Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Огромный интерес общественности к экологическим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом каждого. Формирование и развитие экологического мышления должно осуществляться с детства. Этот процесс формирует человеческое сознание, гражданскую активность, убежденность в возможности и необходимости решения экологических проблем на основе имеющихся знаний и умений по изучению и охране окружающей среды. Актуальность и острейшая социальная значимость проблемы ухудшения состояния окружающей нас среды натолкнула на мысль о введении в учебный план учащихся 9 класса элективного курса “Современные проблемы экологии”. Содержание программы ставит своей целью способствовать формированию у учащихся экологического мышления и культуры на основе фактического и статистического материала, характеризующего современное состояние окружающей среды и масштаб влияния на нее человека, как в целом на планете, так и местном регионе. Задачи курса: - систематизация и обобщение уже имеющихся у учащихся знаний курсов биологии и других естественных дисциплин;
- формирование обязательных знаний и умений для понимания состояния окружающей среды, роли антропогенных факторов, путей решений
- экологических проблем;
- формирование умения использовать разнообразные приемы работы с информацией, поиска знаний в процессе самостоятельной деятельности и умелого использования их на практике;
- развитие творческих способностей в процессе экспериментальной и научно-исследовательской работы;
- научить работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
- прививать интерес и любовь к природе, всем ее проявлениям.
Обучение учащихся опирается на полученные ранее знания по биологии, химии, физике, географии, обществознанию на основе развития и обобщения экологических понятии, усвоения важнейших закономерностей, идеи, теории, обеспечивающих формирование эколого-природоохранительного мышления и подготовку к практической деятельности. В целях развития познавательной активности обучающихся в процессе изучения данного курса организуются исследовательская и экспериментальная работа, подготовка рефератов, составление различных схем, решение экологических задач. Для повышения мотивационногофона на каждом уроке используются эпиграфы, анализ пословиц и поговорок с точки зрения экологии, а по окончании - организация конкурсов. Предусмотрено в курсе проведение конференций, разработка, оформление и защита проектов и научно-исследовательских работ. В ходе преподавания курса используются активные формы обучения: лекции, конференции, дискуссии, деловые игры, ток-шоу. Курс рассчитан на 34 часа в полугодии, 2 часа в неделю. Он ориентирует выпускников основной школы на осознанный выбор в старших классах естественнонаучного профиля обучения. Проверка качества усвоения учебного материала осуществляется в ходе текущего и тематического контроля с использованием устного опроса, тестовых заданий, изучения результатов исследовательской и проектной деятельности. Форма оценивания - пятибалльная система. Содержание программы Введение. (1 час) История развития экологии как науки, задачи и методы. Экологические факторы. I. Взаимодействие человека с природной средой. ( 5 часов) Роль природы в жизни человеческого общества. Масштабы воздействия человека на природу и их последствия. Атомная энергетика. Нетрадиционные источники энергии. Здоровье и окружающая среда. Современные проблемы охраны природы. Международное сотрудничество в области охраны природы. Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы. Анкетирование: “ Мое отношение к природе”. Практическая работа: “Изучение экологического состояния пришкольной территории”. Экскурсия: “Влияние туризма на растительный покров”. Вопросы тестового контроля (приложение 1). II. Атмосфера и человек. (6 часов) Газовая оболочка Земли. Антропогенные выбросы в атмосферу. Экологические проблемы: парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди, радиация. Самоочищение атмосферы. Выбросы производства и автотранспорта, мероприятия по борьбе с ними. Контроль за качеством атмосферного воздуха. Безотходные и малоотходные производства. Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, схем круговоротов веществ в атмосфере, очистных сооружений и замкнутых циклов воздуха. Лабораторная работа: “Определение загрязненности воздуха в классе, на территории школы”. Вопросы тестового контроля (приложении 1). III. Земля и человек. (3 часа) Деятельность человека и почва. Почва как составная часть биосферных круговоротов веществ. Земельный фонд России. Плодородие почвы. Эрозия почв и борьба с ней. Экология и минеральные удобрения. Мониторинг земель. Демонстрация: таблиц и рисунков орудий обработки земли, почвенных срезов, почвенной карты мира и России. Лабораторная работа: “Определению кислотности почвы”. Решение экологических задач. Вопросы тестового контроля (приложении 1). IV. Недра и человек. (3 часа) Горные разработки и природные ландшафты. Добыча полезных ископаемых и комплексное их использование. Охрана недр на Севере. Рекультивация земель. Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, карты полезных ископаемых. Экскурсия на предприятия добывающей промышленности. Вопросы тестового контроля (приложении 1). V. Водные ресурсы и человек. ( 4 часа) Значение воды в жизни человека. Водные ресурсы России, их охрана. Экологические проблемы Байкала, Ладоги, Арала. Очистка сточных вод. Бессточные производства. Мировой океан и человек. Контроль за чистотой водоемов. Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, схем очистных сооружений и замкнутых циклов воды. Лабораторная работа: “Определению содержания хлоридов в пробе воды”. Решение экологических задач. Вопросы тестового контроля (приложении 1). VI. Растительный мир и человек. (2 часа) Растительный мир - компонент биосферы. Роль леса в жизни человека. Охрана лесов, хозяйственно ценных и редких видов растений. Редкие растения Ямала, их охрана. Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, таблиц растений, Красной книги, наборов открыток “ Удивительные растения”. Решение экологических задач. Вопросы тестового контроля (приложении 1). VII. Животный мир и человек. (2 часа) Многообразие животного мира и его значение в развитии биосферы. Антропогенное воздействие на животный мир. Охрана и восстановление численности животных. Редкие животные Ямала, их охрана. Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, таблиц животных, Красной книги, наборов открыток. Решение экологических задач. Вопросы тестового контроля (приложении 1). VIII. Окружающая среда и здоровье человека. ( 6 часов) Природное окружение человека. Химические и биологические загрязнения среды и их последствия. Влияние на здоровье человека звуков, погоды, питания. Урбанизация и здоровье человека. Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Демонстрация таблиц “ Человек и биосфера”. Практическая работа: “Изучение содержания нитратов в овощах”. Вопросы тестового контроля (приложении 1). Заключение. ( 2 часа). Проведение конференций, диспутов, деловых игр, защита проектов и научно-исследовательских работ Учебно-тематический план (УТП) № п/п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | Лекц | Практ | Лабор | Семин | Экскурс. | 1 | Введение | 1 | 1 | | | | | | 2 | Взаимодействие человека с природной средой | 5 | | 1 | | 3 | 1 | тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния пришкольной территории, итоги анкетирования, отчет по экскурсии | 3 | Атмосфера и человек | 6 | 1 | | 1 | 4 | | тестирование; устный опрос; отчет и обсуждении результатов загрязненности воздуха, итогов лабораторной работы | 4 | Земля и человек | 3 | | | 1 | 2 | | тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов кислотности почвы. | 5 | Недра и человек | 3 | | | | 2 | 1 | тестирование; устный опрос; оформление мини-сочинений “Мои впечатления об экскурсии” | 6 | Водные ресурсы и человек | 4 | | | 1 | 3 | | тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов содержания хлоридов в воде. | 7 | Растительный мир и человек | 2 | | | | 2 | | тестирование; устный опрос | 8 | Животный мир и человек | 2 | | | | 2 | | тестирование; устный опрос | 9 | Окружающая среда и человек | 6 | 1 | 1 | | 4 | | тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния овощей. | 10 | Итоговое занятие | 2 | | | | 2 | | Защита проектов и научно-исслед. работ. | Поурочное планирование № п/п | Наименование тем и уроков | Количеств...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2012.05.31 | Просмотров: 2084
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|