Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся Современные проблемы экологии. 9-й класс - Преподавание экологии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экологии

Программа элективного курса предпрофильной подготовки учащихся Современные проблемы экологии. 9-й класс


Автор(ы): Бричевская Наталья Ивановна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Огромный интерес общественности к экологическим проблемам, ее требования гласности в оценке качества окружающей среды убеждают, что охрана природы в настоящее время является делом каждого. Формирование и развитие экологического мышления должно осуществляться с детства. Этот процесс формирует человеческое сознание, гражданскую активность, убежденность в возможности и необходимости решения экологических проблем на основе имеющихся знаний и умений по изучению и охране окружающей среды.
Актуальность и острейшая социальная значимость проблемы ухудшения состояния окружающей нас среды натолкнула на мысль о введении в учебный план учащихся 9 класса элективного курса “Современные проблемы экологии”.
Содержание программы ставит своей целью способствовать формированию у учащихся экологического мышления и культуры на основе фактического и статистического материала, характеризующего современное состояние окружающей среды и масштаб влияния на нее человека, как в целом на планете, так и местном регионе.
Задачи курса:
  • систематизация и обобщение уже имеющихся у учащихся знаний курсов биологии и других естественных дисциплин;
  • формирование обязательных знаний и умений для понимания состояния окружающей среды, роли антропогенных факторов, путей решений
  • экологических проблем;
  • формирование умения использовать разнообразные приемы работы с информацией, поиска знаний в процессе самостоятельной деятельности и умелого использования их на практике;
  • развитие творческих способностей в процессе экспериментальной и научно-исследовательской работы;
  • научить работать в группах, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • прививать интерес и любовь к природе, всем ее проявлениям.
Обучение учащихся опирается на полученные ранее знания по биологии, химии, физике, географии, обществознанию на основе развития и обобщения экологических понятии, усвоения важнейших закономерностей, идеи, теории, обеспечивающих формирование эколого-природоохранительного мышления и подготовку к практической деятельности.
В целях развития познавательной активности обучающихся в процессе изучения данного курса организуются исследовательская и экспериментальная работа, подготовка рефератов, составление различных схем, решение экологических задач. Для повышения мотивационногофона на каждом уроке используются эпиграфы, анализ пословиц и поговорок с точки зрения экологии, а по окончании - организация конкурсов. Предусмотрено в курсе проведение конференций, разработка, оформление и защита проектов и научно-исследовательских работ. В ходе преподавания курса используются активные формы обучения: лекции, конференции, дискуссии, деловые игры, ток-шоу.
Курс рассчитан на 34 часа в полугодии, 2 часа в неделю. Он ориентирует выпускников основной школы на осознанный выбор в старших классах естественнонаучного профиля обучения.
Проверка качества усвоения учебного материала осуществляется в ходе текущего и тематического контроля с использованием устного опроса, тестовых заданий, изучения результатов исследовательской и проектной деятельности. Форма оценивания - пятибалльная система.
Содержание программы
Введение.
(1 час)
История развития экологии как науки, задачи и методы. Экологические факторы.
I. Взаимодействие человека с природной средой. ( 5 часов)
Роль природы в жизни человеческого общества. Масштабы воздействия человека на природу и их последствия. Атомная энергетика. Нетрадиционные источники энергии. Здоровье и окружающая среда. Современные проблемы охраны природы. Международное сотрудничество в области охраны природы.
Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы.
Анкетирование: “ Мое отношение к природе”.
Практическая работа: “Изучение экологического состояния пришкольной территории”.
Экскурсия: “Влияние туризма на растительный покров”.
Вопросы тестового контроля (приложение 1).
II. Атмосфера и человек. (6 часов)

Газовая оболочка Земли. Антропогенные выбросы в атмосферу. Экологические проблемы: парниковый эффект, истощение озонового слоя, кислотные дожди, радиация. Самоочищение атмосферы. Выбросы производства и автотранспорта, мероприятия по борьбе с ними.
Контроль за качеством атмосферного воздуха. Безотходные и малоотходные производства.
Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, схем круговоротов веществ в атмосфере, очистных сооружений и замкнутых циклов воздуха.
Лабораторная работа: “Определение загрязненности воздуха в классе, на территории школы”.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).
III. Земля и человек. (3 часа)

Деятельность человека и почва. Почва как составная часть биосферных
круговоротов веществ. Земельный фонд России.
Плодородие почвы. Эрозия почв и борьба с ней. Экология и минеральные удобрения. Мониторинг земель.
Демонстрация: таблиц и рисунков орудий обработки земли, почвенных срезов, почвенной карты мира и России.
Лабораторная работа: “Определению кислотности почвы”.
Решение экологических задач.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).
IV. Недра и человек. (3 часа)

Горные разработки и природные ландшафты. Добыча полезных ископаемых и
комплексное их использование. Охрана недр на Севере. Рекультивация земель.
Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, карты полезных ископаемых.
Экскурсия на предприятия добывающей промышленности.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).
V. Водные ресурсы и человек. ( 4 часа)

Значение воды в жизни человека. Водные ресурсы России, их охрана. Экологические проблемы Байкала, Ладоги, Арала. Очистка сточных вод. Бессточные производства. Мировой океан и человек. Контроль за чистотой водоемов.
Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, схем очистных сооружений и замкнутых циклов воды.
Лабораторная работа: “Определению содержания хлоридов в пробе воды”.
Решение экологических задач.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).

VI. Растительный мир и человек. (2 часа)

Растительный мир - компонент биосферы. Роль леса в жизни человека. Охрана лесов, хозяйственно ценных и редких видов растений. Редкие растения Ямала, их охрана.
Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, таблиц растений, Красной книги, наборов открыток “ Удивительные растения”.
Решение экологических задач.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).

VII. Животный мир и человек. (2 часа)

Многообразие животного мира и его значение в развитии биосферы. Антропогенное воздействие на животный мир. Охрана и восстановление численности животных. Редкие животные Ямала, их охрана.
Демонстрация: таблицы по экологии и охране природы, таблиц животных, Красной книги, наборов открыток.
Решение экологических задач.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).
VIII. Окружающая среда и здоровье человека. ( 6 часов)

Природное окружение человека. Химические и биологические загрязнения среды и их последствия. Влияние на здоровье человека звуков, погоды, питания. Урбанизация и здоровье человека. Проблемы адаптации человека к окружающей среде.
Демонстрация таблиц “ Человек и биосфера”.
Практическая работа: “Изучение содержания нитратов в овощах”.
Вопросы тестового контроля (приложении 1).
Заключение. ( 2 часа).

Проведение конференций, диспутов, деловых игр, защита проектов и научно-исследовательских работ
Учебно-тематический план (УТП)
№ п/п Наименование тем курса Всего часов В том числе Форма контроля
Лекц Практ Лабор Семин Экскурс.
1 Введение 1 1
2 Взаимодействие человека с природной средой 5 1 3 1 тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния пришкольной территории, итоги анкетирования, отчет по экскурсии
3 Атмосфера и человек 6 1 1 4 тестирование; устный опрос; отчет и обсуждении результатов загрязненности воздуха, итогов лабораторной работы
4 Земля и человек 3 1 2 тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов кислотности почвы.
5 Недра и человек 3 2 1 тестирование; устный опрос; оформление мини-сочинений “Мои впечатления об экскурсии”
6 Водные ресурсы и человек 4 1 3 тестирование; устный опрос; отчет и обсуждение результатов содержания хлоридов в воде.
7 Растительный мир и человек 2 2 тестирование; устный опрос
8 Животный мир и человек 2 2 тестирование; устный опрос
9 Окружающая среда и человек 6 1 1 4 тестирование; устный опрос; анализ экологического состояния овощей.
10 Итоговое занятие 2 2 Защита проектов и научно-исслед. работ.
Поурочное планирование
№ п/п Наименование тем и уроков Количеств...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2012.05.31 | Просмотров: 2084

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340