Стихотворения в прозе». Сейчас я попрошу в нескольких словах ознакомить нас с основными жизненными вехами Ф. Стендаля.
Ученик. Фредерик Стендаль ( Анри - Мари Бейль) родился в небольшом французском городке Гренобле в 1783 году. Детство писателя совпало с великими историческими событиями французской буржуазной революции. В 1799 году Стендаль отправился в Париж, чтобы поступить в политехническую школу, но попал в действующую армию Наполеона. В качестве военного чиновника наполеоновской армии он побывал в Италии, Германии, Австрии ; в 1812 году присутствовал при Бородинской битве и был в Москве. После падения Наполеона Стендаль, отрицательно относившийся к режиму Реставрации, к Бурбонам, уехал в Италию, где сблизился с передовыми людьми страны, республиканцами – карбонариями, встретился и подружился с Байроном, был в связях с тайной национально – освободительной организацией. Умер в Париже в 1842 году. Знаменитые произведения : романы « Красное и Черное», « Пармская обитель», новелла « Ванина Ванини».
Учитель. Итак, писатели не были знакомы. Хотя русский И.С. Тургенев, мы знаем, очень долго жил во Франции, на родине француза Ф. Стендаля. Тургенев имел широкий круг знакомств. С кем именно ?
Ученик. И.С. Тургенев поддерживал тесные отношения с Ги де Мопассаном, Эмилем Золя.
Учитель. Да, Тургенев и Стендаль никогда не встречались, лично не были знакомы и не переписывались, но тем не менее обоих писателей волновали одни и те же вопросы. После краха наполеоновской армии во Франции Бурбоны вновь пытались вернуть страну к нравам Средневековья, и многие свободомыслящие французы жаждали энергичных действий. Чувствовал это и Стендаль. Он видел, как нужны сейчас стране личности отважные, наделенные пламенной душой, незаурядным умом, высоким чувством гражданского долга. Где мог видеть Стендаль таких героев ? Кто мог стать прототипом Пьетро Миссирилли ?
Ученик. Таких героев он видел среди карбонариев в Италии, где провел многие годы своей жизни. Результатом всего этого явилась в 1829 году новелла « Ванина Ванини».
Учитель. Вспомним жизнь И.С. Тургенева. Ведь его также волновал вопрос: кто придет на смену дворянам – декабристам ? Из каких общественных слоев появятся новые люди ? Как приступят они к освобождению крестьян ? Его Рудин пополнил галерею « лишних людей».
Лаврецкий из « Дворянского гнезда» слишком много думал о собственном счастье. Базаров также не оправдал себя. Кто же он - новый герой ? Этот герой предстал перед нами в романе 1860 года « Накануне».
Выступление учащегося об истории создания романа.
Еще в 1855 году сосед Тургенева В. Каратеев ,отправляясь в Крым в качестве офицера дворянского ополчения, оставил писателю в полное распоряжение рукопись автобиографической повести. Главным героем ее был молодой болгарский революционер Николай Димитров Катранов. В 1848 году в составе группы болгарских юношей он приехал в Россию и поступил в Московский университет. Начавшаяся в 1853 году русско-турецкая война всколыхнула революционные настроения балканских славян, боровшихся за освобождение от турецкого ига. В начале 1853 года Катранов с женой Ларисой уехал на родину в болгарский город Свиштов, но внезапная вспышка скоротечной чахотки спутала все планы. Пришлось ехать на лечение в Венецию, где он простудился и скончался в 1853 году. Вплоть до 1859 года рукопись Каратеева пролежала без движения, хотя, познакомившись с нею, Тургенев воскликнул: «Вот герой, которого я искал!» Между тогдашними русскими такого еще не было.
Учитель. Ребята, мы сейчас сказали, что и во французской, и в русской литературе ощущалась потребность в новом герое : герое дела, с высоким чувством гражданского долга. Как вы понимаете слово « гражданственность»?
Ученик. Я думаю, гражданственность - это бескорыстное служение отечеству, когда все твои деяния направлены на благо страны, народа; осознание долга перед родиной; осознание причастности себя к общественному , когда личное и общественное уравниваются; ты не ощущаешь себя счастливым, если твоя страна в опасности , народ не свободен и т.д.
Учитель. Скажите, для чего писатели очень часто вводят в произведения тему любви?
Ученик. Я думаю, они испытывают героев. Может быть, писатели хотят выразить в произведениях свои взгляды на любовь.
Учитель. Итак, при всей самостоятельности развития русской и зарубежной литератур, мы не можем не отметить их взаимосвязи: писателей волновали одни и те же актуальные проблемы, они обращались к одним и тем же темам. Кого из героев представляют нам авторы в начале произведений?
Ученик. Писатели представляют нам в начале произведений главных героинь Ванини, Елену.
Учитель. Какими они предстают перед нами? Довольны ли они своей жизнью ? Обществом, которое их окружает?
Ученик.
Они не довольны жизнью. Ванина презирает общество пустых бесполезных аристократов. Елене скучно (в ней « смутная тоска»; ей была чужда своя семья… она ощущала бессознательную потребность в новой жизни : «Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела_ куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда.»)
Учитель. Почему же недовольны они жизнью? Чем они отличаются от других ?
Ученик. Обе героини отличаются умом. Ванина пренебрегла Ливио Савелли , с восхищением говорит о молодом карбонарии ; она предпочла пустому аристократу смелого человека из народа. Вспомним, что в начале романа Елена стоит перед выбором: на место ее избранника претендуют молодой ученый Берсенев, будущий художник Шубин, преуспевающий государственный чиновник Курнатовский . Но Елена выбирает молодого революционера Инсарова, человека с твердым характером, с высокой целью.
Учитель. И Ванина Ванини, и Елена – незаурядные личности, умные, наделенные широким кругозором … Елена могла бы отдать свою любовь и Берсеневу, и Шубину. Она предпочла Инсарова. Почему? Ведь мы не можем отказать Берсеневу ни в эрудиции, ни в порядочности? Что не устраивало героиню в них? (в Берсеневе - нерешительность, в Шубине – непостоянство, легкомыслие. Она отдает свою любовь тому, кто сможет наполнить ее жизнь смыслом). Ванина избирает Пьетро, хотя Ливио был одним из самых блестящих молодых людей, носил княжеский титул. Чем же похожи Инсаров и Миссирилли?
Ученик. И Пьетро, и Дмитрий - целеустремленные герои. В жизни Пьетро одна цель - объединить и освободить дорогую Италию. Только ради этого он живет. В жизни Дмитрия цель – освободить родную Болгарию от турецкого ига. В героях отсутствуют противоречия между словом и делом .
Учитель. Можем ли мы утверждать, что это люди высокого гражданского долга?
Ученик. Да, это люди высокого гражданского долга.
Учитель. Но в героях есть различия. Скажите, кто из них двоих стоит ближе к народу, чувствует эту кровную связь с народом, опирается на народ?
Ученик. Пьетро далек от народа; путем заговоров и кучкой карбонариев освобождение Италии было не реально. Инсаров ближе к народу: « И я, и нищий, мы за одно…» В разговоре с Еленой говорит, что ему сейчас не до личной мести, когда народ не освобожден.
Учитель. В сердцах героев произведений разгорается любовь, все ярче и ярче. Это испытание пройдет каждый. Для Пьетро и Инсарова любовь была проверкой их общественной ценности. Как ведут себя герои, полюбив?
Ученик. Пьетро очень похож на Дмитрия - у него также загорались глаза при слове родина, - он также готов пожертвовать своим счастьем ради общего блага (в последнем разговоре с Ваниной). Инсаров вначале сознательно отталкивает от себя Елену. Этот человек высокого гражданского долга : он не может думать о своем счастье, когда страна в опасности. Родина для него священна. Он подчинил себя идее освобождения Болгарии всего без остатка, в нем нет колебаний и сомнений. Это цельный характер. Он бежит от любви.
Учитель. Но в Пьетро в одно мгновение были колебания: что выбрать – Ванину или Родину? Когда?
Ученик рассказывает наизусть монолог Пьетро о родине.
«Что такое родина? Ведь это не какое-нибудь живое существо, к которому мы обязаны питать признательность за благодеяния и которое станет несчастным и будет проклинать нас, если мы изменим ему. Нет, родина и свобода- это как мой плащ: полезная одежда, которую я должен купить, если только не получил ее в наследство от отца. В сущности, я люблю родину и свободу потому, что они мне полезны. А если они мне не нужны… зачем мне покупать их, да еще за столь дорогую цену? Ванина так хороша и так необычайна! За ней будут ухаживать, она позабудет меня. У какой женщины бывает только один возлюбленный? Как гражданин, я презираю всех этих римских князей, но у них столько преимуществ передо мною! Да, если я уйду, она позабудет меня, и я навсегда ее потеряю.»
Учитель. Однако в конце новеллы автор полностью оправдывает своего героя, мы забываем его колебания. Подтвердите цитатами из текста.
Ученик. «Дорогой друг, я гл...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.31 | Просмотров: 1638

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340